Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа
Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
2. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе
§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………
§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….
Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….
§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..
§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….
РЕКОМЕНДАЦИИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
…………………………………………………….
40. При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными?
50. Что такое эпицентр?
«Баллы»
10. По какой шкале оценивается сила землетрясения?
20. По какой шкале определяется сила ветра?
30.Раскачивание висящих предметов, скрип полов, дребезжание стёкла
40. Наблюдаются разрушения в зданиях: образуются большие трещины в стенах, падают карнизы, дымовые трубы, на склонах гор появляются оползни и трещины.
50. Происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений.
«Действия людей при чрезвычайной ситуации природного характера»
10. Вы находитесь один дома. Вдруг задрожали окна и люстра, с полок начали падать посуда и книжки. Вы срочно:
а) займёте место в дверном проёме;
б) позвоните родителям на работу;
в) закроите окна и двери, и переёдёте в подвал.
20. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:
а) открыть окна и двери на нижнем этаже;
б) включить телевизор и радио, выслушать сообщения и рекомендации;
в) перенести на нижние этажи ценные вещи.
30. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:
а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в проеме дверей;
б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;
в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.
40. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:
а) убегать перпендикулярно от направления движения лавовых потоков;
б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;
в) укрыться за большим камнем.
50. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:
а) взрывная волна и разброс обломков;
б) водяные и грязекаменные потоки;
в) резкие колебания температуры;
г) тучи пепла и газов («палящая туча»).
Подведение итогов
Слова учителя: А сейчас давайте подсчитаем баллы каждой команды.
Выявляется команда победитель (слайд 53). Вручение грамот.
Приложение 5
Кроссворд по теме «Наводнение»
1. Дайте классификацию наводнению, которое известно как Всемирный потоп.
2. Опасное метеорологическое явление.
3. Скопление рыхлого льда во время замерзания реки.
4. Очень сильный ветер со скоростью свыше 20м/с.
5. Проникновение воды в погреба, подвалы зданий.
6. К какому типу можно отнести наводнение во время которого дед Мазай спасал зайцев?
7. Кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности.
8. Нагромождение льдин в узких местах реки во время весеннего ледохода.
9. Затопление местности в результате подъема воды в реке, озере или море.
10. Поражающий фактор наводнения, когда вода заливает дворы, улицы, первые этажи зданий и сельскохозяйственные угодья.
11. Опасное метеорологическое явление.
Приложение 6
Тема: «Ураганы, бури, смерчи»
Игра-викторина (102-105с.)
Цель: в игровой форме закрепить материал по теме «Ураганы, бури, смерчи». Проверить качество усвоения материала.
Раздаточный материал: конверты с разрезанной таблицей «Шкала разрушений вызываемых смерчем», листки с началом фраз «Чем страшен ураган», «Вторичными последствиями ураганов являются», карточки с действиями людей во время смерчей и ураганов, карточки с изображением «нолика» и «крестика».
Орг. момент. Класс делится на группы-команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана команды. Определяется очерёдность по карточкам с номером. Результаты выполненных заданий учитель фиксирует на доске.
1-е задание «Кто больше»
Каждая команда по очереди называет даты и место ураганов, бурь, смерчей. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
2-е задание «Вопрос-ответ»
Для всех команд задаётся один вопрос. На обсуждение ответа даётся 10 секунд, каждая команда записывает свой ответ на листочке. За все правильные версии команды получают по одному баллу.
Какое природное явление в разных районах Земли называют по-разному?
Как зарождаются циклоны?
Где в быту мы можем увидеть образец зарождения урагана?
Назовите 4 области зарождения тропических циклонов.
Почему циклонам дают женские имена?
Как измеряют циклоны?
3-е задание «Мозаика»
Команды получают конверты с разрезанной таблицей «Шкала разрушений вызываемых смерчем». Задание, собрать таблицу, та команда, которая вперёд соберёт таблицу, получает 5 баллов.
Класс разрушения | Скорость ветра, м/с | Повреждения, вызываемые смерчем |
0 | 18 | Слабые разрушения: небольшие повреждения антенн, повалены деревья с неглубокими корнями |
1 | 33 | Средние разрушения (начало ураганной скорости ветра): сорваны крыши, перевёрнуты автоприцепы, движущиеся автомобили снесены с дороги, некоторые деревья вырваны с корнём и унесены |
2 | 50 | Значительные повреждения: разрушены неустойчивые здания в сельских районах, крупные деревья вырваны с корнем и унесены, опрокинуты товарные вагоны, сорваны крыши с каркасов домов |
3 | 70 | Серьёзные повреждения: разрушена часть вертикальных стен домов, перевёрнуты поезда, разорваны конструкции со стальной оболочкой, большинство деревьев в лесу вырвано с корнями или повалено |
4 | 93 | Опустошительные повреждения: каркасы домов целиком повалены, автомобили и поезда отброшены, крупные предметы летят |
5 | 117 | Катастрофические повреждения: каркасы домов сорваны с фундаментов, железобетонные конструкции сильно повреждены, в воздухе летают крупные предметы |
4-е задание «Продолжи фразу»
Каждая команда получает листок, где написаны начала фраз. Задание: продолжить каждую фразу и записать её на листе. Оценивается правильность и быстрота выполнения.
Чем страшен ураган …………
Вторичными последствиями ураганов являются ………
5-е задание «Цепочка действий»
Каждая команда получает конверт, в котором на карточках описаны действия людей во время смерчей и ураганов. Задание – положить в правильном порядке.
6-е задание «Крестики-нолики»
Для каждой команды выдаются карточки с изображением «нолика» и «крестика». Учитель произносит фразу, группа совещается и поднимает крестик, если согласна с высказыванием, или нолик, если не согласна. Все правильные ответы фиксируются на доске.
1. Все бури одинаково чёрного цвета.
2. Воздух в смерче вращается против часовой стрелки.
3. Нельзя во время бури находиться на возвышениях: мостах, деревьях, около трубопроводов.
4. Можно укрыться под отдельно стоящими деревьями.
5. Нельзя заходить в повреждённые здания.
6. По возвращению, после прекращения бури соблюдайте меры предосторожности.
7. Если вы застали ураган в транспорте, то останетесь в нём и переждёте бурю.
8. Овраг может служить укрытием во время бури.
9. Задания викторины можно использовать не только в работе команды, но и для индивидуальной работы каждого учащегося, выполнение заданий можно построить по вариантам.
56
Приложение 7
1.
2.
3.
4.
56
Приложение 8
Игра «Домино»
Каждый учащийся получает предварительно перемешанные карточки. Игру начинает ученик, у которого карточка помечена тремя крестиками (ххх). Он задаёт вслух вопрос, который расположен внизу карточки. В предлагаемом варианте: «Подземные толчки и колебания земной поверхности». Остальные учащиеся смотрят на верхнюю часть имеющихся у них карточек, и нашедший ответ озвучивает его для всего класса. Если ответ правильный, то он же задаёт свой вопрос, размещённый в нижней части этой карточки.
Ответ на последний вопрос находится в верхней части карточки, с которой начиналась игра.
Ураган ***Подземные толчки и колебания земной поверхности. | Землетрясение Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с |
Мореограф Как называется наука об изучении землетрясений. | Сейсмология Как называется прибор, который регистрирует волну цунами. |
Бофорта Место, где происходит сдвиг горных пород. | Очаг землетрясения Как называется шкала для определения силы ветра в баллах и его скорость. |
Вулканологи Затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, которое наносит урон здоровью людей или даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб. | Наводнение Ученые, следящие за состоянием недр в районах действующих вулканов. |
Везувий Чувствительный приор, который улавливает и регистрирует подземные толчки, отмечает их силу, направление и продолжительность. | Сейсмограф Вулкан который похоронил три города в Италии. |
Дверной проем; углы, образованные капитальными внутренними стенами; места под прочными столами и рядом с кроватями. Назовите естественные безопасные укрытия на улице во время урагана. | Овраг, яма, ров, канава, кювет дороги.
Наиболее безопасные места для укрытия в здании при землетрясении. |
Рихтера, Меркали Наводнения, вызванные весенним таянием снега на равнинах или таянием снега и ледников в горах. | Половодья Какие две шкалы созданы для регистрации землетрясений? |
Укрыться в овраге, яме, рве, кювете дороги; лечь на дно укрытия и плотно прижаться к земле; избегать нахождения на мостах. Расскажите о действиях населения при заблаговременном оповещении о наводнении. | Отключить газ, электричество и воду; перенести на верхние этажи здания ценные вещи; взять необходимые вещи (документы, деньги, аптечку); трехдневный запас продуктов. Какими будут ваши действия при урагане, если вы находитесь на открытой местности? |
Покинуть все виды транспорта и укрыться в ближайшем подвале, убежище, овраге или лечь на дно любого углубления и прижаться к земле.
Что свидетельствует о приближении цунами. | Землетрясение (не каждое землетрясение вызывает цунами); отступление воды от берега (сильный отлив); поведение животных (уходят на склоны гор); появление трещин в береговом льду зимой. Ваши действия при получении информации о приближении смерча. |
Нельзя находиться на возвышенных местах, мостах; укрываться под отдельно стоящим деревом; близко подходить к опорам линий электропередачи; нельзя заходить в поврежденные здания.
Расскажите о действиях населения при внезапном землетрясении. | Оставаться в квартире, занять относительно безопасное место (проемы дверей, места под столом, кроватью); при прекращении толчков необходимо немедленно покинуть здание; нельзя пользоваться лифтом; необходимо действовать уверенно. Что нельзя делать при возникновении урагана, бури, смерча. |