Формирование умений информационного поиска у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Затруднения школьников, связанные с неумением учиться, привлекают пристальное внимание педагогов. Чем сложнее и насыщеннее становится образовательная деятельность, тем выше требования к ее эффективности, тем большее значение приобретают учебные умения, которые являются своеобразным ключом к решению многих актуальных проблем образования. Вместе с тем, уже у учащихся начальной школы недостаточно формируются необходимые общеучебные умения требуемого уровня.

Содержание

Введение .…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе ………………………….…………………………………………………
1.1.Сущность понятия «умение информационного поиска» в образовательном процессе ……………………………………………………. 7
1.2.Роль учебной деятельности в формировании умения информационного поиска у младших школьников ………………………… 10
Вывод по главе 1 ………………………………………………………… 13
Глава 2. Проектирование опыта экспериментальной работы
по формированию умений у младших школьников умений информационного поиска при изучении окружающего мира ………………………………….
2.1. Проектирование уровня сформированности умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе ………………………………………………….……………………….. 14
2.2. Проектирование педагогических условий формирования
умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе……………………………………………………………….. 22
Вывод по главе 2 ………………………………………………………... 26
Заключение ……………………………………….……………………. 27
Список литературы ……………………………………………………. 28

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 190.50 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение  .…………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе ………………………….…………………………………………………  

1.1.Сущность понятия «умение информационного поиска» в образовательном процессе   …………………………………………………….  7

1.2.Роль учебной деятельности в формировании умения информационного поиска у младших школьников  ………………………… 10

Вывод по главе 1 ………………………………………………………… 13

Глава 2. Проектирование опыта экспериментальной работы

по формированию умений у младших школьников умений информационного поиска при изучении окружающего мира ………………………………….

2.1. Проектирование уровня сформированности умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе ………………………………………………….………………………..  14

2.2. Проектирование педагогических условий формирования

умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе………………………………………………………………..  22

Вывод по главе 2 ………………………………………………………...  26

Заключение  ……………………………………….…………………….  27

Список литературы  …………………………………………………….  28

 

         

 

 

 

 

 

Введение

Затруднения школьников, связанные с неумением учиться, привлекают пристальное внимание педагогов. Чем сложнее и насыщеннее становится образовательная деятельность, тем выше требования к ее эффективности, тем большее значение приобретают учебные умения, которые являются своеобразным ключом к решению многих актуальных проблем образования. Вместе с тем, уже у учащихся начальной школы недостаточно формируются необходимые общеучебные умения требуемого уровня. Это говорит о настоятельной необходимости организации целенаправленной работы по формированию у школьников общеучебных умений. Особая роль в формировании у детей общеучебных умений отводится начальной школе, так как именно здесь закладывается фундамент, без которого невозможно в дальнейшем сформировать у них умение самостоятельно приобретать знания.

В настоящее время к проблеме формирования умений информационного поиска личности обращаются представители самых разных отраслей знания, так как само явление информационной культуры возникло на стыке таких наук, как информатика, библиографоведение, культурология.

Наиболее пристальное внимание ему стало уделяться в 90-е годы XX столетия в связи с глобализацией информационных процессов, происходящих как в нашей стране, так и в мире. Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования умения информационного поиска, являются работы М.Г. Вохрышевой. Н.И. Гендиной, Н.Б. Зиновьевой, И.Г. Моргенштерна. Становление информационных умений личности специалистов различных направлений деятельности рассматривается в  диссертационных исследованиях Л.К.Лободенко, Н.В.Огурцовой, Т.А.Поляковой. Примером рассмотрения данного процесса применительно к различным возрастным группам могут служить диссертации Н.Л.Коряковцепой и М.В.Костюковой. Проблематика информационных умений раскрывалась также в работах И.М.Андреевой, С.Г.Антоновой, С.П.Бавина.

Вопросы, связанные с формированием общеучебных умений, отражены в исследованиях многих ученых, таких как Ю.К. Бабанский, Г.И. Батурина, А.Е. Давыдов, А.Е. Дмитриев, В.Н. Зайцев, Н.И. Запорожец, И.Д. Зверев, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, B.C. Цетлин, А.В. Усова и др. Из зарубежных иследователей следует назвать М. Баумана (Германия), Д. Брунера (США), Ш. Наджи (Венгрия), Д. Хамблина (Великобритания) и др. Необходимо отметить многообразие точек зрения ученых на проблему в целом, на определение основных понятий, на подходы к пониманию сущности умений, их номенклатуры и классификации, на распределение в предметном и возрастном плане.

Процесс формирования информационных умений школьника затрагивался в работах В.А.Витухновской, Н.И.Колковой, Г.А.Стародубовой.

Особо следует отметить деятельность в направлении исследования данного явления Кемеровской государственной академии культуры и искусств. Ее сотрудниками были разработаны программы формирования информационных умений учащихся 1-11 классов, а также в рамках специализации. Проблема формирования информационных умений школьника рассматривалась также в работах специалистов-информатиков: Г.Г.Воробьева, Г.Н.Гурьевой, В.П.Ершова, Е.Я.Когана, А.Г.Леонова, С.А.Маркова. Ю.А.Первина, А.Д.Урсула, С.А.Христочевского, М.Г.Эпиктетова.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в современной начальной школе.

Предмет исследования: процесс формирования информационных умений у младших школьников.

Цель исследования состоит в выявлении и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих становление информационных умений у учащихся в образовательном процессе.

Гипотеза: формирование у младших школьников информационных умений при следующих условиях:

-      деятельность учителя будет базироваться на современных подходах к обучению, учитывающих прогрессивные этико-педагогические идеи прошлого и настоящего;

-      будет применяться система работы учителя начальных классов по формированию информационных умений, адекватная возрастным особенностям младших школьников;

Исходя из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1.      Проанализировать имеющиеся в научно - педагогической литературе представления о содержании понятия «информационные умения» и уточнить содержание этого понятия применительно к учащемуся начальной школы;

2.      Определить уровень сформированности информационных умений у младших школьников;

3.      Разработать приемы и способы по формированию  информационных умений у младших школьников.

Методы исследования:

1.      Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы.

2.      Эмперические: мониторинг, диагностика, анкетирование учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования информационных умений младших школьников

1.1. Сущность понятия «информационные умения»

в образовательном процессе.

В намечающихся контурах  информационного  общества образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, так как информацию необходимо перерабатывать в полезное знание, что требует от членов социума высокого  образовательного  уровня. Одной из первостепенных задач системы образования становится формирование личности, владеющей всеми технологиями преобразования информации, свободно ориентирующейся в  информационных  потоках и массивах, осознающей  сущность  происходящих информационных   процессов, иначе говоря, личности, которую можно назвать информационной. Для нее характерен особый тип общей культуры – информационные умения. Процесс формирования информационных умений личности совпадает с процессом становления личности как таковой, поэтому для него характерна стадийность и логика развития от простого к сложному. Информационные умения школьника трактуется в этой связи как умение взаимодействия с информацией, формирующая у школьника способность ориентироваться в информационной среде. Они создают основу для развития качеств, характеризующих информационную личность (информационных качеств): информационную грамотность, информационный стиль мышления, информационное мировоззрение. По аналогии с информационными умениями взрослого человека информационные умения школьника включают в себя мировоззренческий, культурологический, технологический, правовой, коммуникативный и эстетический компоненты. Мировоззренческий компонент включает в себя мировоззренческую культуру (информационное мировоззрение), нравственную культуру (информационная этика), культурологическую (книжную культуру), библиографическую культуру, технологический компонент (компьютерную культуру), правовой компонент (информационное  право), коммуникативную (лексическую культуру), культуру умственного труда. Процесс  получения образования динамичен по своей  сущности, что обусловливает  процесс  формирования личности и развитие обозначенных компонентов. [3]

Информационные умения выдвигаются как одни из наиболее важных, так как учащиеся, поступающие в первый класс, имеют определенный уровень интеллектуального, психического развития, сформированность эмоционально-волевой сферы.

«Информационные умения» определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных технологий».

Информационные умения формируют готовность к использованию информационных ресурсов, включают освоение опыта деятельности на основе эмоционально-личностной ориентации. [8]

В ФГОС второго поколения определены информационные умения младших школьников: готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. [19]

Сущность педагогической технологии формирования информационных умений младшего школьника заключается в межпредметной координации действий учителя по развитию у учащихся умений и навыков работы с информацией.

Таким образом, обычно информационные умения связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатньши источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Роль учебной деятельности в формировании информационных умений у младших школьников

В последние десятилетия интерес к формированию информационных умений детей со стороны специалистов неуклонно растет. Это обусловлено причинами как личностного, так и общественного характера. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми знаниями и умениями. Информационный взрыв ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но он удваивается каждые 10-15 лет. В условиях современной цивилизации большинство людей  оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации, поэтому возникла необходимость научить работе с текстом. Сокращать его постоянно до тех пор, пока это не станет невозможным. Простота – это то, что дается труднее всего на свете. (писал Ж. Санд). В начальном образовании по мере усвоения детьми элементарных умений и навыков в математике, языкознании, при знакомстве с окружающим миром школа должна позаботиться об обучении детей рациональным, экономным по затрате времени и сил приемам работы с информацией, каких бы информационных источников это не касалось.[14]

Н.А. Лошкарева выделяет четыре группы учебных умений, рассматривает их с точки зрения их функциональной направленности и характера знаний, на основе которых они формируются. Это учебно-организационные умения, учебно-интеллектуальные умения, учебно-информационные умения и учебно-коммуникативные умения.             

Учебно-информационные умения заключаются в овладении учеником способами самостоятельного приобретения знаний, новой и дополнительной информацией, в том числе с помощью технических средств, а также способами смысловой переработки, запоминания информации, ее хранения.[11]

Учебно-информационные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

        работа с основными компонентами учебника;

        использование справочной и дополнительной литературы;

        различение и правильное использование разных литературных стилей;

        подбор и группировка материалов по определенной теме;

        составление планов различных видов;

        создание текстов различных типов;

        владение разными формами изложения текста;

        составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

        составление тезисов, конспектирование;

        подготовка рецензии;

        владение цитированием и различными видами комментариев;

        подготовка доклада, реферата;

        использование различных видов наблюдения;

        качественное и количественное описание изучаемого объекта;

        проведение эксперимента;

        использование разных видов моделирования [1]

В диссертационной работе Е.В. Ковалевой "Управление формированием общеучебных умений и навыков учащихся общеобразовательных школ" (2003 г.) за основу берется классификация общеучебных умений Н.А. Лошкаревой и выделяются умения и навыки работы с компьютером, но они не расшифровываются и в дальнейшем, при проведении анализа урока с позиции формирования у школьников общеучебных умений и навыков, не упоминаются [12].

В то же время, можно констатировать, что некоторый спектр информационных умений, переходит в разряд общеучебных и об этом свидетельствует ряд важных государственных документов. Следует отметить, что до недавнего времени овладение общеучебными умениями не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения. В типовых учебных программах были заложены только специальные умения, а общеучебные умения оставались вне требований программы.

Сегодня в стандарте начального общего образования указано, что в результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности, среди которых выделено: "Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера" [22].

Информация о работе Формирование умений информационного поиска у младших школьников