Формирование навыков самообслуживания у глухих

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение формирования навыков самообслуживания у детей с нарушениями слуха.

Работа содержит 1 файл

Копия Глава I.docx

— 45.99 Кб (Скачать)

Введение

     Трудовое  воспитание – это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. У дошкольников трудовое воспитание направлено на формирование культурно-гигиенических  навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах  трудовой деятельности.

       Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей дошкольного возраста с  нарушениями слуха являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поэтому необходимо изучение возникающего самообслуживания как онтогенетически первичного вида трудовой деятельности.

     В настоящее время возрос интерес  к проблеме оказания коррекционно-развивающей  помощи детям с нарушениями слуха. Очень важно приспособить ребенка  к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и  личностные качества, заниматься физическим развитием детей дошкольного  возраста с нарушениями слуха.

     Проблема  изучения ранних этапов освоения самообслуживания актуальна, продиктована потребностями практики специального дошкольного воспитания.

     Проблемой трудовой деятельности дошкольников занималась В.И.Логинова и ее ученики, Ананьев  Б.Г., который утверждал, что уже  на втором году жизни человек оказывается  включенным не только в познание и  общение, но и в простейшие форм труда  – самообслуживание. Проблема воспитания культурно-гигиенических навыков  детей занимались такие ученые, как  Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Шипицина Л. М.

     Целью данной курсовой работы является изучение формирования навыков самообслуживания у детей с нарушениями слуха.

     Объект исследования - процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования – процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

     Гипотезой нашей работы стало предположение, что у детей с нарушением слуха культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются в процессе специального обучения.

     Задачи:

1) раскрыть  теоретические основы темы курсовой  работы;

2) подобрать  методики на выявление уровня  сформированности навыков самообслуживания  и на формирование данных навыков.

При написании  курсовой работы использовались методы: анализ научной литературы, подбор методик и т. д.

Структурно  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 

Глава I. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

1.1. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с нормальной слуховой функцией.

   Самообслуживание  — это постоянная забота о чистоте  тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое  и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила [10].

   Трудовая  деятельность в виде отдельных простейших процессов самообслуживания возникает  и активно развивается уже  на втором году жизни, составляя особую и очень важную линию развития. Выявлены особенности освоения ребенком трудовых процессов. Определено, что  единицей освоения трудовой деятельности в раннем возрасте является микропроцесс - относительно самостоятельная часть  целостного трудового процесса, имеющая  собственную цель, структура которой  идентична структуре трудового  процесса. В структуре микропроцесса  раньше всего осваивается целеполагание. В микропроцессах самообслуживания цель связана с реальными потребностями  ребенка, а результат способен эту  потребность удовлетворить. Поэтому  ребенок легко вычленяет цель, а затем и связь цель - действие - результат. Постепенно от освоения микропроцессов ребенок переходит к освоению целостных трудовых процессов самообслуживания [8].

   Формирование  у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано  с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей [23].

   Ребенок после года уже может осуществить  отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять  носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок  приобретает сам, подражая действиям  взрослого, ухаживающего за ним. И последующие  навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом [15].

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно  ребенку и жизненно необходимо для  него. Результат, которого он достигает  в самообслуживании, нагляден и открывает  ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся — можно идти на прогулку, убрал игрушки — можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды [14]. 
Для ребенка 3 лет каждый из этих процессов привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворяет его потребность в деятельности и выступает как задача, которую надо решить самому: надеть ботинки, зашнуровать их правильно, застегнуть пуговицы на пальто, пристегнуть резинку. Выполняя эти действия, ребенок напрягает усилие воли, все его внимание поглощено этим процессом. 
Дети средней группы, одеваясь, разговаривают между собой, замечают, что делают другие. Дети 6—7 лет, принимая участие в бытовых процессах, чувствуют себя очень уверенно [6].

     Самообслуживание  является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим  одеваться, умываться, есть, убирать  за собой игрушки на место формирует  у них самостоятельность, меньшую  зависимость от взрослого, уверенность  в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Являясь  главным содержанием трудового  воспитания детей младшего дошкольного  возраста, самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам  труда, однако значение его велико и  на ступени старшего дошкольного  возраста [1].

    1. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с нарушениями слуха.

      Формирование  культурно-гигиенических навыков  и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс  обучения культурно-гигиеническим  навыкам дошкольников с нарушениями  в развитии должен осуществляться с  учетом личностно-ориентированных  моделей воспитания и быть направлен  на создание реальных возможностей в  их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную  основу для коррекции имеющихся  отклонений у ребенка и  обеспечивает последующую его социализацию [11].

      На  протяжении всего периода обучения в специализированном дошкольном учреждении воспитатели работают над привитием  детям культурно-гигиенических навыков. Воспитатели учат детей опрятности и правильному пользованию туалетом. Они следят за тем, чтобы дети были постоянно чистыми, опрятными, ухоженными. Дети должны научится обращать внимание на свой внешний вид, овладеть способами приведения его в порядок, усвоить конкретную последовательность действий для выполнения того или иного навыка [7].

  Развитие  трудовой деятельности в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями  слуха происходит при организации  различных режимных моментов, на прогулках, в связи с другими видами детской  деятельности, и прежде всего игрой, на специальных занятиях, которые  предусмотрены учебным планом с  младшей группы, а также в семье.

      Первым  по времени ребенок овладевает самообслуживающим  трудом, основной особенностью которого является направленность на себя, а результатом – умение обслужить себя. Начиная с преддошкольного возраста, детей учат соблюдать правила гигиены, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетными принадлежностями.

      Культурно-гигиенические  навыки формируются в течение  всего дошкольного периода. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий  готовности ребенка к школе. Эти  навыки развиваются в семье и  детском саду. Приучение детей  раннего и дошкольного возраста к самообслуживанию – длительный процесс, требующий со стороны взрослых систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и  познавательного развития детей  с нарушениями слуха. Большое  значение имеет предъявление одинаковых требований к труду по самообслуживанию как со стороны педагогов, так  и в семье, поскольку нередко  родители, испытывая затруднения  в общении с ребенком или жалея  его, выполняют трудовые действия за ребенка сами.

В процессе формирования навыков самообслуживания в одевании и раздевании, умении следить за чистотой тела и опрятности одежды, приеме пищи и поведения  во время еды. Помимо трудовых умений у детей развиваются такие  качества, как аккуратность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу. Складываются и некоторые коммуникативные  умения: обратиться за помощью к  взрослым или другому ребенку, поблагодарить, рассказать или отчитаться о сделанном.

Со старшими дошкольниками большее место  занимают напоминания правил, беседа с уточнением последовательности действий, направленные на осознание значения правильного формирования культурно-гигиенических навыков [5].

Для детей  с нарушениями слуха очень  важно продемонстрировать правила  поведения в различных бытовых  ситуациях (за столом, в раздевалке), нормы общения с другими людьми, необходимость помощи в выполнении бытовых действий новеньким или младшим детям. Для того, чтобы у детей формировались соответствующие привычки, воспитателям необходимо демонстрировать образцы поведения в быту.

В процессе организации режима дня воспитатели  стремятся продемонстрировать детям  различные предметы, показать их свойства и сферу использования, в реальных бытовых действиях сравнить разные по внешнему виду, но одинаковые по функции  предметы (маленькая и большая  ложки, салфетка из материала или  из бумаги).

Различные бытовые моменты создают хорошую  основу для речевого развития детей, так как здесь усвоение значения слов и фраз связано с непосредственной деятельностью ребенка, его чувственным  опытом. В процессе речевого общения  уточняются значения слов, обозначающих названия гигиенических предметов, посуды, продуктов и блюд, одежды, действий, выполняемых детьми. Многократное повторение этого речевого материала  способствует его запоминанию и  использованию детьми. В процессе уточнения значений слов и фраз важно  связывать усвоение слов детьми с  познанием или свойств, предметов путем рассматривания, привлечения тактильно-двигательной чувствительности, обоняния, осязания.

  Дети  с нарушением слуха, которые поступают  в детский сад, часто не владеют  элементарными навыками самообслуживания, оказываются беспомощными в различных  бытовых ситуациях. Иногда это бывает связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но чаще причина в повышенной опеке со стороны родителей, которые стремятся  заменить доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными [20].

      Воспитание  навыков самообслуживания у маленьких  детей – длительный процесс, требующий  от воспитателя знания малышей и  большого терпения.  От педагога требуется  четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением: в период овладения действием – терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

      Основной  особенностью самообслуживающего труда  является направленность на себя, а  результатом – умение обслужить  себя.

Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у глухих