Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа
Цель: описать и апробировать на практике методы и приемы изучения таблицы умножения, направленные на формирование метапредметных результатов.
Задачи:
1) Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) Раскрыть суть и содержание метапредметных результатов в начальной школе в теме «Таблица умножения»;
3) Проанализировать учебники математики с точки зрения формирования метапредметных результатов;
4) Подобрать и описать методы и приемы изучения таблицы умножения в различных системах обучения, направленные на формирование метапредметных результатов;
5) Провести исследование и анализ по теме ВКР.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...6
1.1. Понятие метапредметности в современном образовании………..6
1.2. Суть и содержание метапредметных результатов………………..10
1.3. Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе.20
2. Практическая часть……………...……………………………………28
2.1. Анализ исходной ситуации………………………………………..28
2.2. Анализ учебников…………………………………………………..29
2.3. Анализ диагностических работ «на входе»………………………..33
2.4. Практическая деятельность…………………………………………36
2.5. Анализ диагностических работ «на выходе»………………………41
Заключение……………………………………………………….………44
Приложение
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
•
устанавливать причинно-
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
•
осознанно и произвольно
в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
•
произвольно и осознанно
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
-
планирование учебного
-
постановка вопросов –
-
разрешение конфликтов - выявление,
идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных
-
управление поведением
-
умение с достаточно полнотой
и точностью выражать свои
мысли в соответствии с
Автор считает, что выпускник научится:
•
допускать возможность
•
учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных
•
формулировать собственное
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•
продуктивно разрешать
интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.[18]
Для того чтобы в современной школе осуществлялось формирование всех перечисленных метапредметных результатов, необходимо организовать соответствующим образом образовательный процесс. Именно для этого школы переходят на новый образовательный стандарт.[7]
Исследовав различные точки зрения на понятие метапредметности в современном образовании, мы можем сделать вывод, что суть метапредметных результатов заключается в усвоении различных универсальных учебных действий, которые учащийся имеет возможность применять не только в определенной предметной области, а во многих других областях.
В
частности на уроках математики есть
возможность наиболее эффективно организовать
работу по формированию и развитию
познавательных и регулятивных результатов.
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. Первая учебная задача здесь – это задача воспроизведения величины в ситуации, когда измеряемая величина А много больше заданной мерки, в связи с чем возникает необходимость использования вспомогательной, промежуточной мерки. Одно из чисел, описывающих эту ситуацию, фиксирует отношение вспомогательной мерки к исходной (или стандартной) мерке, именно оно является основанием принятой системы счисления. Второе число – это количество вспомогательных мерок в измеряемой величине (по … взять … раз), третье – отношение измеряемой величины к исходной мерке.
Другими
словами, для воспроизведения величины
с помощью исходной мерки необходимо
иметь не одно число, а два, одно из
которых описывает способ построения
вспомогательной мерки с
Таким образом, в описании нового способа действия участвуют 2 числа, которых достаточно для воспроизведения и построения исходной величины. Научившись выполнять арифметическое действие умножения, можно будет определять третье число, характеризующее это же действие измерения «прямым» способом, от которого дети отказались первоначально. [1; стр. 23]
Основным
способом изучения таблицы умножения
в этой программе является выявление
закономерностей и общих
1×9=09 Сумма двух цифр в произведении всегда равна 9!
2×9=18 Первые цифры в произведении увеличиваются на 1 от 0 до 9!
3×9=27 Вторые цифры произведения уменьшаются на 1 от 9 до 0!
4×9=36 После 5×9=45 цифры в произведении меняются местами!
5×9=45
6×9=54 09, 18, 27, 36, 45 54, 63, 72, 81, 90
7×9=63
8×9=72
9×9=81
10×9=90
В таблице умножения на 6 можно выявить следующую закономерность:
Нужно выписать произведения, где множитель был четным и нечетным числом.
:2 +5
6*2=12 6*3=18
6*4=24 6*5=30
6*6=36 6*7=42
6*8=48 6*9=54
Если прочитать произведения с четным числом в множителе начиная снизу, то получится: шестью восемь – сорок восемь, шестью шесть – тридцать шесть, шестью четыре – двадцать четыре. Слышна рифма. Только «шестью два – двенадцать» портит все дело. И тогда дети придумали, чтобы сохранить рифму: «Шестью два – десять два». [2; стр. 3]
Зная эти закономерности, учащиеся с легкостью могут заполнить столбик числа 9 в своей таблице.
Можно
сделать вывод, что при осмыслении
этих закономерностей учащиеся овладевают
навыками таких логических действий
как синтеза и обобщения, установление
аналогий и причинно-следственных связей,
что помогает добиться некоторых регулятивных
и познавательных метапредметных результатов
обучения, таких как самостоятельное создание
способов решения, устанавливать аналогию,
владеть общим способом решения задач.
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Л.В. Занкова.
По мнению Аргинской И.И. изучение двух новых арифметических действий – умножения и деления – является важнейшей частью всего курса математики второго класса. Овладение материалом этой темы сосредоточено вокруг следующих приоритетных вопросов:
Познание этих основных линий играет серьезную роль и в развитии школьников, и в целостном восприятии изучаемого материала, а также способствует осмысленному и глубокому формированию и закреплению вычислительных навыков. [3; стр. 46]
Так,
понимание связи между
Информация о работе Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения