Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:52, доклад
В самом общем плане основной целью обучения должно быть развитие ученика. Конечно, в процессе и в результате усвоения знаний происходит умственное развитие учащихся, но определенное развитие получается только в результате специально организованного, ориентированного на достижение этого развития обучения. Деятельность ученика, направленная на развитие мышления, развитие устной и письменной речи, внимани
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ
В самом общем плане основной целью обучения должно быть развитие ученика. Конечно, в процессе и в результате усвоения знаний происходит умственное развитие учащихся, но определенное развитие получается только в результате специально организованного, ориентированного на достижение этого развития обучения. Деятельность ученика, направленная на развитие мышления, развитие устной и письменной речи, внимания, называют учебно-познавательной деятельностью. Но учебная деятельность в целом шире познавательной, т.к. в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и организационного, тренировочного характера. И эта деятельность осуществляется с помощью совокупности определенных действий, которые при некоторых условиях формируются в умения и навыки учебного труда, или общеучебные умения.
Существует следующая классификация общеучебных умений:
Владение совокупностью общеучебных умений называют «умением учиться».
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.
Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
По данным Международного исследования образовательных достижений с помощью теста PISA–2000 Россия заняла 27 -29 место из 32 возможных. Одной из причин столь низкого результата специалисты считают недостаточное внимание, уделяемое формированию общеучебных умений в наших школах.
Программы общеобразовательных учреждений включают разделы, определяющие знания и умения, которыми должен овладеть выпускник при изучении конкретных дисциплин, повышающие практическую направленность и качество подготовки, но это – специальные (предметные) знания и умения. Таким образом, в общеобразовательной школе общеучебные умения не выступают предметом специального усвоения, их формирование идет по ходу изучения отдельных учебных предметов, т.е. в большинстве случаев – стихийно и бессистемно.
В современных условиях необходимо включать учащихся в процесс непрерывного образования, самостоятельного добывания знания, где общеучебные умения являются «инструментом» овладения любого учебного материала. Но выпускник общеобразовательной школы часто не владеет в достаточной степени такими умениями.