Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа
Затруднения школьников, связанные с неумением учиться, привлекают пристальное внимание педагогов. Чем сложнее и насыщеннее становится образовательная деятельность, тем выше требования к ее эффективности, тем большее значение приобретают учебные умения, которые являются своеобразным ключом к решению многих актуальных проблем образования. Вместе с тем, уже у учащихся начальной школы недостаточно формируются необходимые общеучебные умения требуемого уровня.
Введение .…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе ………………………….…………………………………………………
1.1.Сущность понятия «умение информационного поиска» в образовательном процессе ……………………………………………………. 7
1.2.Роль учебной деятельности в формировании умения информационного поиска у младших школьников ………………………… 10
Вывод по главе 1 ………………………………………………………… 13
Глава 2. Проектирование опыта экспериментальной работы
по формированию умений у младших школьников умений информационного поиска при изучении окружающего мира ………………………………….
2.1. Проектирование уровня сформированности умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе ………………………………………………….……………………….. 14
2.2. Проектирование педагогических условий формирования
умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе……………………………………………………………….. 22
Вывод по главе 2 ………………………………………………………... 26
Заключение ……………………………………….……………………. 27
Список литературы ……………………………………………………. 28
Последовательное и продуманное обучение школьников работе с разными носителями информации, обучение быстрому ориентированию в информационном потоке, развития способностей анализировать, перекодировать, создавать, хранить, распространять информацию есть не что иное, как отвечающие нуждам образования общеучебные умения.
Таким образом, процесс формирования информационных умений нужно рассматривать не как альтернативу, а как составную часть программы развития умений общеучебного характера, как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников.
Выводы по главе 1.
Младший школьный возраст – период впитывания накопленных знаний об окружающем мире, многим в этом возрасте свойственна любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает их отношение к информации, в результате они накапливают опыт. Поэтому определенные теоретические знания нужно закладывать еще в младших классах, а впоследствии углублять и расширять их.
Формирование информационных умений школьника является стадийным процессом, соотносимым с процессом развития личности. На этапе получения общего образования конечной его целью становится достижение особых информационных качеств, которые могут характеризовать личность учащегося как информационную.
Информационные умения школьника трактуется как умение взаимодействия с информацией, формирующие у школьника способность ориентироваться в информационной среде. Они создают основу для развития качеств, характеризующих информационную личность.
Глава 2. Проектирование опыта экспериментальной работы
по формированию у младших школьников
информационных умений
2.1. Проектирование уровня сформированности
информационных умений у младших школьников
Оценить сформированность информационных умений учащихся начальных классов позволяют выявленные на основании анализа соответствующей литературы (Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков) критерии:
1. Практическая готовность ученика к осуществлению информационных умений проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает способ изучения информации, намечает шаги работы, применяет разные источники информации, оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
2. Формирование информационных умений учащихся рассматривается как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном процессе. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).
3. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в формировании информационных умений руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. [25]
Оценка каждого из данных критериев соотносится с уровнями сформированности информационных умений учащихся младших классов, выявленных и описанных в работе:
1. Исходный уровень определяю как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса при работе с разными источниками информации. Возможна реализация работы с информацией по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном процессе, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.
2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к работе с информационными источниками, возможностью с помощью учителя находить нужный материал по теме. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные задания по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей работы, некоторыми простыми информационными умениями.
3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы при работе с различными видами информации, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) знакомство с информацией. Учащийся владеет умениями обработки информации (может с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность представления результата своей деятельности.
Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.
Потребность в мониторинговой информации может существовать только тогда, когда она становится полезной не только для школьных администраторов, но и для педагогов, учащихся, их родителей. Таким образом, полезность информации мониторинговых исследований приобретает чрезвычайное значение с двух позиций: полезность с точки зрения потребностей управления (на разных уровнях системы) и полезность с точки зрения потребителей информации - педагогов, учащихся, родителей, социума в целом.
Критерии уровня сформированности информационных умений
Ключевые образовательные умения | Критерии | Уровень сформированности умений | ||
низкий | средний | высокий | ||
Информационные Обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, составляющей содержание учебных предметов и образовательных областей. | Умение работать с информацией | Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов | Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников | Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию |
Цель: Диагностика и оценка уровня сформированности информационных умений.
Задачи:
диагностировать сформированность информационных умений обучащихся. Собирать и накапливать фактический материал о реально протекающих изменениях в знаниях и умениях обучающихся и разработать на этой основе план индивидуальной и дифференцированной работы;
создать диагностический инструментарий с помощью которого возможно максимально точно проверить уровень сформированности информационных умений обучающихся;
своевременно выявлять проблемы и достижения в результатах обученности;
выявить уровень профессионального мастерства педагога, обобщить и распространить педагогический опыт.
В течение года необходимо проводить диагностику формирования информационных умений. Она представляет собой несколько циклов, каждый из которых состоит из следующих этапов:
I. Первичная диагностика – проведение и обработка анкеты, цель которой выявить потребности учащихся в овладении умениями, составляющими информационную компетентность.
II. Мотивационный момент – проведение беседы, в ходе которой:
сообщить результаты анкетирования;
рассказать о значении умений, составляющих информационную компетентность, для процесса обучения;
сообщить план работы.
III. Отработка умений, составляющих информационную компетентность, с помощью цикла упражнений, выполняемых на различных уроках при изучении темы, а также использование презентаций как объекта наблюдений и источника информации при изучении нового материала.
IV. Проведение контроля – на проверочной работе по теме дать ряд заданий, проверяющих усвоение некоторых умений, составляющих информационную компетентность.
V. Рефлексия:
для учителя: провести анализ проверочной работы с точки зрения сформированности умений;
для учащихся: продолжение работы с анкетой. Они еще раз отвечают на вопросы, но записи делают другим цветом. В конце работы делается вывод о произошедших изменениях.
VI. Коррекция:
для учителя: изменить содержание упражнений, выполняемых на различных уроках при изучении следующей темы;
для учащихся: обратить внимание на выполнение определенного вида упражнений.
После коррекции цикл повторяется с третьего этапа.
Итак, формирование информационной компетентности учащихся может проходить через:
преподавание с использованием информационных технологий;
самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий, подобранных с целью формирования умений, составляющих информационную компетентность;
целенаправленную работу по диагностике и коррекции умений самими учащимися. [14]
Инструкция:
Внимательно прочти вопросы и постарайся ответить на них искренно. При заполнении таблицы поставь знак “+” там, где ты считаешь нужным. Не бойся ошибиться, в этих вопросах нет правильных или неправильных ответов. Они выявляют, что ты уже умеешь делать, а чему тебе еще предстоит научиться. Не раздумывай долго над ответами, чаще всего первый пришедший на ум ответ, достоверно отражает степень твоих умений на данный момент.
Умеешь ли ты | Да, умею | Частично умею | Нет, не умею | |
1 | Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями |
|
|
|
2 | Извлекать информацию из нескольких источников |
|
|
|
3 | Находить необходимый источник информации и определять его примерное содержание |
|
|
|
5 | Определять основную идею в текстах |
|
|
|
6 | Критически относиться к полученной информации |
|
|
|
7 | Разделять текст на части, озаглавливать каждую часть |
|
|
|
8 | Иллюстрировать информацию примерами |
|
|
|
9 | Давать собственное объяснение, доказывать его правильность |
|
|
|
10 | Делать выводы |
|
|
|
11 | Отображать текст в виде схем, таблиц |
|
|
|
12 | Отстаивать свою точку зрения, доказывать ее правильность |
|
|
|
13 | Составлять план текста |
|
|
|
14 | Высказывать свое мнение по вопросу |
|
|
|
15 | Объяснять учебный материал своему однокласснику |
|
|
|
16 | Формулировать вопросы и отвечать на вопросы, связанные с учебным материалом |
|
|
|
17 | Оформлять свою работу в виде доклада, реферата |
|
|
|
Информация о работе Формирование умений информационного поиска у младших школьников