Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа
Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.
Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....
После анализа сказки, было поставлено следующее задание: нарисовать их словесные портреты, затем мы называли слова близкие по значению со словами «ложь» и «правда», а учащиеся помогали нам правильно расположить их. Эти слова синонимы, то есть близкие по значению. Слова: истина, неправда, честность, обман. После, мы разбирали пословицы на тему правды и лжи, после чего последовал ряд вопросов для того, чтобы отвечая, учащиеся поняли «что такое хорошо и что такое плохо»:
В
начальной школе часто и остро
стоит вопрос о «ябеде», поэтому
детям был предложен рассказ,
с помощью которого, нами было выявлено
отношение детей к этому
Данная беседа помогла установить, что учащиеся понимают данные нравственные качества, но не все поступают честно и справедливо по отношению к другим людям. Все школьники активны, высказывают свою точку зрения. Учащиеся пришли к выводу, что правду необходимо говорить всегда даже, если предстоит наказание, потому что она все равно вскроется.
Праздник «В гостях у осени» (Приложение 5) способствовал формированию нравственно-эстетического отношения к природе, воспитание любви к природе.
Оборудованием класса служили: магнитофон, выставка детских работ на тему «Осень», выставка работ художников, осенние листочки с заданиями, музыка П.И.Чайковского «Времена года». Учащиеся представляли стихотворения известных поэтов об осени, картины художников, картины нарисованные ими самими. Далее мы учащимся предложили самим немного побыть поэтами и сочинить четверостишие об осени на предложенные рифмы.
В
ходе мероприятия школьники
Учащиеся беседовали о природе осенью, об осенних природных явлениях, о происходящих перемен в природе. Беседа, помогла выяснить, что многие учащиеся не владеют некоторыми естественнонаучными знаниями. Благодаря всевозможным выставкам, музыкальным произведениям ученики имели возможность оценить красоту природы в осенний период времени. Подготовка к празднику имело важное значение по сплочению класса, так как учащиеся много работали вместе. Все школьники активны, каждый, не стесняясь, высказывал свою точку зрения. В конце мероприятия жюри наградило учащихся за лучшие стихотворения в конкурсе поэтов, а также за лучшую работу на выставке «В гостях у осени».
Внеклассное
мероприятие «Моя любимая книга»
(Приложение 6) было воспитывать бережное
и уважительное отношение к книге,
привить любовь и интерес к
достойной уважения литературе, так
как, читая книги, учащиеся активно
познают нравственные стороны жизни,
учатся переживать за героев произведений
и самостоятельно делать выводы о
прочитанном, о плохом и хорошем.
В настоящее время, когда на книжных
полках школьников стоит много литературы,
непригодной для детского чтения,
очень важно привить интерес
детей к «правильным» книгам.
К тому же подрастающее поколение
вообще стало очень мало читать,
что также значительно
Подготовка к этому мероприятию была проведена совместно с детьми, и потребовало активного содействия учащихся, ими было подготовлено большое количество стихотворений и с их непосредственной помощью организованна выставка «Любите книгу всей душой». Активно в ходе внеклассного мероприятия использовалось музыкальное сопровождение. Учащимися была исполнена песня «Друг наш неразлучный» на слова О.Фадеевой, музыка Э.Колмановского, в завершении звучала композиция «Книжные страницы» на слова В.Степанова, музыка Г.Левкодимова.
В ходе мероприятия ведущими было рассказано много интересного о значении книги в жизни, о том, какое сокровище она представляет для читателей, за что следует ее любить и уважать, почему ее нужно беречь.
В подтверждение слов ведущих учащиеся зачитывали стихотворения таких поэтов: А.Марков, Ш.Галиев, М.Кабулова, Ю.Энтин. Посмотреть и оценить наше мероприятие, мы пригласили другие начальные классы. По завершению, все очень тепло отозвались об организованном нами внеклассном мероприятии.
Внеклассное мероприятие по литературе на тему «Б.С.Житков. О смелых и отважных людях» (Приложение 7), нами было проведено в форме внеклассного чтения - ознакомления с творчеством Б.С.Житкова. В процессе мероприятия учащиеся познакомились с некоторыми произведениями из сборника Б.С.Житкова «Помощь идет», в которых явно прослеживаются такие нравственные стороны людей как доброта, отзывчивость, сопереживание, отважность, смелость и т.д. Нами была организованна выставка книг писателя. В качестве рекомендации в конце мероприятия послужило прочесть книги, представленные на выставке. В ходе мероприятия учащиеся знакомились с произведениями, делали анализ прочитанного. Такие литературные произведения с яркой нравственной окраской, помогают учащимся гораздо глубже переживать прочитанное и принимать нравственные поступки, как нечто лично необходимое.
Классный
час по литературе чтению на тему «Рассказ
К.Г.Паустовского «Стальное колечко»»
(Приложение 8) способствовало воспитанию
у учащихся чувства доброты, взаимопомощи,
бескорыстия, любви к родному
краю. В ходе мероприятия, учащиеся
анализировали такие понятия
как «дружба», «добро», объясняли
смысл песен и пословиц о добре
и дружбе. В ходе ознакомления с
произведением проводилась
Внеклассное чтение по теме: «Нравственные уроки рассказа А.П.Гайдара «Совесть»» (Приложение 9), было направленно на воспитание у учащихся критического отношения к своим поступкам, совестливости, формирование навыков саморегуляции своего поведения, ответственного отношения к другим людям и их деятельности, навыков самовоспитания. В ходе мероприятия учащиеся знакомились с произведением А.П.Гайдара «Совесть», была проведена разнообразная работа с текстом, выразительное чтение, чтение вслух, самостоятельное чтение. Основными вопросами урока являлись:
Вначале урока состоялась бесед о писателе, о том, что школьники уже знают о нем и с какими произведениями А.П.Гайдара они уже знакомы. Была проведена игра на внимательность «Фотоглаз», здесь мы написали на доске слова, школьники должны были их прочитать и после того, как мы убрали и начали говорить вслух и вразброс, учащиеся должны были вспомнить те, что видели на доске. По окончанию игры мы сказали, что эти слова предсказывают содержание произведения, с которым мы будем знакомиться. Далее учащиеся представляли свои гипотезы о произведении, и мы их записывали на большом вырезанном из бумаги сердечке. В процессе чтения вслух, мы совершили четыре логические остановки, в ходе которых учащиеся отвечали на вопросы о прочитанном, или предугадывали, что же произойдет дальше. В конце мероприятия мы каждому раздали два сердечка – черное и белое, на черном учащимся предлагалось написать плохой поступок, а на белом – хороший, и выбрать какое-то из них на память. Затем проведена рефлексия, подведены итоги мероприятия, а в качестве домашнего задания было предложено нарисовать обложку к книге А.П.Гайдара, если бы она издавалась отдельно, из рисунков позже была организована выставка.
В ходе внеклассного
мероприятия по литературе на тему:
«В.П.Катаев. «Цветик-семицветик»» (Приложение
10), мы продолжили работу над данным
произведением, знакомство с которым
мы начали в рамках урока литературы,
сделав акцент на нравственном воспитании
младших школьников в процессе работы
над художественным произведением.
Данное мероприятие было направленно
на воспитание у учащихся уважения
к людям и формирование умения
видеть, понимать и совершать добро.
В плане у нас было проанализировать
произведение с точки зрения нравственности,
разобраться, когда поступки и желания
девочки из произведения «Цветик-семицветик»
соответствовали добру и
Разработанная
нами система внеклассных
2.2. Результативность
деятельности учителя по формированию
нравственных качеств младших школьников
в процессе организации внеклассной работы
Исследование проводилось в период педагогической практики с 13 сентября по 30 октября на базе гимназии № 97 города Караганды. В исследовании принимали участие учащиеся экспериментального 2 «Г» класса и учащиеся контрольного 2 «В» класса. Количество учащихся в каждом классе 25 человек.
В
процессе диагностики уровня нравственной
воспитанности младших
Нами были выделены следующие критерии и показатели:
Критерий 1. Усвоение знаний о нравственности.
Показатели:
Уровни: