Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа
Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.
Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Внеклассная
работа имеет большое
Внеклассная
воспитательная работа – это организация
педагогом различных видов
Объект исследования – воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы.
Цель исследования – разработка системы мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
Методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, изучение документации, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности младших школьников, педагогический эксперимент.
Методологическая основа исследования: основные положения диалектико-материалистической философии, идеи теории деятельностного, личностно ориентированного подхода, теория целостного педагогического процесса, труд педагогов по проблеме исследования, государственные документы в области образования РК.
База исследования: гимназия № 97 г. Караганда
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи исследования, определяется методологическая основа и методы исследования, характеризуется структура и содержание работы.
В
первой главе «Теоретические основы
исследования проблемы формирования нравственных
качеств школьников»
Во
второй главе «Анализ деятельности
учителя по формированию нравственных
качеств младших школьников в
процессе организации внеклассной
работы» освещается содержание деятельности
учителя по формированию нравственных
качеств младших школьников в
процессе организации внеклассной
работы, а также представлены результаты
опытно-экспериментальной
В
заключении делаются выводы, полученные
в результате педагогического исследования,
даются практические рекомендации для
эффективной организации
В списке использованной литературы дан перечень книг, использованных в процессе работы над выбранной темой. Список литературы состоит из 48 источников
Приложение содержит разработанную систему мероприятий, в которую вошли разработки внеклассных мероприятий, методики, анкеты, данные «срезов».
1 Теоретические
основы исследования проблемы формирования
нравственных качеств школьников в воспитательном
процессе
Термин
нравственность берет свое начало от
слова нрав. По латыни нравы звучат
как moralis – мораль. «Нравы – это
те эталоны и нормы, которыми руководствуются
люди в своем поведении, в своих
повседневных поступках. Нравы не вечные
и не неизменные категории, они воспроизводятся
силой привычки масс, поддерживаются
авторитетом общественного
Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [4, 235]. Близкие по смыслу слова «нравственность», «мораль», «этика» возникли в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, – такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» – науку об этих качествах. Словом, в V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве – в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей. Много общества, в пословицах и поговорках и в котором делались первые попытки как-то отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, как-то представить место человека в мире. Далее, началу процесса способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [4, 360]. Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» – русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия чаще употребляется термин мораль.
В кратком словаре по философии понятие нравственности также приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [5].
В научной литературе указывается, как было сказано выше, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [6]. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.Коменский. В своем трактате «наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» [7].
Выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци отводил не менее большую роль нравственному воспитанию. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И.Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти.
Убежденные
в том, что нравственность не есть
необходимое последствие