Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)

   В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника  о нормах поведения, утверждаемых в  современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения  норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

   Внеклассная работа имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и  расширяет знание различных предметов, но и способствует расширению культурного  кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и т.д.

   Внеклассная воспитательная работа – это организация  педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности младшего школьника. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов внеклассной работы, что обусловило выбор темы дипломного исследования «Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы».

   Объект  исследования – воспитательный процесс  в начальной школе.

   Предмет исследования – содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в  процессе организации внеклассной  работы.

   Цель  исследования – разработка системы  мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств младших школьников.

   Задачи  исследования:

  1. Проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы.
  3. Провести опытно-экспериментальную работу и выявить эффективность разработанной системы мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств младших школьников.
  4. Разработать практические рекомендации для учителей по формированию нравственных качеств личности в процессе организации внеклассной работы.

   Методы  педагогического исследования: наблюдение, беседа, изучение документации, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности младших школьников, педагогический эксперимент.

   Методологическая  основа исследования: основные положения диалектико-материалистической философии, идеи теории деятельностного, личностно ориентированного подхода, теория целостного педагогического процесса, труд педагогов по проблеме исследования, государственные документы в области образования РК.

   База  исследования: гимназия № 97 г. Караганда

   Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и  приложения. 

   Во  введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется объект и предмет исследования, формулируются  цель, задачи исследования, определяется методологическая основа и методы исследования, характеризуется структура и  содержание работы.

   В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников» анализируется  проблема формирования нравственных качеств, изучаются содержание понятий «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание», особенности формирования нравственных качеств младших школьников в  процессе организации внеклассной  работы.

   Во  второй главе «Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в  процессе организации внеклассной  работы» освещается содержание деятельности учителя по  формированию нравственных качеств младших школьников в  процессе организации внеклассной  работы, а также представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

   В заключении делаются выводы, полученные в результате педагогического исследования, даются практические рекомендации для  эффективной организации внеклассной  работы, направленной на формирование нравственных качеств младших школьников.

   В списке использованной литературы дан  перечень книг, использованных в процессе работы над выбранной темой. Список литературы состоит из 48 источников

     Приложение содержит разработанную систему мероприятий, в которую вошли разработки внеклассных мероприятий, методики, анкеты, данные «срезов».

 

   1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников в воспитательном процессе 
 

  
    1. Разработка  вопросов по формированию нравственных качеств школьников  в научно-педагогической литературе
 
 

   Термин  нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы – это  те эталоны и нормы, которыми руководствуются  люди в своем поведении, в своих  повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся  силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений» [4].

   Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия  до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности  активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят  по поводу добродетели: нравственно  прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями  человека» [4, 235]. Близкие по смыслу слова «нравственность», «мораль», «этика» возникли в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад  Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства  человека, проявляющиеся в его  поведений, – такие качества, как  мужество, благоразумие, честность, а  «этикой» – науку об этих качествах. Словом, в V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям  было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного  развития человечества. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был  накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве –  в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей. Много общества, в пословицах и поговорках и в  котором делались первые попытки  как-то отразить, осмыслить отношения  между людьми, отношения человека и природы, как-то представить место  человека в мире. Далее, началу процесса способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в  середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся  государственная власть вытесняла  родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в  формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования  отношений между людьми.

   Мыслители разных веков трактовали понятие  нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека» [4, 360]. Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом  нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas  – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» – русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия чаще употребляется термин мораль.

   В кратком словаре по философии  понятие нравственности также приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores – нравы) – нормы, принципы, правила  поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная  регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [5].

   В научной литературе указывается, как  было сказано выше, что мораль появилась  на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла  трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению  к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает  как регулятор взаимоотношений  людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и  распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

   Развитие  морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание  содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

   Необходимое звено в процессе нравственного  воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку  совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [6]. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.Коменский. В своем трактате «наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» [7].

   Выдающийся  швейцарский педагог-демократ Генрих  Песталоцци отводил не менее большую  роль нравственному воспитанию. Нравственное воспитание он считал главной задачей  детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует  добродетельный характер и сочувственное  отношение к людям.

   Разрабатывая  вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог  И.Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором  он жил, он вкладывал в понятие  нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и  безропотного подчинения авторитету власти.

   Убежденные  в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще  убеждены и в том, что влияние  нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы