Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)

   Но  если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и  формировании личности, тем большее  значение имеет эта проблема в  системе современного воспитания.

   Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в  обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и  деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его  сознания, навыков и привычек, связанных  с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки  весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности  есть не что иное, как перевод  моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения  личности и как неуклонное соблюдение.

   Нравственные  нормы, правила и требования к  поведению личности есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

   Мораль  общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся.

   Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в  его содержании. Важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, проявляется настоящая  сущность нравственности вообще.

   В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное  ученье, правила для воли, совести  человека» [8]. Он считал: «Нравственный  – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт  человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного  быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним  духовное начало, к умственному относится  истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого  сердцем гражданина. Это человек  нравственный, чистой, безукоризненной  нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [8, 558].

   В педагогическом словаре понятию  «нравственность» дается такое определение: «Нравственность –

  1. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, настрой мышления и поведения социального субъекта, один из основных способов регуляции действий человека в обществе посредством установки на непричинение ущерба (вреда) человеку, обществу, государству, среде обитания. В отличие от чисто регулятивных нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов различения  добра и зла, должного и недолжного, справедливости и несправедливости;
  2. система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь» [9].

   В социологическом словаре понятие  «нравственность» толкуется как  особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и  систематическое культивирование  в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и  этических знаний; формирование способности  жить согласно нормам и принципам  морали с целью воплощения их в  практической деятельности [10].

   Толкование  понятия «нравственность» также  можно найти в этическом словаре: «Нравственность – это сфера  нравственной свободы личности, когда  общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения  благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро» [11].

   А.Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».  «Мораль - это важничанье человека перед природой» [12].                                                     

   С годами понимание нравственности изменилось. В толковом словаре С.И.Ожегова  дается следующее определение понятию  «нравственность»:

«Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [13].

     В.А.Сухомлинский говорил о том,  что необходимо заниматься нравственным  воспитанием ребенка, учить «умению  чувствовать человека».  [14] «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям,  ломай деревья, попирай красоту,  выше всего ставь свое личное».  Все дело в одной, в очень  важной закономерности нравственного  воспитания. Если человека учат  добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет  добро. Учат злу (очень редко,  но бывает и так), в результате  будет зло. Не учат ни добру,  ни злу - все равно будет  зло, потому что и человеком  его надо сделать» [14, 142]. Он считал, что «незыблемая основа нравственного  убеждения закладывается в детстве  и раннем отрочестве, когда добро  и зло, честь и бесчестье,  справедливость и несправедливость  доступны пониманию ребенка лишь  при условии яркой наглядности,  очевидности морального смысла  того, что он видит, делает, наблюдает» [14, 170].

   Сухомлинский  писал: «В практической работе по нравственному  воспитанию наш педагогический коллектив  видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным  воздействиям, мы раскрываем перед  детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

   1.Ты  живешь среди людей. Не забывай,  что каждый твой поступок, каждое  твое желание отражается на  окружающих тебя людях. Знай, что  существует граница между тем,  что тебе хочется, и тем,  что можно. Проверяй свои поступки  вопросом к самому к себе: не  делаешь ли ты зла, неудобства  людям? Делай все так, чтобы  людям, окружающим, тебя было хорошо.

   2. Ты пользуешься благами, созданными  другими людьми. Люди делают тебе  счастье детства. Плати им за  это добром.

   3. Все блага и радости жизни  создаются трудом. Без труда нельзя                           честно жить.

   Будь  добрым и чутким к людям. Помогай  слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они  дали тебе жизнь, они воспитывают  тебя, они хотят, чтобы ты стал честным  гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

   5. Будь неравнодушен к злу. Борись  против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто  стремится жить за счет других  людей, причиняет зло другим  людям, обкрадывает общество».

   Такова  азбука нравственной культуры, овладевая  которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» [14, 161-165]. 

   Школа является основным звеном в системе  воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка  доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К.Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных  ситуациях. Учебный процесс тесно  связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда  содержание образования увеличилось  в объеме и усложнилось по своей  внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных  понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем  знания по конкретным учебным предметам [15].

   Н.И.Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в  какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в  тех разнообразных отношениях, в  которые они вступают в различных  ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему  содержания, форм, методов и приемов  педагогических действий [16].

   Рассматривая  систему нравственного воспитания, Н.Е.Ковалев, Б.Ф.Райский, Н.А.Сорокин  различают несколько аспектов:

  1. Осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
  2. Использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
  3. Под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
  4. Систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей  [17].

   В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

   В этом возрасте ребенок не только познает  сущность нравственных категорий, но и  учится оценивать их знание в поступках  и действиях окружающих, собственных  поступках [18].

На определение  роли планирования, как в учебной  деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного  возраста было направлено внимание таких  ученых как Л.А.Матвеева [19],  Л.И.Рувинский [20] и многих других.

   В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов  поведения, оценки и самооценки нравственного  поведения.

   Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и  развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии  в деятельности.

«Практически  любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г.Дробницкий [21], в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И.Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Поведение  становится устойчивым тогда, когда  превращается в качество личности, так как качество личности представляет собой синтез присущего ему мотива и определенных способов поведения. В исследованиях Л.И.Божович устойчивое проявление качества в разных условиях и разных видах деятельности –  есть сформированность данного качества, т.е. способность личности эмансипироваться от влияний среды которые вступают в противоречие с системой субъективных нравственных ценностей. По его мнению, ценностные ориентации придают позиции  нравственность, а мотивам поведения  – общественную значимость и устойчивость [22].

   И.Ф.Харламов указывает, что в результате регламентированного  характера процесса, обязательного  систематического выполнения учебных  поручений у младшего школьника  складываются нравственные  знания, характерные для учебной деятельности, нравственные  отношения. По его мнению, содержание нравственности заключается в следующем:

  • в отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется;
  • в отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании;
  • в отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить;
  • в отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность
  • в человеколюбии или гуманности [23].

   Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется  в общественно ценных свойствах  и качествах личности, проявляется  в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует  глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду  и сочувствию. Она характеризуется  зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни  с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку [23, 126].

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы