Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)

     В.А.Сухомлинский говорил: «В младшем  возрасте, когда душа очень податлива  к эмоциональным воздействиям, мы  раскрываем перед детьми общечеловеческие  нормы нравственности, учим их  азбуке морали:

  1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя  честно жить.
  4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

   Такова  азбука нравственной культуры, овладевая  которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» [14, 161-163]. 

   Формирование  нравственности происходит в школе  на всех уроках. И в этом отношении  нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает  себя и сам ученик, превращаясь  из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным  поведением.

   Для нравственного воспитания важно  организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными  отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

   В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под  прямым контролем учителя или  коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в  подростковом возрасте [33, 37-44].

   Новое содержание начального обучения открыло  новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему  воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности  их формирования.  В начальных  классах требуются специальные  приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и  как относящуюся лично к ним. Одна из задач нравственного воспитания школы - правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить  способы организации нравственного  воспитания (формы, методы и приемы).

   Главными  действующими лицами любого воспитательного  дела всегда выступают сами дети, старшеклассники, учителя, родители. В любом мероприятии  главное, чтобы каждый ребенок смог проявить себя, стать активным участником дела. Очень важно, чтобы детям  было интересно, все должно начинаться и заканчиваться на высоком эмоциональном  подъеме, вызывая у детей массу  впечатлений.

   Детский коллектив является условием, средством  и местом формирования нравственности каждого ребенка и происходит это, конечно же, и во внеклассной  работе.

   У каждого ребенка свои интересы и  потребности, моральные качества, характер и способности и все это  должно найти место в коллективных мероприятиях.

   Рассмотрим  виды внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня  в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы  учебной работы, которые носят  для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные  познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных  занятий называются внеклассными, или  внеурочными. Понятие внеклассные  указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных  занятий. В этом смысле к формам внеклассной  учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

   Внеурочные  формы организации обучения дают возможность школьникам посредством  свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной  деятельности глубоко и разносторонне  познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают  у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

   К внеурочным формам обучения предъявляется  ряд научно обоснованных требований:

  • они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;
  • в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;
  • введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;
  • осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;
  • обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.

   Рассматривая  проблему формирования нравственного  воспитания младших школьников в  процессе организации внеклассной  работы, считаем необходимым отметить, что формирование нравственных чувств и убеждений является длительным и сложным процессом, который, прежде всего, предполагает усвоение определенных знаний о духовности и нравственности, затем характеризуется отношением индивидуума к духовно-нравственным ценностям, после чего можно говорить о деятельности детей, исходя из их ориентации на ценности духовности и  нравственности, усвоенные в результате внеклассной деятельности.

   Внеклассная воспитательная работа представляет собой  совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями  воспитательного воздействия на ребенка, которые необходимо рассмотреть:

   Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему  раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается  рассмотреть на уроке.

   Во-вторых, включение в различные виды внеклассной  работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает  необходимые практические умения и  навыки.

   В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей  интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать  в продуктивной, одобряемой обществом  деятельности. Если у ребенка сформирован  устойчивый интерес к труду в  совокупности с определенными практическими  навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную  деятельность. Это особенно актуально  сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время.

   Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи  с воспитательной работой на уроке.

   В-четвертых, в различных формах внеклассной  работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих  товарищах, ставить себя на место  другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает  опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

   Рассмотрев  сущность внеклассной воспитательной работы, направленной на формирование нравственных качеств школьников через  ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

  • внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует нравственные качества ребенка.
  • отсроченность во времени. Внеклассная работа, направленная на формирование нравственных качеств младших школьников – это совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
  • отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы направленной на формирование нравственных качеств младших школьников, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
  • отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе направленной на формирование нравственных качеств младших школьников такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

   Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень  развития индивидуальных качеств. Эффективность  конкретной формы определить очень  сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой  результатов.

   Разнообразная внеклассная работа является важным источником нравственного опыта  школьников. В ней удовлетворяются  их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении  и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные  условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и  т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.  Важное значение для нравственного  формирования  школьников  имеет  не только содержание,  но  и  организация  вне  учебного  процесса.  Для  этого необходимо  деятельность  учащихся  строить  как  коллективную.  Организация коллективной и групповой  форм возможна  на  уроках  по  всем  предметам,  но особенно удачна она во внеклассных занятиях.

Нравственные  черты личности, такие как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела, и др. нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств  необходимы жизненные ситуации, требующие  непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы, а  также ситуации целенаправленно  организованные педагогом, в том  числе и во внеучебной деятельности.  

 

   2 Анализ деятельности учителя  по формированию нравственных  качеств младших школьников в  процессе организации внеклассной  работы 
 

   2.1  Содержание деятельности учителя  по формированию нравственных  качеств младших школьников в  процессе организации внеклассной  работы 
 

   Внеклассная деятельность, направленная на формирование нравственных качеств младших школьников включает в себя разнообразную внеучебную деятельность (игра, общение, труд, нравственное просвещение) учащихся и педагогическую поддержку и руководство этой деятельностью педагогов. Она обладает широкими возможностями для организации  учителями педагогической поддержки  нравственного воспитания младших  школьников.

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы