Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)

   Критерий 2. Отношение к нравственным нормам.

   Показатели:

  1. Отношение к нравственным нормам, определяющим принципиальность личности. Уровни:
    • Высокий – активно-устойчивое отношение  к нравственным нормам, те ученики, которые сумели при выполнении всех заданий сделать правильный выбор.
    • Средний –  входят те учащиеся, которые активно отстаивали свое мнение, но в некоторых склонны к компромиссным решениям.
    • Низкий – ученики готовые отказаться от своего мнения при малейшем «давлении » - недостаточно устойчивое, пассивное отношение.
  2. Отношение к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости)

   Уровни:

  • Высокий – учащиеся с активным, устойчиво-положительным отношении к соответствующим нравственным нормам.
  • Средний – учащиеся с активным, но недостаточно устойчивым отношением (возможны компромиссы).
  • Низкий – учащиеся с пассивным и недостаточно устойчивым отношением, а также учащиеся с отрицательным и неустойчивым отношением к нравственным нормам.
  1. Ценностные ориентации и нравственные идеалы учащихся.

   Уровни:

  • Высокий – школьник все чаще добивается от себя необходимых поступков, результатов работы. У него ярко выражена потребность в совершенствовании. Это время от времени называет неудовлетворенность собой, своими успехами, рождает более высокие перспективы, стремление к их осуществлению. При этом ярко выражена устойчивость к нравственным нормам.
  • Средний – для нее характерно сопоставление своих возможностей с качествами желанного образа. Из многих людей ученик уже отдает предпочтение тем, нравственные качества которых ему особенно нравятся. Однако стремление походить на таких людей, выступает в виде мечты, пока еще далекой, малоосуществимой, но уже заставляющей ученика задуматься над своими поступками.
  • Низкий – оформившегося идеала на этой ступени еще нет. Он существует в виде потенциальной возможности и пока не оказывает действенного влияния на нравственное развитие личности. В сознании ученика периодически возникает конкретный или обобщенный образ, воплощающий в своем поведении данную нравственную норму. Он сталкивается, сопоставляется, сочетается со многими другими образами. Для этой стадии характерно неустойчивое отношение к нравственным нормам.

   Критерий 3. Сформированность нравственного  поведения.

   Показатели:

  1. Оценка нравственного поведения учащихся.

   Уровни:

    • Высокий – нравственные качества в поведении проявляются ярко.
    • Средний – нравственные качества в поведении проявляются.
    • Низкий   –  нравственные качества в поведении не проявляются.
      1. Наличие практического опыта следовать принятым нравственным нормам и правилам поведения.
        • Высокий – у учащегося имеется богатый практический опыт следования принятым нравственным нормам и правилам поведения.
        • Средний – у учащегося имеется практический опыт следования принятым нравственным нормам и правилам поведения.
        • Низкий – у учащегося не имеется практического опыта следования принятым нравственным нормам и правилам поведения.
  1. Степень самостоятельности в нравственном выборе по преодолению проблем (трудностей, препятствий), связанных с соблюдением нравственных норм и правил  поведения.

    Уровни:

    • Высокий – высокая степень самостоятельности в нравственном выборе по преодолению проблем (трудностей, препятствий), связанных с соблюдением нравственных норм и правил  поведения.
    • Средний – средняя степень самостоятельности в нравственном выборе по преодолению проблем (трудностей, препятствий), связанных с соблюдением нравственных норм и правил  поведения.
    • Низкий – низкая степень самостоятельности в нравственном выборе по преодолению проблем (трудностей, препятствий), связанных с соблюдением нравственных норм и правил  поведения.

     По данным 1 «среза» по критерию  «усвоение знаний о нравственности»  выявлено, что количество учащихся  имеющих высокий, средний и  низкий уровни в экспериментальном  2 «Г» (Приложение18) классе незначительно  отличается от количества учащихся, имеющих тот же уровни в  контрольном 2 «В» (Приложение 19). В таблице 1 представлены результаты  первого «среза». 

   Таблица 1

   Результаты  усвоения знаний о нравственности учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (1 «срез») 

   Уровни    высокий    средний    низкий
Класс чел. % чел. % чел.    %
контрольный 5 20 14 56 6 24
экспериментальный 6 24 14 56 5 20
 

   По  данным таблицы 1 построена диаграмма  рисунок 1.

     

   Рисунок 1 Усвоение знаний о нравственности учащихся 2 класса

   гимназии  № 97 г. Караганды (1 «срез») 

   По  данным 2 «среза» по этому же критерию  выявлено, что количество учащихся экспериментальном 2 «Г» классе количество учащихся имеющих высокий уровень  сформированности нравственных знаний увеличилось на 2 человека (8%), количество учащихся со средним уровнем сформированности нравственных знаний осталось неизменным 14 человек (56%), количество учащихся с  низким уровнем сформированности нравственных знаний уменьшилось на 2 человека (8%).

   В контрольном  2 «В» классе, по результатам  второго среза  выявлено, что количество учащихся имеющих высокий уровень  сформированности нравственных знаний увеличилось на 1 человека (4%), количество учащихся со средним уровнем сформированности нравственных знаний также увеличилось  на 1 человека (4%), и количество учащихся имеющих низкий уровень сформированности нравственных знаний уменьшилось на 2 человека (4%) (Таблица 2, рисунок 2).  

   Таблица 2

   Результаты  сформированности  знаний по критерию «нравственные знания»  учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (2 «срез») 

   Уровни    высокий    средний    низкий
Класс чел. % чел. % чел. %
контрольный 6 24 15 60 4 16
экспериментальный 8 32 14 56 3 12
 

   По  данным таблицы 2 построена диаграмма  рисунок 2. 

     

   Рисунок 2 Усвоение знаний о нравственности учащихся 2 класса

   гимназии  № 97 г. Караганды (2 «срез») 

   По  критерию «отношение к нравственным знаниям» по данным 1 «среза» представленным в таблице 3, выявлено, что количество учащихся имеющих высокий, средний  и низкий уровни в экспериментальном 2 «Г» классе незначительно отличается от количества учащихся имеющих те же уровни в контрольном 2«В» классе. По результатам 1 среза по критерию «отношение к нравственным знаниям» в экспериментальном 2 «Г» классе количество учащихся с высоким уровнем  составило 8 человек (32%), количество учащихся со средним уровнем – 15 человек (60%), и с низким уровнем 2 человека (8 %)

   В контрольном  2 «В» классе, по результатам  первого среза  выявлено, что количество учащихся имеющих высокий уровень  составило 7 человек (28%), количество учащихся со средним уровнем 15 человек (60%), и  количество учащихся имеющих низкий уровень нравственных знаний уменьшилось, составило 3 человека (12%). Данные первого  среза по критерию «отношение к нравственным знаниям» представлены в таблице 3 и  на рисунке 3. 

     Таблица 3

   Результаты  сформированности отношения к нравственным знаниям учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (1 «срез») 

   Уровни    высокий    средний    низкий
Класс чел. % чел. % чел. %
контрольный 7 28 15 60 3 12
экспериментальный 8 32 15 60 2 8
 

   По  данным таблицы 3 построена диаграмма  рисунок 3.

     

   Рисунок 3 Сформированность отношения к нравственным знаниям

   учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (1 «срез») 

   По  данным 2 «среза» по этому же критерию  выявлено, что количество учащихся экспериментальном 2 «Г» классе имеющих  высокий уровень сформированности отношения к нравственным знаниям  увеличилось на 2 человека (8%), количество учащихся со средним уровнем сформированности нравственных знаний уменьшилось на 1 человека (4%) количество учащихся с  низким уровнем сформированности отношения  к нравственным знаниям  также  уменьшилось на 1 человека (4%).

   В контрольном  2 «В» классе, по результатам  второго среза  выявлено, что количество учащихся имеющих высокий уровень  сформированности отношения к нравственным знаниям  увеличилось на 2 человека (8%), количество учащихся со средним  уровнем сформированности нравственных знаний уменьшилось на 1 человека (4%), и количество учащихся имеющих низкий уровень сформированности отношения  к нравственным знаниям также  уменьшилось на 1 человека (4%). Данные второго среза представлены в  таблице 4, рисунок 4. 

   Таблица 4

   Результаты  сформированности отношения к нравственным знаниям учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (2 «срез») 

   Уровни    высокий    средний    низкий
Класс чел. % чел. % чел. %
контрольный 9 36 14 56 2 18
экспериментальный 10 40 14 56 1 4

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы