Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа
Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.
Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....
В.А.Сухомлинский говорил: «В
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» [14, 161-163].
Формирование
нравственности происходит в школе
на всех уроках. И в этом отношении
нет главных и неглавных
Для
нравственного воспитания важно
организовать учение как коллективную
деятельность, пронизанную
В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом возрасте [33, 37-44].
Новое
содержание начального обучения открыло
новые возможности для
Главными действующими лицами любого воспитательного дела всегда выступают сами дети, старшеклассники, учителя, родители. В любом мероприятии главное, чтобы каждый ребенок смог проявить себя, стать активным участником дела. Очень важно, чтобы детям было интересно, все должно начинаться и заканчиваться на высоком эмоциональном подъеме, вызывая у детей массу впечатлений.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования нравственности каждого ребенка и происходит это, конечно же, и во внеклассной работе.
У каждого ребенка свои интересы и потребности, моральные качества, характер и способности и все это должно найти место в коллективных мероприятиях.
Рассмотрим
виды внеклассной работы. Классные
занятия, как уже отмечалось, обычно
проводятся с постоянным составом учащихся,
но заранее определенному
Внеурочные
формы организации обучения дают
возможность школьникам посредством
свободно избранной духовно-творческой,
физкультурно-спортивной, развлекательной
деятельности глубоко и разносторонне
познавать жизнь, развивать свои
творческие силы. С их помощью дети
приобретают богатую
К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:
Рассматривая
проблему формирования нравственного
воспитания младших школьников в
процессе организации внеклассной
работы, считаем необходимым отметить,
что формирование нравственных чувств
и убеждений является длительным
и сложным процессом, который, прежде
всего, предполагает усвоение определенных
знаний о духовности и нравственности,
затем характеризуется
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка, которые необходимо рассмотреть:
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих,
разнообразная внеклассная
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы, направленной на формирование нравственных качеств школьников через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:
Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
Разнообразная внеклассная работа является важным источником нравственного опыта школьников. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно удачна она во внеклассных занятиях.
Нравственные
черты личности, такие как мужество,
ответственность, гражданская активность,
единство слова и дела, и др. нельзя
воспитать только в рамках учебного
процесса. Для становления этих качеств
необходимы жизненные ситуации, требующие
непосредственного проявления ответственности,
принципиальности и инициативы, а
также ситуации целенаправленно
организованные педагогом, в том
числе и во внеучебной деятельности.
2
Анализ деятельности учителя
по формированию нравственных
качеств младших школьников в
процессе организации
2.1
Содержание деятельности
Внеклассная деятельность, направленная на формирование нравственных качеств младших школьников включает в себя разнообразную внеучебную деятельность (игра, общение, труд, нравственное просвещение) учащихся и педагогическую поддержку и руководство этой деятельностью педагогов. Она обладает широкими возможностями для организации учителями педагогической поддержки нравственного воспитания младших школьников.