Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа
Затруднения школьников, связанные с неумением учиться, привлекают пристальное внимание педагогов. Чем сложнее и насыщеннее становится образовательная деятельность, тем выше требования к ее эффективности, тем большее значение приобретают учебные умения, которые являются своеобразным ключом к решению многих актуальных проблем образования. Вместе с тем, уже у учащихся начальной школы недостаточно формируются необходимые общеучебные умения требуемого уровня.
Введение .…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе ………………………….…………………………………………………
1.1.Сущность понятия «умение информационного поиска» в образовательном процессе ……………………………………………………. 7
1.2.Роль учебной деятельности в формировании умения информационного поиска у младших школьников ………………………… 10
Вывод по главе 1 ………………………………………………………… 13
Глава 2. Проектирование опыта экспериментальной работы
по формированию умений у младших школьников умений информационного поиска при изучении окружающего мира ………………………………….
2.1. Проектирование уровня сформированности умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе ………………………………………………….……………………….. 14
2.2. Проектирование педагогических условий формирования
умений информационного поиска при изучении окружающего мира в начальной школе……………………………………………………………….. 22
Вывод по главе 2 ………………………………………………………... 26
Заключение ……………………………………….……………………. 27
Список литературы ……………………………………………………. 28
Обработка результатов:
вопросы 1-6 отражают умения, связанные с поиском информации;
7-11 с обработкой информации;
12-14 с представлением информации;
15-17 с передачей информации.
Результаты обработки заносятся в таблицу по образцу:
Перечисленные в анкете умения | Частичная потребность | Отсутствие умения |
Например, умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями | 6 | 9 |
Результаты анкеты влияют на содержание цикла упражнений. Для общего выполнения следует подобрать упражнения, формирующие умения, необходимые для большинства учащихся. Если встречаются учащиеся, запрос которых резко выделяется на общем фоне, необходимо сформировать пакет индивидуальных упражнений
2.2. Проектирование педагогических условий формирования
у младших школьников информационных умений
Процесс формирования информационной культуры школьника может
быть программирован при помощи специальных учебных дисциплин, хотя
косвенно в нем участвуют образовательные программы большинства
образовательных областей, зафиксированных соответствующих государственных стандартах.
В процессе обучения учащимся начальных классов часто требуется выполнять задания, которые требуют от них умений ориентироваться в большом объёме информации, найти и выбрать тот материал, который подходит к теме. Это задания типа: написание сообщения, доклада, подбор литературы по заданной теме. Но, к сожалению, младший школьник, как правило, самостоятельно это задание выполнить не может и просит помощи взрослых. Получается, что задание выполняет взрослый, а ребёнок его лишь воспроизводит. Возникает вопрос: как помочь маленькому ребёнку ориентироваться в большом объёме информации? На данный момент нет никакой методики обучения детей информационной грамотности, и эта проблема остаётся не разрешённой. В образовании недостаточно разработаны аспекты данной проблемы, поэтому в настоящий период, период “информационного взрыва” в современном обществе она является актуальной, востребованной.
Формирование информационной грамотности обеспечивает доступ к сокровищам национальной и мировой культуры. Для того, чтобы пользоваться этими сокровищами, необходимо формировать уже в раннем возрасте уважительное отношение к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: формирование информационных умений продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе. Необходимость повышения грамотности в области информатики продиктована современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов.
Вариативность учебных курсов и программ начальной школы даёт возможность учителю выбрать свой путь, направленный на достижение заданного качества образования.
Реализация поставленных задач (формирование умений) может идти путем:
В рамках отдельных курсов информатики и экономики.
Интеграции информатики с экономикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность).
Интеграция информатики и экономики с основными предметами, где информационные и экономические знания будут формироваться на основе выполнения практических заданий.
Однако при реализации путей формирования информационных умений младших школьников в процессе обучения возникают определённые трудности, которые связаны с рядом причин
В области информатики:
в базисном учебном плане начальной школы не выделено отдельного часа для изучения информатики;
разброс в материально-технических условиях школ (согласно требованиям стандарта начального образования 2004 года, изучение информатики предполагает знакомство с компьютером. Но не все школы оснащены компьютерной техникой);
сложности с обеспечением легальным программным обеспечением (для работы компьютера необходимы лицензионные программы, стоимость которых достаточно высока);
информатика изучается как модуль с 3 класса в образовательной области “Технология” (Информатика уже интегрирована с технологией);
привязанность учителей к конкретным программам по технологии;
В связи с современными требованиями к уровню образованности подрастающего поколения усиливается внимание к начальной школе как фундаменту образования в развитии личности школьника.
Современная начальная школа призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, овладение им элементарной культурой деятельности, в том числе и информационной. Учитывая требования современного времени, учитель должен находить пути достижения поставленных перед начальным образованием задач.
Очевиден тот факт, что если воспитание в школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.
Немаловажное является также информационное воспитание в семье. Оно призвано решать следующие задачи:
В области информатики:
1. Формировать у детей потребность в чтении.
2. Обучать детей поиску информации, в том числе с использованием компьютера.
3. Учить грамотно, оформлять результаты поиска. [25]
Чтобы устранить эти недостатки, необходимо расширять и углублять пропаганду информационных знаний среди родителей, обучать их формам и методам информационного образования.
Формирование информационных умений – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Заключение
В ходе исследования установлено, что проблема формирования информационных умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
1. Сформированность информационных умений у младших школьников определена как специально организованная, познавательная деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этих умений осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися знаний, с использованием доступных для детей источников информации. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и информационных умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности.
2. Информационные умения направлены на формирование разных групп умений. В работе описаны разные подходы к формированию умений учащихся начальной школы, которые соответствуют содержанию и этапам процесса обучения: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, оформлять и представлять результат поиска информации, анализировать и оценивать источники информации.
Разработаны и представлены критерии оценки сформированности информационных умений учащихся начальной школы и определены на их основе уровни сформированности умений учащихся начальных классов (исходный, начальный, продуктивный).
3. Выявлены, обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования информационных умений младших школьников: деятельность учителя будет базироваться на современных подходах к обучению, учитывающих прогрессивные этико-педагогические идеи прошлого и настоящего; будет применяться система работы учителя начальных классов по формированию информационных умений, адекватная возрастным особенностям младших школьников.
4. Описанные выше условия способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов умений находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат (продукт) своей работы, анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников.
Список литературы
1. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред. Молоков Ю.Г., Молокова А.В.
2. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов - М.: Педагогическое общество России, 2003.
5. Гоноболин Ф.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1973.
6. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах Информатика и образование. 1995. №6.
7. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и образование. 2000. № 2.
8. Кочеулова А.С. Образовательные программы и информационная
культура // Библиография. - 1998
9. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников.– М.: Просвещение, 1976.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
11. Лошкарева Н.А. Развитие общих учебных умений и навыков Воспитание школьников. 1984.
12. Лошкарева Н.А. Формирование общих умений и навыков как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис, д-ра пед, наук, М,, 1990.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации. – М.: Просвещение, 1990.
14. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе. - Новокузнецк, 2008
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
16. 26. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед, учеб. Заведений В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
17. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
18. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост/ Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
Информация о работе Формирование умений информационного поиска у младших школьников