Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)

   После анализа сказки, было поставлено следующее  задание: нарисовать их словесные портреты, затем мы называли слова близкие  по значению со словами «ложь» и  «правда», а учащиеся помогали нам  правильно расположить их. Эти  слова синонимы, то есть близкие  по значению. Слова: истина, неправда, честность, обман. После, мы разбирали пословицы  на тему правды и лжи, после чего последовал ряд вопросов для того, чтобы отвечая, учащиеся поняли «что такое хорошо и что такое плохо»:

  • Что, значит, быть честным?
  • Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? Почему?
  • Какой сказочный герой прибегает часто ко лжи и обману?
  • С вами были когда-нибудь ситуации, когда вы пользовались обманом? Далее детям снова зачитывался рассказ, а им было предложено подобрать самую подходящую пословицу из тех, которые мы разбирали выше.

   В начальной школе часто и остро  стоит вопрос о «ябеде», поэтому  детям был предложен рассказ, с помощью которого, нами было выявлено отношение детей к этому явлению  в коллективе, и посодействовать  четкому пониманию различия «ябедничества», когда ребенок имеет привычку доносить до сведения учителя любое  происшествие в коллективе,  от случая, где учитель действительно должен знать о правде из уст учащихся, к сожалению детей которые  ее говорят часто незаслуженно называют  «ябедой». После того, как класс  прослушал рассказ, мы снова попытались узнать их мнение посредством ряда вопросов:

  • А как вы считаете, справедливо ли обозвали Васю ябедой?
  • Как  бы вы поступили на месте Саши?
  • Каждому человеку легче жить на свете: честному или лживому?

   Данная  беседа помогла установить, что учащиеся понимают данные нравственные качества, но не все поступают честно и справедливо  по отношению к другим людям. Все  школьники активны, высказывают  свою точку зрения. Учащиеся пришли к выводу, что правду необходимо говорить всегда даже, если предстоит  наказание, потому что она все  равно вскроется.

   Праздник  «В гостях у осени» (Приложение 5) способствовал формированию нравственно-эстетического отношения к природе, воспитание любви к природе.

   Оборудованием класса служили: магнитофон, выставка детских работ на тему «Осень», выставка работ художников, осенние листочки с заданиями, музыка П.И.Чайковского  «Времена года». Учащиеся представляли стихотворения известных поэтов об осени, картины художников, картины  нарисованные ими самими. Далее мы учащимся предложили самим немного  побыть поэтами и сочинить четверостишие  об осени  на предложенные рифмы.

   В ходе мероприятия школьники прослушали фрагмент музыкального произведения «Времена года» П.И. Чайковского, которое состоит  из 12 частей – 12 месяцев, где также  изображен каждый месяц осени, каждый из которых был прослушан в  соответствующей последовательности.

   Учащиеся  беседовали о природе осенью, об осенних природных явлениях, о  происходящих перемен в природе. Беседа,  помогла выяснить, что  многие учащиеся не владеют некоторыми естественнонаучными знаниями. Благодаря  всевозможным выставкам, музыкальным  произведениям ученики имели  возможность оценить красоту  природы в осенний период времени. Подготовка к празднику имело  важное значение по сплочению класса, так как учащиеся много работали вместе. Все школьники активны, каждый, не стесняясь, высказывал свою точку  зрения. В конце мероприятия жюри наградило учащихся за лучшие стихотворения  в конкурсе поэтов, а также за лучшую работу на выставке «В гостях у  осени».

   Внеклассное мероприятие «Моя любимая книга» (Приложение 6) было воспитывать бережное и уважительное отношение к книге, привить любовь и интерес к  достойной уважения литературе, так  как, читая книги, учащиеся активно  познают нравственные стороны жизни, учатся переживать  за героев произведений и самостоятельно делать выводы о  прочитанном, о плохом и хорошем. В настоящее время, когда на книжных  полках школьников стоит много литературы, непригодной для детского чтения, очень важно привить интерес  детей к «правильным»  книгам. К тому же подрастающее поколение  вообще стало очень мало читать, что также значительно затрудняет развитие эмоциональной и  нравственной сферы.

   Подготовка  к этому мероприятию была проведена  совместно с детьми, и потребовало  активного содействия учащихся, ими  было подготовлено большое количество стихотворений и с их непосредственной помощью организованна выставка «Любите книгу всей душой». Активно  в ходе внеклассного мероприятия  использовалось музыкальное сопровождение. Учащимися была исполнена песня  «Друг наш неразлучный» на слова  О.Фадеевой, музыка Э.Колмановского, в  завершении звучала композиция «Книжные страницы» на слова В.Степанова,  музыка Г.Левкодимова.

   В ходе мероприятия ведущими было рассказано много интересного о значении книги в жизни, о том, какое  сокровище она представляет для  читателей, за что следует ее любить и уважать, почему ее нужно беречь.

   В подтверждение слов ведущих учащиеся зачитывали  стихотворения таких  поэтов: А.Марков, Ш.Галиев, М.Кабулова, Ю.Энтин. Посмотреть и оценить наше мероприятие, мы пригласили другие начальные  классы. По завершению, все очень  тепло отозвались об организованном нами внеклассном мероприятии.

   Внеклассное мероприятие по литературе на тему  «Б.С.Житков. О смелых и отважных людях» (Приложение 7), нами было проведено  в форме внеклассного чтения  -  ознакомления с творчеством  Б.С.Житкова. В процессе мероприятия  учащиеся познакомились с некоторыми произведениями из сборника  Б.С.Житкова  «Помощь идет», в которых явно прослеживаются такие нравственные стороны людей как доброта, отзывчивость, сопереживание, отважность, смелость и  т.д. Нами была организованна выставка книг писателя. В качестве рекомендации в конце мероприятия послужило  прочесть книги, представленные на выставке. В ходе мероприятия учащиеся знакомились  с произведениями, делали анализ прочитанного. Такие литературные произведения с  яркой нравственной окраской, помогают учащимся гораздо глубже переживать прочитанное и принимать  нравственные поступки, как нечто лично необходимое.

   Классный  час по литературе чтению на тему «Рассказ К.Г.Паустовского «Стальное колечко»» (Приложение 8) способствовало воспитанию у учащихся чувства доброты, взаимопомощи, бескорыстия, любви к родному  краю. В ходе мероприятия, учащиеся анализировали такие понятия  как «дружба», «добро», объясняли  смысл песен и пословиц о добре  и дружбе. В ходе ознакомления с  произведением проводилась словарная  работа, затем анализ текста и образа главной героини произведения, рассматривались  различные нравственные стороны  героев произведения К.Г.Паустовского «Стальное колечко».

   Внеклассное чтение по теме:  «Нравственные уроки  рассказа А.П.Гайдара «Совесть»» (Приложение 9), было направленно на воспитание у  учащихся критического отношения к  своим поступкам, совестливости, формирование навыков саморегуляции своего поведения, ответственного отношения к другим людям и их деятельности, навыков  самовоспитания. В ходе мероприятия  учащиеся знакомились с произведением  А.П.Гайдара «Совесть», была проведена  разнообразная работа с текстом, выразительное чтение, чтение вслух, самостоятельное чтение. Основными  вопросами урока являлись:

  • Самого себя обмануть нельзя.
  • Совесть заставляет человека строго судить самого себя.
  • О человеке судят по его поступкам.

   Вначале урока состоялась бесед о писателе, о том, что школьники уже знают  о нем и с какими произведениями А.П.Гайдара они уже знакомы. Была проведена игра на внимательность «Фотоглаз», здесь мы написали на доске слова, школьники должны были их прочитать  и после того, как мы убрали и  начали говорить вслух и вразброс, учащиеся должны были вспомнить те, что видели на доске. По окончанию  игры мы сказали, что эти слова  предсказывают содержание произведения, с которым мы будем знакомиться. Далее учащиеся представляли свои гипотезы о произведении, и мы их записывали на большом вырезанном из бумаги сердечке. В процессе чтения вслух, мы совершили  четыре логические остановки, в ходе которых учащиеся отвечали на вопросы  о прочитанном, или предугадывали,  что же произойдет дальше. В конце  мероприятия мы каждому раздали  два сердечка – черное и белое, на черном учащимся предлагалось написать плохой поступок, а на белом –  хороший, и выбрать какое-то из них  на память.  Затем проведена рефлексия, подведены итоги мероприятия, а  в качестве домашнего задания  было предложено нарисовать обложку  к книге А.П.Гайдара, если бы она  издавалась отдельно, из рисунков позже  была организована выставка.

         В ходе внеклассного мероприятия по литературе  на тему: «В.П.Катаев. «Цветик-семицветик»» (Приложение 10), мы продолжили работу над данным произведением, знакомство с которым  мы начали в рамках урока литературы, сделав акцент на нравственном воспитании младших школьников в процессе работы над художественным произведением. Данное мероприятие было направленно  на воспитание у учащихся уважения к людям и формирование умения видеть, понимать и совершать добро. В плане у нас было проанализировать произведение с точки зрения нравственности, разобраться, когда поступки и желания  девочки из произведения «Цветик-семицветик»  соответствовали добру и справедливости, а когда жадности и зависти. Учащиеся ответили на вопрос «Чтобы вы сделали, если бы у вас появился цветик-семицветик?»  это помогло выяснить желания  и нравственные позиции школьников.  Непосредственно перед чтением, в качестве небольшой разминки мы выполнили дыхательную гимнастику. Затем приступили к работе над  содержанием сказки и над образом  главной героини, проанализировали перемены, которые произошли с  девочкой, сопоставили нравственный образ героини в начале произведения и в самом конце.  В предварительной  работе над произведением, учащиеся получили задание написать эссе на тему «На что бы я потратил лепестки цветика-семицветика» и нарисовать свой цветик-семицветик, из рисунков была организованна выставка. В процессе мероприятия они зачитывали сочинения, и анализировали «Чьи желания  оказались нужными для людей?». На доске мы поместили цветок с  лепестками, на которых были написаны пожелания, в конце мероприятия  учащиеся срывали и дарили их друг другу. Затем была проведена рефлексия, подведены итоги.

   Разработанная нами система внеклассных мероприятий  была направлена на формирование нравственных качеств младших школьников. После  каждого мероприятия учащиеся делились положительными отзывами и эмоциями. В процессе работы привлекали младших  школьников к подготовке внеклассных  мероприятий,  старались, чтобы никто  не оставался стороне от происходящего  в классе, развивали чувство коллективизма  и уважения друг к другу.  
 

   2.2. Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы 
 

   Исследование  проводилось в период педагогической практики с 13 сентября по 30 октября  на базе гимназии № 97 города Караганды. В исследовании принимали участие  учащиеся экспериментального 2 «Г»  класса и учащиеся контрольного 2 «В»  класса. Количество учащихся  в каждом классе   25 человек.

   В процессе диагностики уровня нравственной воспитанности младших школьников мы руководствовались методикой  Л.М.Фридман, Т.А.Пушкиной, И.А.Каплунович [48] (Приложение 11).

   Нами  были выделены следующие критерии и  показатели:

  1. Усвоение знаний о нравственности.
  2. Отношение к нравственным нормам.
  3. Сформированность нравственного поведения.

   Критерий 1.  Усвоение знаний о нравственности.

   Показатели:

  1. Нравственные представления учащихся
  2. Понимание учащимися понятий «вежливость» и «чуткость»
  3. Правильность понимания понятия «справедливость»

   Уровни:

    • Высокий уровень – учащиеся, которые обладают широким запасом нравственных знаний об отношении к труду, обществу, другому человеку, к самому себе; они понимают нравственные знания, гибко применяют их при анализе жизненных ситуаций, умеют рассуждать. 
    • Средний уровень – учащиеся, которые обладают достаточным запасом нравственных знаний, понимают их, но затрудняются в рассуждениях; в жизни нравственные знания ими используются достаточно. 
    • Низкий уровень – учащиеся, имеющие недостаточный запас знаний о нормах межличностных отношений, повторяющие их по подражанию, и в жизни нравственные знания ими используются мало. 

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы