Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)

   В младшем школьном возрасте появляется также масса психолого-социальных  новообразований. Число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 7 до 12 лет  продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.  Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

   Нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  императивные  (повелительные)  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя.  Оно  фактически  функционирует  в  форме  этих  требований,  причем  при  оценке  поведения  дети  исходят,  главным  образом,  из  того,  что  не  надо  делать.  Именно  поэтому  они  замечают  малейшие  отклонения  от  установленных  норм  поведения  и  немедленно  стремятся  доложить  о  них  учителю.  С  этим  же  связана  и  другая  черта.  Остро  реагируя  на  недочеты  в  поведении  своих  товарищей,  дети  зачастую  не  замечают  собственных  недочетов  и  некритически  относятся  к  себе.  Самосознание  и  самоанализ  у  младших  школьников  находятся  на  низком  уровне,  и  их  развитие  требует  от  учителей  внимания  и  специальной  педагогической  работы.

   Недостаточный  уровень  самосознания  имеют  своим  следствием  то,  что  нравственная роль  в  поведении  младших  школьников  оказывается  слабой.  Поступки  детей  зачастую  носят  подражательный  характер  или  вызывается  импульсивными  возникающими  внутренними  побуждениями.  Это  нужно  учитывать  в  процессе  воспитания.  Весьма  важно,  в  частности,  развивать  нравственное  сознание  ребят  и  обогащать  их  яркими  нравственными  представлениями  по  различным  вопросам  поведения [39].

   В  нравственном  воспитании  младших  школьников  следует  учитывать,  что  дети  начинают  активно,  самостоятельно  разбираться  в  различных  жизненных  ситуациях,  но  при  этом  их  оценка  событий,  поступков  часто  носит  ситуативный  характер.  Стремление  самим  во  всем  разобраться  поддерживается  учителем,  он  помогает  детям  в  выборе  правильной  нравственной  оценки [39, 245].

   Одну  из главных ролей в формировании нравственных качеств играют методы, с помощью которых педагог  реализует воспитательную работу.

     Методы нравственного воспитания  – это своеобразный инструмент  в руках учителя, воспитателя.  Они выполняют функции организации  процесса нравственного развития  и совершенствования личности, управление  этим процессом. При помощи  методов нравственного воспитания  осуществляется целенаправленное  воздействие на учащихся, организуется  и направляется их жизнедеятельность,  обогащается их нравственный  опыт [16, 35].

     Ускорение и углубление нравственного  формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя знаниями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены.

   Выбор методов нравственного воспитания  во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

   Характер  методов нравственного воспитания  изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив  еще не сформирован, воспитатель  предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как  только в коллективе начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится  в своих требованиях опираться  на мнение школьников, советуется с  ними.

   Самостоятельное решение    учеником    нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять – мотивы поведения школьников,   изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для  личности,  но  необходимое для коллектива    поручение, назначать   ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика   незначителен,  давать  внеочередное задание   или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого  удовольствия, сталкивать  личность с  множеством  выбора вариантов  поведения,  вызывать  у  школьника  желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности.

   Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических  отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы, о которых мы будем говорить в  четвертом параграфе. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

   Знание  моральных норм есть предпосылка  нравственного поведения, но одних  знаний не достаточно. Критерием нравственного  воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность  сознательно соблюдать нормы  морали могут быть воспитаны, только упражняясь в нравственных поступках.

   Для того чтобы школьник совершил нравственный поступок в сложной жизненной  ситуации необходимы три условия:

   1. Возникновение перед человеком  сложной жизненной ситуации, требующей  морального выбора.

   2. Возникающая ситуация должна  быть личностно значимой для  данного человека.

   3. Человек, оказавшийся в ситуации  морального выбора быть способен  к морально - волевой саморегуляции.

   Непосредственное  влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат  этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его  ребенку.

   Слово учителя  – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный  труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих  воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую  цель в жизни, для достижения которой  надо было решить задачи, которые соответствуют  правилам морали.

   Основные  моральные требования к детям  различных возрастных групп выражены в правилах для учащихся, законах  и уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Педагогу важно иметь вытекающий их этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств  своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений  и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность  формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.

   В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности  детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий  характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.

   Рассмотрим  примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:

   От  учащихся требуется:

  • «знать, что они граждане своей страны;
  • уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;
  • любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;
  • дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;
  • бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
  • беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
  • помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
  • творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству» [40].

   Нравственное  воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет  строить свои отношения с окружающими.

   Нравственное  воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог  заботиться о выполнении следующих  условий:

  • «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности»;
  • обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;
  • создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
  • утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
  • учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения;
  • заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» [41].

   Включаясь в учебную деятельность, младшие  школьники учатся действовать целенаправленно  и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают  осознанный характер [42].

   Проблема  нравственного развития младшего школьника  в процессе обучения взаимосвязана  с тремя факторами, которые определяет Т.В.Морозова.

     Во-первых, придя в школу, ребенок  переходит от «житейского» усвоения  окружающей действительности, в  том числе и морально-нравственных  норм, существующих в обществе, к  его научному и целенаправленному  изучению. Это происходит на уроках  чтения, русского языка, природоведения  и т.д. Значение такого же  целенаправленного обучения имеет  и оценочная деятельность учителя  в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

   Во-вторых, в ходе учебной работы школьники  включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения  учащихся между собой и взаимоотношения  учеников с учителем.

   И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе  все чаще звучит тезис о том, что  обучение в школе – это формирование нравственной личности [37, 109].

   С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного  развития учащихся в процессе школьного  обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи  одного и другого [43].

   Работая над проблемами нравственной воспитанности  младших школьников, надо учитывать  их возрастные и психологические  особенности.

   Для учащихся 6-10 лет характерно, что  становление личности младшего школьника  происходит под влиянием новых отношений  с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), нового вида  деятельности (учения).  В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных  черт личности. Податливость и известная  внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым  пользуется учитель, создают благоприятные  предпосылки для формирования высоко моральной личности.

   У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как  нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных  норм и правил поведения соответствует  реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических  норм и личных желаний ребенка. Также  в данном возрасте может наблюдаться  неравномерность применения вежливого  общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и  на улице) [39, 127].

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы