Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)

   Необходимо  отметить,  что  при  неквалифицированном  применении  рассказ,  разъяснение,  внушение  могут  принимать  форму  нотации.  Она,  как  известно,  никогда  не  достигает  цели,  а  скорее  вызывает  противодействие  у  воспитанников,  желание  действовать  вопреки.  Нотация  не  становится  формой  убеждения.

   В  работе  с  учащимися  различных  возрастных  групп  широко  применяется  этическая  беседа.  В  педагогической  литературе  она  рассматривается  и  как  метод  привлечения  учащихся  для  обсуждения,  анализа  поступков  и  выработки  нравственных  оценок,  и  как  форма  разъяснения  школьникам  принципов  нравственности  и  их  осмысления,  и  как  средство  формирования  системы  моральных  представлений  и  понятий,  которые  в свою  очередь  выступают  в  качестве  основы  для  формирования  нравственных  взглядов  и  убеждений.

   Этическая беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения знаний, предполагающий участие обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников. 

   Эффективность  этической  беседы  зависит  от  соблюдения  ряда  важных  условий:

  1. Беседа  должна  носить  проблемный   характер. 
  2. Нельзя  допускать,  чтобы  этическая  беседа  развивалась  по  заранее  составленному  сценарию с  заучиванием  готовых  или  подсказанных  взрослыми  ответов.  Нужно учить детей с уважением  относиться  к  мнениям других, терпеливо  и  аргументировано  вырабатывать  правильную  точку  зрения.
  3. Нельзя  допускать  также,  чтобы  беседа  превращалась  в  лекцию.       Материал  для  беседы  должен  быть  близок  эмоциональному  опыту  воспитанников.  Только  при  опоре  на  реальный  опыт  беседы  на  отвлеченные  темы  могут  быть  успешными.
  4. В  ходе  беседы  важно  выявить  и  сопоставить  все  точки  зрения.  Правильное  руководство  этической  беседой  заключается  в  том,  чтобы  помочь  воспитанникам  самостоятельно  прийти  к  правильному  выводу.  Для  этого воспитателю  нужно  уметь  смотреть  на  события  или  поступки  глазами  воспитанника,  понимать  его  позицию  и  связанные  с  ней  чувства.

   В  начальной  школе  этическая  беседа  имеет  простую  структуру.  Здесь  предпочтителен  индуктивный  путь:  от  анализа  конкретных  фактов,  их  оценки до  обобщения  и  самостоятельного  вывода [30, 541].

   Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Его  воздействие основывается на известной закономерности: явления,  воспринимаемые  зрением, быстро и  без труда запечатлеваются  в  сознании,  потому  что  не  требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором  нуждается  любое  речевое  воздействие.  Пример  действует  на  уровне  первой  сигнальной  системы,  а  слово  –  второй.  Когда  говорят  о  примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых  конкретных  людей  –  родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую  воспитательную  силу  имеет  и  пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых.

   Психологической  основой  примера  служит  подражательность.  Подражательность  –  деятельность  индивида.  Иногда  очень  трудно  определить  черту,  где  заканчивается  подражание  и  где  начинается  творчество.  Часто творчество  и  проявляется  в  особенном,  своеобразном  подражании [29, 542].

   Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  младших  школьников  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица.  При  выборе  моральных  примеров, учитывая  эти  закономерности  восприятия  личности,  следует  добиваться  того,  чтобы  носители  добрых  начал  были  приятны  и  симпатичны,  а  носители  пороков  вызывали  неприязнь [30, 75].

   Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника от неправильного поступка, формирует  понятие  о  безнравственном.

   Целостность нравственного воспитания младших  подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогического  процесса является сама сложная и  противоречивая жизнь. Нравственность формируется не насловесных или  деятельностных мероприятиях, а в  повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать  решения и совершать поступки. В результате зреет моральное  сознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой.

   Целостный, диалектически противоречивый процесс  нравственного воспитания исходит  из жизни с ее идеалами, за которые  надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для  преодоления которых нужна недюжинная воля и самообладание. Подлинный, глубинный, действенный механизм нравственного  воспитания заключается в разрешении противоречий между ребенком, его  самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные  качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой  делает нравственный выбор, какие совершает  поступки. Либо он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние  препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает  растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных  трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок  развивает в себе основу нравственности  – нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром и нравственном удовлетворении.

   Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя,  его  поведения,  отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно, без расхождений  между словом  и делом, доброжелательно [30,543].

   Проанализировав научно-педагогическую литературу, можно  сделать вывод, что идея исследование формирования нравственности, начала занимать важное место в духовной культуре в V веке до нашей эры, и  не менее актуальна эта тема остается в современное время.  Нравственное формирование личности является важнейшей  составной частью образовательной  среды, от того школа становится главной  средой воспитания подрастающего поколения. Проанализировав также способы  формирования нравственного воспитания  младших  школьников можно  отметить,  что  в  реальных  условиях педагогического  процесса  решающее значение здесь  имеет гармонично  организованная  воспитательная система, направленная на формирование нравственных качеств  младших школьников. Но без соответствующей  грамотно организованной системы, без  взаимодействия друг с другом компонентов  воспитательного процесса, он утрачивает свое  назначение,  замедляет  формирования определенных качеств, движение к  намеченной  цели.

    1. Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы
 
 

   Нравственное  воспитание младших школьников  должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. У каждого ребенка свои интересы и потребности, моральные качества, характер и способности и все  это должно найти место в коллективных мероприятиях. С первых дней у детей  формируется общественное мнение и  учителю надо очень осторожно  управлять им. Но главное дети должны лучше узнавать друг друга. Этот процесс  происходит на всех мероприятиях, уроках, экскурсиях, переменах.

   Большая  часть  детей  приходит  в  1  класс  из  детского  сада,  где  ребята  получают  достаточный  запас  нравственных  представлений  и  привычек.  Дети  имеют  широкий  круг  представлений  о  хороших  и  плохих  поступках,  навыки  вежливого  отношения  к  окружающим.  Стремление  детей  стать  школьниками  является  хорошим  стимулом  для  нравственного  воспитания.  С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  расширяется.  Главным  для  детей  становится  учеба.  Кроме  того, в школе  они  должны  научиться  строить  нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу и  с учителем [31]. Осознание  важности,  необходимости  новых  обязанностей  и  дел  предопределяет  готовность  ребенка  выполнять  новые  требования  взрослых:  добросовестно  готовить  школьные  задания,  старательно  овладевать  знаниями,  активно  участвовать  в  жизни  класса [32].

   Психологи  установили,  что  младший  школьный  возраст  характеризуется  также  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость [33].

   На  пороге  школьной  жизни  возникает  новый  уровень  самосознания  детей,  наиболее  точно  выражаемый  словосочетанием  «внутренняя  позиция».  Факт  становления  такой  позиции  внутренне  проявляется  в  том,  что  в  сознании  ребенка  выделяется  система  нравственных  норм,  которым  он  следует  или  старается  следовать  всегда  и  везде,  независимо  от  обстоятельств [34].

   Ж.Пиаже  установлено,  что  в  период  5-12  лет  представления  ребенка  о  нравственности  меняются  от  нравственного  реализма  к  нравственному  релятивизму.  Нравственный  реализм,  в  понимании  Пиаже,  -   это  твердое,  непоколебимое  и  однозначное  понимание  добра  и  зла,  разделяющее  все  существующее  только  на  две  категории  -  хорошее  и  плохое  -  и  не  усматривающее  никаких  полутеней  в  нравственных  оценках [35].

   Нравственный  релятивизм, проявляющийся у  детей  приблизительно  с  11  лет,  основан  на  убеждении,  что  каждый  человек  имеет  право  на  справедливое  и  уважительное  отношение  к  себе и  в  каждом  его  поступке  можно  усмотреть  нравственно  оправданное  и  осуждаемое.  Реалист  мыслит  категориями  авторитета  и  полагает,  что  законы  нравственности  установлены  властью  и  незыблемы,  что  они  абсолютны  и  не  имеют  исключений,  что  их  нельзя  менять в  период  нравственного  реализма  дети  судят  о  действиях  людей  по  их  следствиям,  а  не  по  намерениям. Для  них  любой  поступок,  приведший  к  отрицательному  результату,  является  плохим  независимо  от  того,  совершено  он  случайно  или  намерено,  из  плохих  или  хороших  побуждений.  Однако  при  явных  отрицательных  следствиях  поступков  они  способны  в  определенной  степени  принимать  в  расчет  намерения  человека,  давая  нравственную  оценку  его  действиям [36].

   Важную  роль  в  нравственном  развитии  ребенка  играет  эмпатия – способность  человека  эмоционально  отзываться  на  переживания  другого.   Эмпатия  как  свойство  личности  выступает  мотивом  различных  форм  поведения.

   Сочувствие – устойчивое  свойство,  оно  побуждает  человека  к  альтруистическому  поведению,  так  как  в  его  основе  лежит  нравственная  потребность  в  благополучии  других  людей,  на  его  основе  формируется  представление  о  ценности  другого  [37].  Через эмпатию при перевоспитании  ребенка возможно  формирование  непроизвольной  нравственной  мотивации.  Если  ребенок совершает нравственный  поступок  из  потребности в самоутверждении,  то  его все равно необходимо  похвалить.  Видя  радость человека,  которому  он  помог,  он  переживает  удовлетворение.  В результате  повторения  таких ситуаций  произойдет  сдвиг мотива:  он  будет стремиться  удовлетворить потребности других  людей ради  их  благополучия [37, 159].

   С  возрастом  способность  ребенка  переживать  за  другого  развивается  и  переключается  с  реакции  на  физический  ущерб  человека  на  реакцию  на  его  чувства  и  далее  -  на  реакцию,  на  жизненную  ситуацию  в  целом.  В  младшем  школьном  возрасте  наряду  с  развивающимся  чувством  «Я»  у  ребенка  складывается  представление  о  «Я»  других  людей,  отличном  от  собственного.  В  этот  период  важно  научить  ребенка  учитывать  интересы  других,  их  потребности,  представленные  переживаниях.  Для  развития  эмпатии  очень  важно  учитывать,  что  в  этом  возрасте  ребенок  особенно  восприимчив  к  воздействиям  взрослого.  Но  для  этого  нужно,  чтобы  сам  воспитатель  был  эмоционально  отзывчив  на  переживания  ребенка,  умел  вовремя  прийти  ему  на  помощь [38].

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы