Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)

   Учебная деятельность, являясь в младшем  школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения  учащимися приемами, способами решения  различных умственных и нравственных задач.

   Учителю принадлежит приоритетная роль в  воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером нравственности и  преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем  этапе развития общества особенно актуальны [23, 541].

   Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания следует считать то, что  он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

   Существенным  признаком процесса нравственного  воспитания является его концентрическое  построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного  уровня и заканчивается более  высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

   Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно  вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Все факторы, обусловливающие нравственное становление  и развитие личности школьника, И.С.Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными  влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного  поведения. Автор рассматривает  проблемы воспитания нравственности через  категорию «отношение личности». Им предлагается учитывать отношения  школьников к учению, труду, общественному  достоянию, коллективу, к себе и людям. И.С.Марьенко указывает на главную  роль субъективных отношений в механизме, регулирующем нравственное поведение  учащихся. Как указывает ученый, в развитии и становлении личности школьника важное значение имеет  накопление нравственного опыта  поведения, включающего в себя интеллект, чувственную и волевую сферы. Опыт нравственного поведения –  это содержание и условие реализации способа действий и поступков  на каждом этапе школьного образования. Эти отношения должны быть высокого нравственного уровня и способствовать выработке идеала у учащихся [24].

   На  нравственное формирование личности оказывают  воздействие многие социальные условия  и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

   Одна  из задач воспитания – правильно  организовать деятельность ребенка. В  деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения  могут влиять на изменение целей  и мотивов деятельности, что в  свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

   Теоретический анализ состояния проблемы нравственного  воспитания школьников позволяет сделать  вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному  вопросу, которые можно взять  на вооружение при повышении нравственного  воспитания школьников.

      Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка.

   Главными  действующими лицами любого воспитательного  дела в начальной школе всегда выступают сами дети, учителя, родители. В любом мероприятии главное, чтобы каждый ребенок смог проявить себя, стать активным участником дела. Очень важно, чтобы детям было интересно, все должно начинаться и  заканчиваться на высоком эмоциональном  подъеме, вызывая у детей массу  впечатлений. После проведенного мероприятия  очень полезно делать анализ.

   Важным  элементом в содержании нравственного  воспитания является воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности  и сознательности, она готовит  младшего подростка к социальной деятельности» [25].

   Дисциплинированность  как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

  • «культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
  • культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)
  • культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
  • бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)» [21, 105-106].

   Культура  поведения младших школьников в  значительной мере формируется под  влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся  в школе и семье.

   Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой.

   Упражнение  обеспечивает выработку и закрепление  у младших школьников необходимых  навыков и привычек, претворение  навыков и привычек на практике. Используя этот метод в своей  работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение  нравственных принципов, на выработку  этических идеалов. Для активизации  нравственного развития личности и  проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В  различных ситуациях, умело подобранных  воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод  побуждает личность систематизировать  ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами  поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод  интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика.

   Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания следует считать то, что  он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

   Существенным  признаком процесса нравственного  воспитания является его концентрическое  построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного  уровня и заканчивается более  высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся  [26].

   Особой  воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя  к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего подростка к социальной деятельности» [22, 105-106].

   Формы организации и методы нравственного  воспитания  изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом  – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный  и действенный путь формирования личности.

   Наиболее  последовательной  и  современной  представляется, на наш взгляд,  классификация,  разработанная  Г.И.Щукиной,  в  которой  выделяют  такие  группы  методов:

  • методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности);
  • методы организации деятельности и формирования опыта  общественного  поведения;
  • методы  стимулирования  поведения  и  деятельности [27].

   Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  все  без  исключения  методы  требуют  высокой  педагогической  квалификации. Рассмотрим  наиболее  сложные  по содержанию  и  применению  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример [28].

   В  младших  классах  часто  используется  рассказ  на  этическую  тему.  Это  яркое  эмоциональное  изложение  конкретных  фактов и  событий,  имеющих  нравственное  содержание.  Воздействуя  на  чувства,  рассказ  помогает  воспитанникам  понять  и  усвоить  смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения. 

   У  рассказа  на  этическую  тему  несколько функций:

  1. Служить  источником  знаний.
  2. Обогащать  нравственный  опыт  личности  опытом  других  людей.
  3. Служить  способом  использования  положительного  примера  в  воспитании.

   К  условиям  эффективности  этического  рассказа  относятся  следующие:

    • рассказ  должен  соответствовать  социальному  опыту  школьников.  В  младших  классах он  краток,  эмоционален,  доступен,  соответствует  переживаниям  детей;
    • рассказ  сопровождается  иллюстрациями,  которыми  могут  стать  произведения  живописи,  художественные  фотографии,  изделия  народных  умельцев.  Усиливает  его  восприятие  хорошо  подобранное  музыкальное  сопровождение;
    • обстановка  имеет  большое  значение  для  восприятия  этического  рассказа.  Эмоциональное  воздействие  окружающей  обстановки  должно  соответствовать  замыслу  и  содержанию  рассказа;
    • рассказ  производит  должное  впечатление  только  тогда,  когда  выполняется  профессионально.  Неумелый,  косноязычный  рассказчик  не  может  рассчитывать  на  успех.
    • рассказ  обязательно  должен  переживаться  слушателями.  Нужно  позаботиться,  чтобы  впечатления  от  него  сохранялись  как  можно  дольше [29].

   Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа,  –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность. Для  младших  школьников  применяются  элементарные  приемы  и  средства  разъяснения:  «Поступать  нужно  так»,  «Все  так  делают»  и  т.п.

   Разъяснение  применяется, чтобы  сформировать  или  закрепить  новое  моральное  качество  или  форму  поведения;  для  выработки  правильного  отношения  воспитанников  к  определенному  поступку,  который  уже  совершен.

   В  практике  школьного  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение.  Внушение,  проникая  незаметно  в  психику,  действует  на  личность  в  целом,  создавая  установки  и  мотивы поведения.  Как  уже  было  отмечено,  младшие  школьники  особенно  внушаемы.  Педагог,  опираясь  на  эту  специфику  психики,  должен  использовать  внушение  в  тех  случаях,  когда  воспитанник  должен  принять  определенные  установки [30].

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы