Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: описать и апробировать на практике методы и приемы изучения таблицы умножения, направленные на формирование метапредметных результатов.
Задачи:
1) Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) Раскрыть суть и содержание метапредметных результатов в начальной школе в теме «Таблица умножения»;
3) Проанализировать учебники математики с точки зрения формирования метапредметных результатов;
4) Подобрать и описать методы и приемы изучения таблицы умножения в различных системах обучения, направленные на формирование метапредметных результатов;
5) Провести исследование и анализ по теме ВКР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...6
1.1. Понятие метапредметности в современном образовании………..6
1.2. Суть и содержание метапредметных результатов………………..10
1.3. Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе.20
2. Практическая часть……………...……………………………………28
2.1. Анализ исходной ситуации………………………………………..28
2.2. Анализ учебников…………………………………………………..29
2.3. Анализ диагностических работ «на входе»………………………..33
2.4. Практическая деятельность…………………………………………36
2.5. Анализ диагностических работ «на выходе»………………………41
Заключение……………………………………………………….………44
Приложение

Работа содержит 1 файл

дипломТАМАРА.docx

— 117.53 Кб (Скачать)
lign="justify">       1.2. Суть и содержание метапредметных результатов.

       Метапредметные  умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это  личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.[7]

       Личностные  универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

       - личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

       - действие смыслообразования, т.  е. установление учащимися связи  между целью учебной деятельности  и ее мотивом, другими словами,  между результатом учения, и тем,  что побуждает деятельность, ради  чего она осуществляется. Ученик  должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет  для меня учение», и уметь  находить ответ на него.

       - действие нравственно-этического  оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных  ценностей, обеспечивающее личностный  моральный выбор.

       По  мнению Г.С. Ковалевой, у выпускника будут сформированы:

       • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к  школе, ориентации на содержательные моменты  школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

       • широкая мотивационная основа учебной  деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние  мотивы;

       • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

       • учебно-познавательный интерес к  новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

       • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

       • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ  и историю, осознание ответственности  человека за общее благополучие, осознание  своей этнической принадлежности;

       • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

       • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов  морального поведения;

       • знание основных моральных норм и  ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного  от доконвенционального к конвенциональному  уровню;

       • установка на здоровый образ жизни;

       • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой  и отечественной художественной культурой;

       • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание  им.

       Выпускник получит возможность для формирования:

       • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к  школе, понимания необходимости  учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и  предпочтении социального способа  оценки знаний;

       • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

       • устойчивого учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения задач;

       • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

       • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего  ученика»;

       • компетентности в реализации основ  гражданской

       идентичности  в поступках и деятельности;

       • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению  моральных дилемм на основе учета  позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении  моральным нормам и этическим  требованиям;

       • установки на здоровый образ жизни  и реализации в реальном поведении  и поступках;

       • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как  значимую сферу человеческой жизни;

       • эмпатии как осознанного понимания  чувств других людей и сопереживания  им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.[7]

       Регулятивные  действия обеспечивают организацию  учащимся своей учебной деятельности. Автор считает что к ним относятся

       - целеполагание как постановка  учебной задачи на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено  учащимся, и того, что еще неизвестно;

       - планирование – определение последовательности  промежуточных целей с учетом  конечного результата; составление  плана и последовательности действий;

       - прогнозирование – предвосхищение  результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 

       - контроль в форме сличения  способа действия и его результата  с заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий  от эталона;

       - коррекция – внесение необходимых  дополнений и корректив в план  и способ действия в случае  расхождения эталона, реального  действия и его продукта;

       - оценка - выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено  и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня  усвоения.

       - волевая саморегуляция как способность  к мобилизации сил и энергии;  способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного  конфликта и к преодолению  препятствий.

       Выпускник научится:

       • принимать и сохранять учебную  задачу;

       • учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном материале  в сотрудничестве с учителем;

       • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

       • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

       • осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату;

       • адекватно воспринимать оценку учителя;

       • различать способ и результат  действия;

       • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной  оценки;

       • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

       • выполнять учебные действия в  материализованной, громкоречевой  и умственной форме.

       Выпускник получит возможность научиться:

       • в сотрудничестве с учителем ставить  новые учебные задачи;

       • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

       • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

       • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом  учебном материале;

       • осуществлять констатирующий и предвосхищающий  контроль по результату и по способу  действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

       • самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и  вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.[7]

       Познавательные  универсальные действия, по мнению Г.С. Ковалевой, включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

       Общеучебные универсальные действия:

       - самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели;

       - поиск и выделение необходимой  информации; применение методов  информационного поиска, в том  числе с помощью компьютерных  средств:

       - знаково-символические - моделирование  – преобразование объекта из  чувственной формы в модель, где  выделены существенные характеристики  объекта (пространственно-графическую  или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью  выявления общих законов, определяющих  данную предметную область;

       - умение структурировать знания;

       - умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание  в устной и письменной форме; 

       - выбор наиболее эффективных способов  решения задач в зависимости  от конкретных условий; 

       - рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса  и результатов деятельности;

       - смысловое чтение как осмысление  цели чтения и выбор вида  чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации  из прослушанных текстов различных  жанров; определение основной и  второстепенной информации; свободная  ориентация и восприятие текстов  художественного, научного, публицистического  и официально-делового стилей; понимание  и адекватная оценка языка  средств массовой информации;

       - постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого  и поискового характера. 

       Универсальные логические действия:

       - анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, несущественных)

       - синтез как составление целого  из частей, в том числе самостоятельно  достраивая, восполняя недостающие  компоненты;

       - выбор оснований и критериев  для сравнения, сериации, классификации  объектов;

       - подведение под понятия, выведение  следствий; 

       - установление причинно-следственных  связей,

       - построение логической цепи рассуждений, 

       - доказательство;

       - выдвижение гипотез и их обоснование.

       Постановка  и решение проблемы:

       - формулирование проблемы;

       - самостоятельное создание способов  решения проблем творческого  и поискового характера.

       Выпускник научится:

       • осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной  литературы;

       • использовать знаково-символические  средства, в том числе модели и  схемы для решения задач;

       • строить речевое высказывание в  устной и письменной форме;

       • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Информация о работе Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения