Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: описать и апробировать на практике методы и приемы изучения таблицы умножения, направленные на формирование метапредметных результатов.
Задачи:
1) Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) Раскрыть суть и содержание метапредметных результатов в начальной школе в теме «Таблица умножения»;
3) Проанализировать учебники математики с точки зрения формирования метапредметных результатов;
4) Подобрать и описать методы и приемы изучения таблицы умножения в различных системах обучения, направленные на формирование метапредметных результатов;
5) Провести исследование и анализ по теме ВКР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...6
1.1. Понятие метапредметности в современном образовании………..6
1.2. Суть и содержание метапредметных результатов………………..10
1.3. Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе.20
2. Практическая часть……………...……………………………………28
2.1. Анализ исходной ситуации………………………………………..28
2.2. Анализ учебников…………………………………………………..29
2.3. Анализ диагностических работ «на входе»………………………..33
2.4. Практическая деятельность…………………………………………36
2.5. Анализ диагностических работ «на выходе»………………………41
Заключение……………………………………………………….………44
Приложение

Работа содержит 1 файл

дипломТАМАРА.docx

— 117.53 Кб (Скачать)

       • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов  разных видов;

       • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

       • осуществлять синтез как составление  целого из частей;

       • проводить сравнение, сериацию и  классификацию по заданным критериям;

       • устанавливать причинно-следственные связи;

       • строить рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

       • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию  и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

       • осуществлять подведение под понятие  на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков  и их синтеза;

       • устанавливать аналогии;

       • владеть общим приемом решения  задач.

       Выпускник получит возможность научиться:

       • осуществлять расширенный поиск  информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

       • создавать и преобразовывать  модели и схемы для решения  задач;

       • осознанно и произвольно строить  речевое высказывание

       в устной и письменной форме;

       • осуществлять выбор наиболее эффективных  способов

       решения задач в зависимости от конкретных условий;

       • осуществлять синтез как составление  целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

       • осуществлять сравнение, сериацию и  классификацию,

       самостоятельно  выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

       • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

       • произвольно и осознанно владеть  общим приемом решения задач.[7]

       Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

       Видами  коммуникативных действий являются:

       - планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками  – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

       - постановка вопросов – инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации;

       - разрешение конфликтов - выявление,  идентификация проблемы, поиск и  оценка альтернативных способов  разрешения конфликта, принятие  решения и его реализация;

       - управление поведением партнера  – контроль, коррекция, оценка  действий партнера;

       - умение с достаточно полнотой  и точностью выражать свои  мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации; владение  монологической и диалогической  формами речи в соответствии  с грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка.

       Автор считает, что выпускник научится:

       • допускать возможность существования  у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих  с его собственной, и ориентироваться  на позицию партнера в общении  и взаимодействии;

       • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  в сотрудничестве;

       • формулировать собственное мнение и позицию;

       • договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

       • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает  и видит, а что нет;

       • задавать вопросы;

       • контролировать действия партнера;

       • использовать речь для регуляции  своего действия;

       • адекватно использовать речевые  средства для решения различных  коммуникативных задач, строить  монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи.

       Выпускник получит возможность научиться:

       • учитывать и координировать в  сотрудничестве отличные от собственной  позиции других людей;

       • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

       • понимать относительность мнений и  подходов к решению проблемы;

       • аргументировать свою позицию и  координировать ее с позициями партнеров  в сотрудничестве при выработке  общего решения в совместной деятельности;

       • продуктивно разрешать конфликты  на основе учета

       интересов и позиций всех его участников;

       • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно  передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

       • задавать вопросы, необходимые для  организации

       собственной деятельности и сотрудничества с  партнером;

       • осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

       • адекватно использовать речь для  планирования и регуляции своей  деятельности;

       • адекватно использовать речевые  средства для эффективного решения  разнообразных коммуникативных  задач.[18]

       Для того чтобы в современной школе  осуществлялось формирование всех перечисленных  метапредметных результатов, необходимо организовать соответствующим образом образовательный процесс. Именно для этого школы переходят на новый образовательный стандарт.[7]

       Исследовав  различные точки зрения на понятие  метапредметности в современном  образовании, мы можем сделать вывод, что суть метапредметных результатов  заключается в усвоении различных универсальных учебных действий, которые учащийся имеет возможность применять не только в определенной предметной области, а во многих других областях.

       В частности на уроках математики есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных и регулятивных результатов.  

    1. Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе.
 

         Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

       По  мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. Первая учебная задача здесь – это задача воспроизведения величины в ситуации, когда измеряемая величина А много больше заданной мерки, в связи с чем возникает необходимость использования вспомогательной, промежуточной мерки. Одно из чисел, описывающих эту ситуацию, фиксирует отношение вспомогательной мерки к исходной (или стандартной) мерке, именно оно является основанием принятой системы счисления. Второе число – это количество вспомогательных мерок в измеряемой величине (по … взять … раз), третье – отношение измеряемой величины к исходной мерке.

       Другими словами, для воспроизведения величины с помощью исходной мерки необходимо иметь не одно число, а два, одно из которых описывает способ построения вспомогательной мерки с помощью  исходной мерки, а второе описывает  способ построения самой величины с  помощью вспомогательной мерки.

       Таким образом, в описании нового способа  действия участвуют 2 числа, которых  достаточно для воспроизведения  и построения исходной величины. Научившись выполнять арифметическое действие умножения, можно будет определять третье число, характеризующее это  же действие измерения «прямым» способом, от которого дети отказались первоначально. [1; стр. 23]

       Основным  способом изучения таблицы умножения  в этой программе является выявление  закономерностей и общих способов. Примером тому служит алгоритм изучения таблицы умножения на 9:

       1×9=09       Сумма двух цифр в произведении всегда равна 9!

       2×9=18      Первые цифры в произведении увеличиваются на 1 от 0 до 9!

       3×9=27       Вторые цифры произведения уменьшаются на 1 от 9 до 0!

       4×9=36       После 5×9=45 цифры в произведении меняются местами!

       5×9=45

       6×9=54  09, 18, 27, 36, 45 54, 63, 72, 81, 90

       7×9=63  

       8×9=72

       9×9=81

       10×9=90

       В таблице умножения на 6 можно выявить  следующую закономерность:

       Нужно выписать произведения, где множитель  был четным и нечетным числом.

            :2 +5

       6*2=12 6*3=18

       6*4=24 6*5=30

       6*6=36 6*7=42

       6*8=48 6*9=54

       Если  прочитать произведения с четным числом в множителе начиная снизу, то получится: шестью восемь – сорок  восемь, шестью шесть – тридцать шесть, шестью четыре – двадцать четыре. Слышна рифма. Только «шестью два  – двенадцать» портит все дело. И тогда дети придумали, чтобы  сохранить рифму: «Шестью два  – десять два». [2; стр. 3]

       Зная  эти закономерности, учащиеся с легкостью  могут заполнить столбик числа 9 в своей таблице.

       Можно сделать вывод, что при осмыслении этих закономерностей учащиеся овладевают навыками таких логических действий как синтеза и обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, что помогает добиться некоторых регулятивных и познавательных метапредметных результатов обучения, таких как самостоятельное создание способов решения, устанавливать аналогию, владеть общим способом решения задач.  

       Рассмотрим  принцип изучения таблицы умножения в системе Л.В. Занкова.

       По  мнению Аргинской И.И. изучение двух новых арифметических действий –  умножения и деления – является важнейшей частью всего курса  математики второго класса. Овладение  материалом этой темы сосредоточено  вокруг следующих приоритетных вопросов:

  • Связь умножения со сложением;
  • Связь деления с умножением;
  • Знакомство с законами и свойствами умножения и деления.

       Познание  этих основных линий играет серьезную  роль и в развитии школьников, и  в целостном восприятии изучаемого материала, а также способствует осмысленному и глубокому формированию и закреплению вычислительных навыков. [3; стр. 46]

       Так, понимание связи между сложением  и умножением существенно помогает построить систему знаний, логически  вытекающих друг из друга, а также  овладеть различными способами определения  значений произведений с последующим  выбором наиболее рационального  из них в качестве основного.

Информация о работе Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения