Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Республики Казахстан 

     Карагандинский  государственный университет 

     им. академика Е.А. Букетова 
 
 

     Тищенко М.А. 
 
 
 
 
 
 

Формирование  нравственных качеств младших школьников

 в  процессе организации внеклассной  работы 
 

     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

     специальность 050102 – «Педагогика и методика начального обучения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Караганда 2011

     Министерство  образования и науки Республики Казахстан 

     Карагандинский  государственный университет 

     им. академика Е.А. Букетова 
 
 
 
 
 

     «Допущен (-а) к защите» 

     Зав. кафедрой ПиМНО

     ________Ж.Е.  Сарсекеева  
 
 
 
 
 
 

     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

На  тему: «Формирование  нравственных качеств  младших школьников

в процессе организации  внеклассной работы» 

     по  специальности 050102 – «Педагогика  и методика начального обучения» 
 
 
 
 
 

     Выполнил:                                                                     М.А. Тищенко 

      

     Научный руководитель                                                

     к.п.н., доцент                                                                С.А. Одинцова 
 
 
 

Караганда 2011

   СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...…6

1 Теоретические  основы исследования проблемы  формирования    нравственных  качеств школьников …………..……………………………..……11

    1. Разработка вопросов по формированию нравственных качеств  

школьников в  научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11

1.2  Особенности  формирования нравственных качеств  младших      школьников  в процессе организации внеклассной  работы………….…………..25

2  Анализ деятельности  учителя по формированию нравственных  качеств младших школьников в  процессе организации внеклассной  работы…….…….37

2.1  Содержание  деятельности учителя по формированию  нравственных  качеств младших  школьников в процессе организации  внеклассной работы....37

2.2 Результативность  деятельности учителя по формированию  нравственных качеств младших  школьников в процессе организации  внеклассной работы....45

Заключение………………………………………………………………………….55

Список использованной литературы……………………………………………...58

Приложение………………………………………………………………………....61 
 

 

   Введение 
 

   Формирование  нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего  поколения. В Законе Республики Казахстан  «Об образовании» главной задачей  системы образования является обязательность развития творческих,  духовных и  физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и  здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания  условий  для развития индивидуальности [1]. Закон  гласит о воспитании личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни  республики, осознанного отношения  личности к своим правам и обязанностям. «Сегодня, когда идет процесс становления  молодого государства, как независимого и суверенного в его процветании  и вхождении мировое сообщество созидательной силой выступает  личность, поэтому одной из важных задач государства является формирование полноценного в духовно-нравственном отношении морально устойчивого, образованного, физически здорового населения….» [2].

   Нравственные  качества личности  определяют  моральный  облик, делают человека внутренне свободным  и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Они выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в  основе морального выбора и саморегуляции  поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его  нравственной культуры.

   Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных  в культуре на разных этапах исторического  развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в  рамках гуманистического мировоззрения  как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек  выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде  и центрируется вокруг человека. При  этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной  реальности, но и оценку своего места  в окружающей действительности, связей с другими людьми.

   Решающую  роль в процессе формирования нравственных качеств школьников играет педагогический  процесс, так как он является более  систематизированным, управляемым  и направленным на выработку определенного  рода  отношений, следовательно, ведущую  роль в воспитании подрастающего  поколения занимает школа.

   Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в  соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано  с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных  готовностей учащихся к активно-деятельному  взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.) Осуществляемая работа по улучшению деятельности школы требует создания такой системы, которая могла бы поднять все дело духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на уровень современных требований, определяемых новыми прогрессивными процессами, происходящими в нашем обществе. Совершенствование воспитательной системы является важной задачей, проводимой обществом по формированию человека.

   Школа, в процессе решения задач воспитания, должна операться на нравственное и  разумное в человеке, помогая каждому  воспитаннику определить ценностные основы, как собственной жизнедеятельности, так и обрести чувство ответственности  за сохранение моральных основ общества.                                                                                     

    Нравственное воспитание  младших   школьников должно  стать  одним   из обязательных компонентов  образовательного процесса. Школа  для ребенка  -  та адаптивная  среда, нравственная атмосфера  которой  обусловит  его   ценностные ориентации.  Поэтому   важно,  чтобы  нравственная   воспитательная   система взаимодействовала  со всеми компонентами школьной  жизни:  уроком,  переменой, внеурочной  деятельностью,  пронизывала   всю   жизнь   ребят   нравственным  содержанием.

   В младшем школьном возрасте изменяются социальные роли и функции детей, значительно расширяются их нравственные отношения с окружающим миром  и другими людьми. Учащиеся активно  познают социальную жизнь общества, взрослых людей, устанавливают с  ними определенные связи и взаимоотношения  постигают смысл их деятельности и поступков. В данный возрастной  период происходит чрезвычайно интенсивное  усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных  с ними нравственных привычек поведения  и формирования нравственных качеств  личности.

   Нравственное  воспитание включает формирование у   младших  школьников сознания   связи   с   обществом,   зависимости   от   него,   необходимости согласовывать  свое  поведение  с  интересами   общества;   ознакомление   с нравственными   идеалами,   требованиями   общества,    доказательство    их правомерности  и разумности; превращение нравственных знаний  в  нравственные убеждения,  создание  системы  этих   убеждений;   формирование   устойчивых нравственных  чувств,  высокой  культуры  поведения  как  одной  из  главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

   Нравственные  качества как сложные психологические  образования формируются не сразу, а путем постепенного усложнения и интеграции нравственных умений, навыков и привычек в более  сложные личностные образования  – нравственные качества. Поэтому  проектирование процесса их воспитания должно осуществляться с учетом результатов  диагностики нравственной воспитанности  младших школьников, определения  и реализации на ее основе соответствующих  воспитательных задач, а организация  этого процесса предполагает использование  педагогически обоснованной системы  методов и средств воспитания, организации разнообразных видов  деятельности и общения, направленных на формирование нравственных качеств  младших школьников.

   Несовершенство  нравственного воспитания обусловлено  обострившимися  жизненными   противоречиями.   Часть   школьников   поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом,  нежеланием  активно  участвовать  в общественных  делах,  откровенными  иждивенческими  настроениями.  Отдельные  дети  страдают  бездуховностью  или  усматривают  ее  в   исключительности положения в обществе своих  родителей,  замыкаются  в  своем  исключительном круге  общения.                                                

   Своеобразной  формой бездуховности,  обнищания  духа  является уход некоторых молодых  людей от общества в субъективный мир. Наиболее  опасной формой   безнравственного   состояния    некоторых    школьников    является нравственное  лицемерие,   практическое   использование   двух-трехстепенной морали: одна  внешняя,  показная – для  школы,  общественных  мероприятий; другая – для  дома,  для  семьи,  вводящая  в  заблуждение  родителей;  третья подлинная – для своего круга общения  и  для  себя.  На  виду – общественная активность, в душе – убежденность, что жизнь  строится по  законам  жестокого  эгоизма. Проявляются результаты противоречия между нравственным  воспитанием  в школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной  действительности.

   Образование нравственных качеств осуществляется посредством формирования и интеграции нравственных умений навыков и привычек в более сложные личностные образования  – нравственные качества. Характер формирования нравственных качеств  личности младшего школьника выступает  как объективное психолого-педагогическое явление и представляет собой  процесс сочетания и объединения  в целостную личностную систему  ранее воспитанных устойчивых способов поведения (нравственных привычек) и  нравственных качеств с формируемыми.

   Решение воспитательных задач, направленных на формирование нравственных качеств  младших школьников, станет результативнее, если нравственное воспитание в школе  станет более основательно вплетено в учебно-воспитательный процесс  и составляющую его неотъемлемую часть внеклассную работу.

   Актуальность  проблемы воспитания младших школьников связана со следующими положениями:

   Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

     Во-вторых, в современном мире  маленький человек живет и  развивается, окруженный множеством  разнообразных источников сильного  воздействия на него как позитивного,  так и негативного характера,  которые (источники) ежедневно  обрушиваются на неокрепший интеллект  и чувства ребенка, на еще  только формирующуюся сферу нравственности.

   В-третьих, само по себе образование не гарантирует  высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение  к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.  В собрании сочинений К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [3].

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы