Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа
Цель: описать и апробировать на практике методы и приемы изучения таблицы умножения, направленные на формирование метапредметных результатов.
Задачи:
1) Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) Раскрыть суть и содержание метапредметных результатов в начальной школе в теме «Таблица умножения»;
3) Проанализировать учебники математики с точки зрения формирования метапредметных результатов;
4) Подобрать и описать методы и приемы изучения таблицы умножения в различных системах обучения, направленные на формирование метапредметных результатов;
5) Провести исследование и анализ по теме ВКР.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...6
1.1. Понятие метапредметности в современном образовании………..6
1.2. Суть и содержание метапредметных результатов………………..10
1.3. Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе.20
2. Практическая часть……………...……………………………………28
2.1. Анализ исходной ситуации………………………………………..28
2.2. Анализ учебников…………………………………………………..29
2.3. Анализ диагностических работ «на входе»………………………..33
2.4. Практическая деятельность…………………………………………36
2.5. Анализ диагностических работ «на выходе»………………………41
Заключение……………………………………………………….………44
Приложение
3 задание. (Познавательные УУД)
Восстанови примеры:
7
х * = * 1
9
х * = * 1
8
х * = 4 *
*
х 6 = * 8
8
х * = *6
Ответы:
7
х 3 = 21
9
х 9 = 81
8
х 6 = 48(8х5=40)
3
х 6 = 18(8х6=48)
8
х 7 = 56
4 задание. (Регулятивные УУД)
Поставь вместо звездочек знаки сравнения, а вместо точек – нужное число.
Образец: 9 х 4 > 9 х 5 на 9 х 2, т.е. на 18.
9 х 4 * 9 х 6 на … (9х2, т.е. на 18)
6 х 8 * 6 х 3 на … (6х5, т.е. на 30)
40 * 4 х 9 на … (4 х 1, т.е. на 4)
28 * 7 х 3 на … (7 х 1, т.е. на 7)
8 х 3 * 27 на … (3 х 1, т.е. на 3)
4 х 7 * 49 на … (7 х 3, т.е. на 21)
5 задание. (Коммуникативные УУД)
«Расшифруй слово».
В группах решите примеры.
4*2 (р) 4*4 (с) 7 · 2 (р)
9*3 (о) 6*2 (к) 6 : 3 (п)
5*3 (а) 3* 3 (е) 9 · 2 (н)
Расположи ответы в порядке возрастания и прочитай зашифрованное слово.
Ответ:
2 | 8 | 9 | 12 | 14 | 15 | 16 | 18 | 27 |
П | Р | Е | К | Р | А | С | Н | О |
6 задание. (Познавательные УУД)
Заполни пропуски однозначными числами:
3 х 8 = *4 3 х 6 = *8 3 х * =*5
3 х *= 21 3 х * = 27 3 х * = 3
3 х 3 = * 3 х *= *1 3 х *= 0
7 задание. (Познавательные УУД)
Используя числа 2, 7 и 14, составьте пример на умножение и два примера на деление.
8 задание. (Познавательные УУД)
Реши и объясни, как можно получить второй и третий примеры из первого, сделай запись:
5
3 = 15
15 : 3 =
15 : 5 =
9 задание. (Познавательные УУД)
5 х 7 9 х 7 3 х 7 7 х 7 2 х 7 6 х 7
Посмотрите
внимательно на выражения. Что вы
о них можете сказать?
Не выполняя умножения, запишите их в порядке
возрастания значений произведений.
Найдите значения произведений, сравните
их между собой.
10 задание. (Познавательные УУД)
Запишите
сумму, в которой число 3 повторяется
слагаемым 5 раз. Замените сложение умножением.
Что показывает первое число в
произведении? А что показывает второе
число? Найдите значение произведения,
используя действие сложения. Поменяйте
в произведении местами множители.
Что обозначает новая запись? Замените
в ней умножение сложением. Найдите
значение произведения и суммы.
Такое задание не только подводит к более
полному осмыслению того, что обозначает
первый множитель, что обозначает второй
множитель, что необходимо при замене
произведения суммой, а также что будет
наиболее значимым при решении текстовых
задач на раскрытие конкретного смысла
действия умножения, когда первым множителем
мы записываем одну часть, а вторым количество
таких частей. Кроме того, уже при выполнении
этого задания дети могут сделать вывод
о переместительном свойстве умножения.
Исследование
4. Анализ диагностических работ «на выходе».
(См. приложение 4)
Цель: обнаружить и сравнить результаты систематической работы по формированию метапредметных результатов обучения.
Учащимся были даны те же самые задания, что и в первичной диагностической работе.
По итогам проведения диагностической работы учащиеся показали более хорошие результаты, чем при диагностике «на входе». Результаты приведены в таблице:
Таблица № 5. Результаты диагностической работы «на выходе».
Задание 1
(направлено на познавательные умения) |
Задание 2
(направлено на регулятивные умения) |
Задание 3
(направлено на регулятивные умения) |
Задание 4
(направлено на познавательные умения) | |
Леонид А. | - | - | + | + |
Оксана Б. | - | + | - | + |
Настя Д. | + | + | + | + |
Влад Е. | + | + | + | + |
Настя Ж. | - | + | + | + |
Денис З. | + | + | + | + |
Данил З. | + | - | + | + |
Миша З. | + | + | + | + |
Растислав К. | + | + | + | + |
Катя К. | + | + | + | + |
Никита К. | + | + | + | + |
Денис Л. | + | + | - | - |
Вова Л. | - | + | - | - |
Ваня М. | + | + | + | - |
Марина М. | - | + | + | + |
Василина Н. | + | + | - | + |
Глеб Н. | + | + | - | + |
Маша Н. | + | + | + | - |
Ярослав П. | + | + | + | + |
Вика П | + | - | - | + |
Леша П. | - | + | + | - |
Вася П. | + | + | + | - |
Есения Р. | - | + | - | + |
Миша С. | + | + | + | + |
Юля С. | + | + | + | + |
Миша С. | + | - | + | - |
Настя Т. | - | - | - | - |
Влад Ш. | - | + | - | - |
Артем Щ. | + | + | + | + |
Всего выполнили | 20 | 24 | 20 | 20 |
% | 68,97% | 82.76% | 68,97% | 68,97% |
Соотношение
показателей сформированности метапредметных
результатов представлено в диаграмме
4.
Диаграмма
4. Соотношение показателей диагностических
работ «на входе» и «на выходе»
Вывод:
по итогам диагностической работы «на
выходе» мы пронаблюдали значимый прирост
сформированности метапредметных результатов.
В среднем у учащихся данного класса
на момент проведения диагностической
работы «на выходе» познавательные УУД
сформированы на 68,97%, регулятивные УУД
на 75,87%. Отсюда следует, что уровень сформированности
познавательных УУД повысился на 24,14%,
а уровень регулятивных УУД на 24,15 %
Заключение:
В связи с введением в современное образование Федерального образовательного стандарта начального общего образования изменяются требования к качеству и результатам обучения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Особое внимание уделяется метапредметным результатам обучения, которые включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Основным
требованием к предметным результатам
при обучении математике является знание
таблицы умножения однозначных
чисел и соответствующих
Любая тема, в том числе таблица умножения,
должна изучаться, учитывая ее метапредметную
направленность.
Исходя
из данной проблемы, целью нашего исследования
было описать и апробировать на практике
методы и приемы изучения таблицы
умножения, направленные на формирование
метапредметных результатов. Для достижения
данной цели нам потребовалось изучить
методическую и психолого-педагогическую
литературу по данной теме, раскрыть сущность
понятия метапредметности, раскрыть
суть и содержание метапредметных результатов
в начальной школе в теме «Таблица
умножения», подобрать и описать
методы и приемы изучения таблицы
умножения в развивающей
В ходе преддипломной практики проводилась система занятий, направленных на формирование метапредметных результатов на примере изучения таблицы умножения. После проведения системы занятий были выделены положительные результаты в области формирования метапредметных результатов у учащихся.
Данная
работа может быть полезна педагогам
начального образования, студентам проходящим
практику в школе, так как в данной работе
представлены примеры заданий, направленных
на формирование метапредметных результатов.
Информация о работе Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения