Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа
Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.
Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....
Министерство
образования и науки Республики
Казахстан
Карагандинский государственный университет
им.
академика Е.А. Букетова
Тищенко
М.А.
Формирование нравственных качеств младших школьников
в
процессе организации
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
специальность
050102 – «Педагогика и методика
начального обучения»
Караганда 2011
Министерство
образования и науки Республики
Казахстан
Карагандинский государственный университет
им.
академика Е.А. Букетова
«Допущен
(-а) к защите»
Зав. кафедрой ПиМНО
________Ж.Е.
Сарсекеева
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
На тему: «Формирование нравственных качеств младших школьников
в
процессе организации
внеклассной работы»
по
специальности 050102 – «Педагогика
и методика начального обучения»
Выполнил:
Научный
руководитель
к.п.н.,
доцент
Караганда 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
основы исследования проблемы
формирования нравственных
качеств школьников …………..……………
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности
формирования нравственных
2 Анализ деятельности
учителя по формированию
2.1 Содержание
деятельности учителя по
2.2 Результативность
деятельности учителя по
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Формирование
нравственных качеств одно из приоритетных
направлений в воспитании подрастающего
поколения. В Законе Республики Казахстан
«Об образовании» главной задачей
системы образования является обязательность
развития творческих, духовных и
физических возможностей личности формирование
прочных основ нравственности и
здорового образа жизни, обогащение
интеллекта путем создания условий
для развития индивидуальности [1]. Закон
гласит о воспитании личности с активной
гражданской позицией, формирование
потребностей участвовать в общественно-
Нравственные качества личности определяют моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Они выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Важнейшим
средством нравственного
Решающую роль в процессе формирования нравственных качеств школьников играет педагогический процесс, так как он является более систематизированным, управляемым и направленным на выработку определенного рода отношений, следовательно, ведущую роль в воспитании подрастающего поколения занимает школа.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.) Осуществляемая работа по улучшению деятельности школы требует создания такой системы, которая могла бы поднять все дело духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на уровень современных требований, определяемых новыми прогрессивными процессами, происходящими в нашем обществе. Совершенствование воспитательной системы является важной задачей, проводимой обществом по формированию человека.
Школа,
в процессе решения задач воспитания,
должна операться на нравственное и
разумное в человеке, помогая каждому
воспитаннику определить ценностные основы,
как собственной
Нравственное воспитание младших
школьников должно стать одним
из обязательных компонентов
образовательного процесса. Школа
для ребенка - та адаптивная
среда, нравственная атмосфера
которой обусловит его
ценностные ориентации. Поэтому
важно, чтобы нравственная
воспитательная система взаимодействовала
со всеми компонентами
В младшем школьном возрасте изменяются социальные роли и функции детей, значительно расширяются их нравственные отношения с окружающим миром и другими людьми. Учащиеся активно познают социальную жизнь общества, взрослых людей, устанавливают с ними определенные связи и взаимоотношения постигают смысл их деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и формирования нравственных качеств личности.
Нравственное воспитание включает формирование у младших школьников сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственные
качества как сложные психологические
образования формируются не сразу,
а путем постепенного усложнения
и интеграции нравственных умений,
навыков и привычек в более
сложные личностные образования
– нравственные качества. Поэтому
проектирование процесса их воспитания
должно осуществляться с учетом результатов
диагностики нравственной воспитанности
младших школьников, определения
и реализации на ее основе соответствующих
воспитательных задач, а организация
этого процесса предполагает использование
педагогически обоснованной системы
методов и средств воспитания,
организации разнообразных
Несовершенство
нравственного воспитания обусловлено
обострившимися жизненными
противоречиями. Часть школьников
поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом,
нежеланием активно участвовать
в общественных делах, откровенными
иждивенческими настроениями. Отдельные
дети страдают бездуховностью
или усматривают ее в
исключительности положения в обществе
своих родителей, замыкаются
в своем исключительном круге
общения.
Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир. Наиболее опасной формой безнравственного состояния некоторых школьников является нравственное лицемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали: одна внешняя, показная – для школы, общественных мероприятий; другая – для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья подлинная – для своего круга общения и для себя. На виду – общественная активность, в душе – убежденность, что жизнь строится по законам жестокого эгоизма. Проявляются результаты противоречия между нравственным воспитанием в школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности.
Образование
нравственных качеств осуществляется
посредством формирования и интеграции
нравственных умений навыков и привычек
в более сложные личностные образования
– нравственные качества. Характер
формирования нравственных качеств
личности младшего школьника выступает
как объективное психолого-
Решение воспитательных задач, направленных на формирование нравственных качеств младших школьников, станет результативнее, если нравственное воспитание в школе станет более основательно вплетено в учебно-воспитательный процесс и составляющую его неотъемлемую часть внеклассную работу.
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана со следующими положениями:
Во-первых,
наше общество нуждается в подготовке
широко образованных, высоконравственных
людей, обладающих не только знаниями,
но и прекрасными чертами
Во-вторых, в современном мире
маленький человек живет и
развивается, окруженный
В-третьих,
само по себе образование не гарантирует
высокого уровня нравственной воспитанности,
ибо воспитанность – это