Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: описать и апробировать на практике методы и приемы изучения таблицы умножения, направленные на формирование метапредметных результатов.
Задачи:
1) Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) Раскрыть суть и содержание метапредметных результатов в начальной школе в теме «Таблица умножения»;
3) Проанализировать учебники математики с точки зрения формирования метапредметных результатов;
4) Подобрать и описать методы и приемы изучения таблицы умножения в различных системах обучения, направленные на формирование метапредметных результатов;
5) Провести исследование и анализ по теме ВКР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...6
1.1. Понятие метапредметности в современном образовании………..6
1.2. Суть и содержание метапредметных результатов………………..10
1.3. Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе.20
2. Практическая часть……………...……………………………………28
2.1. Анализ исходной ситуации………………………………………..28
2.2. Анализ учебников…………………………………………………..29
2.3. Анализ диагностических работ «на входе»………………………..33
2.4. Практическая деятельность…………………………………………36
2.5. Анализ диагностических работ «на выходе»………………………41
Заключение……………………………………………………….………44
Приложение

Работа содержит 1 файл

дипломТАМАРА.docx

— 117.53 Кб (Скачать)

       3 задание. (Познавательные УУД)

       Восстанови  примеры:

       7 х * = * 1                                              6 х *=* 2

       9 х * = * 1                                               7 х * = * 9

       8 х * = 4 *                                               * х 9 = * 3

       * х 6 = * 8                                                * х 9 = * 4

       8 х * = *6                                                 * х 8 = 7 *

       Ответы:

       7 х 3 = 21                                                  6 х 7 = 42

       9 х 9 = 81                                                  7 х 7 = 49

       8 х 6 = 48(8х5=40)                                   7 х 9 = 63

       3 х 6 = 18(8х6=48)                                    6 х 9 = 54

       8 х 7 = 56                                                    9 х 8=72

       4 задание. (Регулятивные УУД)

       Поставь вместо звездочек знаки сравнения, а вместо точек – нужное число.

       Образец: 9 х 4 > 9 х 5 на 9 х 2, т.е. на 18.

       9 х 4 * 9 х 6 на … (9х2, т.е. на 18)

       6 х 8 * 6 х 3 на … (6х5, т.е. на 30)

       40 * 4 х 9 на … (4 х 1, т.е. на 4)

       28 * 7 х 3 на … (7 х 1, т.е. на 7)

       8 х 3 * 27 на … (3 х 1, т.е. на 3)

       4 х 7 * 49 на … (7 х 3, т.е. на 21)

       5 задание. (Коммуникативные УУД)

       «Расшифруй  слово».

       В группах решите примеры.

       4*2 (р)               4*4 (с)                 7 · 2 (р)

       9*3 (о)               6*2 (к)                  6 : 3 (п)

       5*3 (а)                3* 3 (е)                 9 · 2 (н)

       Расположи ответы в порядке возрастания  и прочитай зашифрованное слово.

       Ответ:

2 8 9 12 14 15 16 18 27        
П Р  Е   К   Р А  С  Н  О
 

       6 задание. (Познавательные УУД)

       Заполни пропуски однозначными  числами:

       3 х 8 = *4              3 х 6 = *8               3 х * =*5

       3 х *= 21               3 х * = 27                3 х * = 3

       3 х 3 = *                3 х *= *1                  3 х *= 0

       7 задание. (Познавательные УУД)

       Используя числа 2, 7 и 14, составьте пример на умножение  и два примера на деление.

       8 задание. (Познавательные УУД)

       Реши  и объясни, как можно получить второй и третий примеры из первого, сделай запись:

5 3 = 15 
15 : 3 = 
15 : 5 =

       9 задание. (Познавательные УУД)

       5 х 7     9 х 7     3 х 7     7 х 7     2 х 7     6 х 7

       Посмотрите  внимательно на выражения. Что вы о них можете сказать? 
Не выполняя умножения, запишите их в порядке возрастания значений произведений.  
Найдите значения произведений, сравните их между собой.

    10 задание. (Познавательные УУД)

       Запишите  сумму, в которой число 3 повторяется  слагаемым 5 раз. Замените сложение умножением. Что показывает первое число в  произведении? А что показывает второе число? Найдите значение произведения, используя действие сложения. Поменяйте  в произведении местами множители. Что обозначает новая запись? Замените в ней умножение сложением. Найдите  значение произведения и суммы. 
Такое задание не только подводит к более полному осмыслению того, что обозначает первый множитель, что обозначает второй множитель, что необходимо при замене произведения суммой, а также что будет наиболее значимым при решении текстовых задач на раскрытие конкретного смысла действия умножения, когда первым множителем мы записываем одну часть, а вторым количество таких частей. Кроме того, уже при выполнении этого задания дети могут сделать вывод о переместительном свойстве умножения.
 

       Исследование 4. Анализ диагностических работ «на выходе». (См. приложение 4) 

       Цель: обнаружить и сравнить результаты систематической работы по формированию метапредметных результатов обучения.

       Учащимся  были даны те же самые задания, что  и в первичной диагностической  работе.

       По  итогам проведения диагностической  работы учащиеся показали более хорошие  результаты, чем при диагностике  «на входе». Результаты приведены  в таблице:

       Таблица № 5. Результаты диагностической работы «на выходе».

         Задание 1

(направлено  на познавательные умения)

Задание 2

(направлено  на регулятивные умения)

Задание 3

(направлено  на регулятивные умения)

Задание 4

(направлено  на познавательные умения)

Леонид  А.        -        -        +        +
Оксана  Б.        -        +        -        +
Настя Д.        +        +        +        +
Влад  Е.        +        +        +        +
Настя Ж.        -        +        +        +
Денис З.        +        +        +        +
Данил З.        +        -        +        +
Миша  З.        +        +        +        +
Растислав К.        +        +        +        +
Катя  К.        +        +        +        +
Никита  К.        +        +        +        +
Денис Л.        +        +        -        -
Вова  Л.        -        +        -        -
 Ваня  М.         +        +        +        -
Марина  М.        -        +        +        +
Василина Н.        +        +        -        +
Глеб  Н.        +        +        -        +
Маша  Н.        +        +        +        -
Ярослав П.        +        +        +        +
Вика  П        +        -        -        +
Леша  П.        -        +        +        -
Вася  П.        +        +        +        -
Есения  Р.        -        +        -        +
Миша  С.        +        +        +        +
Юля С.        +        +        +        +
Миша  С.        +        -        +        -
Настя Т.        -        -        -        -
Влад  Ш.        -        +        -        -
Артем  Щ.        +        +        +        +
Всего выполнили        20        24        20        20
       % 68,97% 82.76% 68,97% 68,97%
 

    Соотношение показателей сформированности метапредметных результатов представлено в диаграмме 4. 
 
 
 
 
 
 

       Диаграмма 4. Соотношение показателей диагностических работ «на входе» и «на выходе» 

       

       Вывод: по итогам диагностической работы «на  выходе» мы пронаблюдали значимый прирост  сформированности метапредметных результатов. В среднем  у учащихся данного класса на момент проведения диагностической работы «на выходе» познавательные УУД сформированы на 68,97%, регулятивные УУД на 75,87%. Отсюда следует, что уровень сформированности познавательных УУД повысился на 24,14%, а уровень регулятивных УУД на 24,15 % 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

       В связи с введением в современное образование Федерального образовательного стандарта начального общего образования изменяются требования к качеству и результатам обучения.  Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Особое внимание уделяется метапредметным результатам обучения, которые включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

       Основным  требованием к предметным результатам  при обучении математике является знание таблицы умножения однозначных  чисел и соответствующих случаев  деления на уровне автоматизированного  навыка. Задача учителя: поставить своей  целью - вызвать заинтересованность детей, помочь им увидеть закономерности - "секреты" таблицы умножения.  
Любая тема, в том числе таблица умножения, должна изучаться, учитывая ее метапредметную направленность.

       Исходя  из данной проблемы, целью нашего исследования было описать и апробировать на практике методы и приемы изучения таблицы  умножения, направленные на формирование метапредметных результатов. Для достижения данной цели нам потребовалось изучить  методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме, раскрыть сущность понятия метапредметности, раскрыть суть и содержание метапредметных результатов  в начальной школе в теме «Таблица умножения», подобрать и описать  методы и приемы изучения таблицы  умножения в развивающей системе  обучения, направленные на метапредметные результаты, провести исследование и  анализ эффективности использования данных методов.

       В ходе преддипломной практики проводилась  система занятий, направленных на формирование метапредметных результатов на примере  изучения таблицы умножения. После  проведения системы занятий были выделены положительные результаты в области формирования метапредметных результатов у учащихся.

       Данная  работа может быть полезна педагогам  начального образования, студентам проходящим практику в школе, так как в данной работе представлены примеры заданий, направленных на формирование метапредметных результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения