Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа
Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.
Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....
Внеурочные
формы организации обучения дают
возможность школьникам посредством
свободно избранной духовно-творческой,
физкультурно-спортивной, развлекательной
деятельности глубоко и разносторонне
познавать жизнь, развивать свои
творческие силы. С их помощью учащиеся
приобретают богатую
Целью обращения к внеклассной работе в начальной школе является приобретение и закрепление нравственных навыков, перевод теоретических знаний о нравственности в практический опыт учащихся. В процессе организации внеклассной работы использовались средства искусства, а в частности художественная литература, как предмет и средство формирования нравственных качеств младших школьников. Литература обладает единством познавательной, воспитательной, эстетической функциями. Реализация воспитательного потенциала литературы возможна только в том случае, если не будет игнорироваться целостность эстетических, воспитательных, развивающих критериев художественного творчества.
В
воспитании подрастающего поколения
неоценима роль художественной литературы.
Она формирует нравственные ориентиры
человека, утверждает в нем гуманистические
идеалы, развивает чувство гармонии
и красоты, приобщает его к
культурному и духовному
Литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M.Горький [44], тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет, и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания [45]. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Э.Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты» [46].
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Роль художественной литературы в становлении личности последовательно, убедительно доказывает Т.Д.Полозова. Она пишет, что под воздействием художественной литературы осуществляется самореализация творческих способностей и духовных возможностей человека. Человек как бы самовключается в «чужую жизнь»: «Литературный персонаж высвечивает характеры живых людей. Картины и образы прочитанного возникают в той призме, через которую смотрел на жизнь художник. Человек начинает мыслить, чувствовать, судить, а в определенной ситуации и действовать в соответствии с образами героев художественных произведений, применяя по отношению к себе этику идеальных персонажей. Так литература активно и по-своему участвует во всех процессах сознания» [47].
Однако
влияние искусства на воспитание
нравственности человека в определяющей
мере зависит от его художественно-
«Воспитание молодого поколения – многогранный и сложный процесс, в котором большую роль играют общественность, семья и школа. Но наибольшая роль в деле воспитания молодежи принадлежит литературе, которая обладает особыми возможностями эмоционального воздействия на учащихся. Художественное творчество основано на «способности людей заражаться чувствами других людей». Отсюда воспитательная направленность литературы, ее способность, заражая силой примера, воспитывать и утверждать высокие идеалы» [47, 76].
Работая
над формированием нравственных
качеств личности школьников в процессе
организации внеклассной
1)
Склонность к игре. В условиях
игровых отношений учащийся
2)
Невозможность долго
3)
Недостаточная четкость
4)
Может существовать
5)
Неравномерность применения
Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы проводилась в 1 четверти (2010-2011 уч.г.) во 2 классе гимназии №97 г. Караганды.
Нами проведен классный час по теме «Урок нравственности» (Приложение 1). Цель данного мероприятия заключалась в том, чтобы углубить знания учащихся о нравственных понятиях «добро» и «зло», а также воспитывать стремление совершать добрые дела. Учащиеся разбирали понятие «добро» и «зло», после чего была использована беседа, в ходе которой, выяснилось, что все школьники правильно понимают, что такое «добро» и что такое «зло», все имеют убеждение в том, что зло наказуемо и поступать плохо нехорошо. В качестве оборудования для проведения этого мероприятия служили самодельные весы, с помощью которых дети увидели чего на земле больше, добра или зла. Мы зачитывали определенные нравственные качества человека, положительные и отрицательные (зависть, любовь, жадность, грубость, вежливость, щедрость, дружелюбие, мир, предательство, война, ложь, правда, трудолюбие, счастье). На каждое слово имелась табличка, каждую из которых следовало опустить на одну из чаш весов, на «добро» или «зло», после перевешивания одной из чаш, учащиеся смогли сделать вывод «Чего на земле больше «добра» или «зла». Небольшие затруднения вызвал разбор пословиц, так как не все учащиеся при объяснении могут отстоять свою точку зрения при ответе, теряются в дискуссии. В завершении предлагалось на чистом листе ватмана нарисовать все атрибуты добра (дома, улыбки, облака, солнышко, сердечки и так далее), затем озаглавить ее и описать чувства которые учащиеся испытывали, выполняя такое совместное дело.
Следующее
воспитательное мероприятие называлось
«Услышать сердце человека» (Приложение
2). Цель данного мероприятия
В ходе данной беседы выяснилось, что большинство ребят, не понимает, что такое милосердие, воспитанность, такт, и что зачастую их поступки не соответствуют словам.
Учащимся была предложена инсценировка по заданному сюжету: «Представьте, что вы принесли в школу альбом с марками и у вас его забрали, не желают отдавать. Как сказать все без слез, кулаков, истерик, чтобы тебе вернули альбом?». В ходе данной работы все школьники пришли к выводу, что при разрешении конфликтных вопросов необходимо использовать слово, вместо применения силы. Большинство учащихся не отнесло себя к тактичным людям, так как не все соблюдают основные правила данного понятия.
Дружеское состязание «Доброе слово, что ясный день» (Приложение 3) было направленно на повторение с детьми формы вежливых обращений друг с другом, воспитание коллективизма и стремления принять добрые слова в соответствии с добрыми поступками. Была проведена подготовительная работа, в ходе которой, школьниками были подготовлены стихотворения, частушки, сценки, украшения класса.
Мероприятие проведено в форме путешествия в город «Волшебных слов». Отправится было предложено на «машинах», изображение которых, имелось на доске. У каждой команды машина своего цвета. Путешествие началось с улицы «Добрых слов». Для начала была проведена небольшая викторина для проверки: «Какие волшебные слова вы знаете?». Затем была проведена игра на быстроту и внимание, детям загадывались загадки - поднявший первый руку – отвечает, выкрики с места – не засчитываются. В ходе мероприятия учащиеся прочитали стихотворения А. Кондратьева «Счастливый парус», в которых идет речь о вежливости и вежливых словах.
В тупике «Вредных советов» использовались проблемные ситуации. Жители этого тупика приготовили каждому экипажу по одному вредному совету, которые записаны на листах. Школьники должны были сказать, что в этих советах неправильного? Как нужно поступать в данных ситуациях? Посоветуйтесь и найти ошибки в поведении героев, сказать, как нужно поступать.
Далее команды последовали на улицу «Частушки». Учащиеся выступали с заранее подготовленными частушками. После чего учащиеся ответили на вопросы:
В «Парке Пословиц» каждой команде была дана на карточке пословица. Посоветовавшись, группы выбрали себе представителей, которые объяснят эту пословицу.
Далее мы перешли на улицу «Театральную». Здесь у нас состоялась знакомство с мальчиком Петрусем. Была разыграна сценка суть который, была в поведении мальчика, которое совершенно не соответствовало вежливым словам сказанные им. Просмотрев инсценировку, учащиеся высказывали свое мнение и анализировали поведение мальчика.
На «Веселой полянку» учащимся были предложены интересные задания на карточках, но в их условиях есть кое-какие ошибки, которые нужно исправить, после совещания один из участников команды выходил и исправлял их.
Далее сквер «Нарядных кукол». Здесь вниманию учащихся предстала сценка разговора девочки с куклой, где девочка рассказывала кукле о вежливом и надлежащем поведении. На аллее «Игр» проведена игра: где учащимся зачитывался рассказ, а они вставляли нужные слова.
Закончилось путешествие в город «Волшебных слов» на главной улице города – площади Добра, где были подведены итоги внеклассного мероприятия.
Учащиеся отнеслись очень серьезно к подготовке мероприятия, к своим индивидуальным поручениям. В ходе самого праздника было выяснено, что учащиеся знают вежливые слова и применяют их на практике. Большинство ребят старается применять добрые слова в соответствии с добрыми поступками. Наметились улучшения в умении отстаивать свою точку зрения. При разборе различных ситуаций учащиеся не перебивали друг друга, практически все отстаивают свою точку зрения. Весь праздник проходил в форме соревнования между тремя командами. Все учащиеся очень активны, в командах присутствовала сплоченность.
Классный час «Ложь и правда» (Приложение 4) способствовал формированию нравственных знаний о таких качествах как честность и справедливость. Мероприятие представляло собой беседу о правде и лжи. Учитель прочитал сказку о Правде и о Лжи. После чего учащиеся провели анализ произведения, где каждый высказывал свое мнение.