Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа
Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.
Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....
Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.
Между
тем эти понятия необходимо различать.
Под моралью в этике обычно
понимают систему выработанных в
обществе норм, правил и требований,
которые предъявляются к
Нравственные нормы, правила и требования к поведению личности есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.
Мораль
общества охватывает большое многообразие
этих отношений. Если их сгруппировать,
то можно четко представить
Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.
В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [8]. Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [8, 558].
В педагогическом словаре понятию «нравственность» дается такое определение: «Нравственность –
В
социологическом словаре
Толкование
понятия «нравственность» также
можно найти в этическом
А.Ницше
считал: «Быть моральным, нравственным,
этичным - значит оказывать повиновение
издревле установленному закону или обычаю».
«Мораль - это важничанье человека перед
природой» [12].
С годами понимание нравственности изменилось. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее определение понятию «нравственность»:
«Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [13].
В.А.Сухомлинский говорил о
Сухомлинский
писал: «В практической работе по нравственному
воспитанию наш педагогический коллектив
видит прежде всего формирование
общечеловеческих норм нравственности.
В младшем возрасте, когда душа
очень податлива к
1.Ты
живешь среди людей. Не
2.
Ты пользуешься благами,
3.
Все блага и радости жизни
создаются трудом. Без труда нельзя
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5.
Будь неравнодушен к злу.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» [14, 161-165].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К.Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [15].
Н.И.Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [16].
Рассматривая
систему нравственного
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [18].
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А.Матвеева [19], Л.И.Рувинский [20] и многих других.
В
своих исследованиях они
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
«Практически
любая деятельность имеет нравственную
окраску», считает О.Г.Дробницкий [21],
в том числе и учебная, которая,
по мнению Л.И.Божович, «обладает большими
воспитательными возможностями»
И.Ф.Харламов указывает, что в результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения. По его мнению, содержание нравственности заключается в следующем:
Результатом
нравственного воспитания является
нравственная воспитанность. Она материализуется
в общественно ценных свойствах
и качествах личности, проявляется
в отношениях, деятельности, общении.
О нравственной воспитанности свидетельствует
глубина нравственного чувства,
способность к эмоциональному переживанию,
мучениям совести, страданию, стыду
и сочувствию. Она характеризуется
зрелостью нравственного