Формирование навыков монологической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является определение научных основ и методики формирования монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме, а также установления видов учебной деятельности по развитию навыков монологической речи.
Задачи исследования:
1) изучить и систематизировать информацию по видам речевой деятельности;
2) раскрыть понятие монологической речи в методике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1.Теоретические основы обучения монологической речи ..……………...5
1.1. Виды речевой деятельности………………………………………….5
1.2. Понятие монологическая речь……………………………………….7
1.3. Особенности формирования монологической речи………………..10
§ 2. Практические навыки формирование монологической речи……….14
2.1. Упражнения по обучению монологической речи на базе текста….15
2.2. Упражнения по обучению монологической речи на ситуативной основе……………………………………………………………………………18
2.3. Работа с письменным образцом монологической речи (письмом, стенографическим текстом устного сообщения)……………………………...23
2.4. Работа с устным (звуковым) образцом монологической речи (фоно- и видеозаписью)………………………………………………………………….25
2.5 Примерные задания по формированию монологического высказывания……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Осиповппа.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Стерлитамакская  государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»

 

Филологический  факультет

 

 

 

 

Кафедра германских языков

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса 

группы Ин 31

К.В.Осипова

 

Научный руководитель:

А.М.Царев,

к. филол.н., доцент


 

 

 

 

 

 

Стерлитамак 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

§ 1.Теоретические основы обучения монологической речи ..……………...5

    1. Виды речевой деятельности………………………………………….5
    2. Понятие монологическая речь……………………………………….7

      1.3.    Особенности формирования монологической речи………………..10

§ 2. Практические навыки формирование монологической речи……….14

       2.1.   Упражнения по обучению монологической речи на базе текста….15

       2.2.   Упражнения по обучению монологической  речи на ситуативной основе……………………………………………………………………………18

       2.3.  Работа с письменным образцом монологической речи (письмом, стенографическим текстом устного сообщения)……………………………...23

     2.4.    Работа с устным (звуковым) образцом монологической речи (фоно- и видеозаписью)………………………………………………………………….25

  2.5 Примерные задания по формированию монологического высказывания……………………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………...29

Список литературы…………………………………………………………….31

 

 

 

Введение

  В современной школе одной из главных целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетентности, т. е умение общаться на иностранном языке, как в диалогической, так и монологической форме. Следовательно, преподавателю важно сформировать у детей навыки монологической речи. Обучение монологической речи - длительный дидактический процесс. Монологическое высказывание может рассматриваться как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношениях его виды весьма специфичны.

Актуальность данной работы вытекает из важности монолога как вида речевой деятельности, как способа формирования и выражения мысли учащихся на иностранном языке.

Целью исследования данной курсовой работы является определение научных основ и методики формирования монологической речи на базе анализа методической  литературы по данной теме, а также установления видов учебной деятельности по развитию навыков монологической речи.

Задачи исследования:

1) изучить и систематизировать информацию по видам речевой деятельности;

2) раскрыть понятие монологической речи в методике;

3) выявить способы формирования навыков монологической речи.

Объект исследования - монологическая речь как вид речевой деятельности. Предмет исследования - выявления способов формирования навыков монологической речи.

Теоретическая база. Работа основана на методиках таких авторов как: Маслыко Е.А., Соловова Е.Н., Иванова Т.В., Сухова И.А., Гез Н.И., Зимняя И.А. и др.

Методы исследования. При написании курсовой работы использовались следующие методы: метод обработки содержания научных текстов, метод обобщения,

Структура работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

§1. Теоретические основы обучения монологической речи

    1. Виды речевой деятельности

Деятельность – это  вид активности человека, которая  определена конкретной  целью.

1)В основе любой деятельности лежит мотив, т.е. то, что толкает человека к осуществлению деятельности, поскольку человек не просто говорит, а что-то побуждает его выразить свою мысль или понять чужую мысль, в основе вербального общения также лежит мотив;

2)вербальное общение может выступать в качестве профессиональной деятельности (писатель, оратор), т.е. может выступать отдельной самостоятельной деятельностью. [Шубин 1963: 81]

Выше перечисленные аргументы дают основание считать вербальное общение речевой деятельностью. В психологической литературе речевая деятельность определяется как «реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения. [Зимняя 1991: 62]

Выделяют четыре основных вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо.

Письмо — продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.

Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на зрительное восприятие и понимание письменной речи.

Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, обозначающий процесс понимание воспринимаемой на слух речи.

Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение.

В любой ситуации общения  присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда - выделение основных видов речевой деятельности: продуктивных (говорения и письма) и рецептивных (аудирования и чтения). Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение – письменные.

Психологи указывают  на серьезное психологическое различие между устной и письменной речью. Прежде всего, письменная и устная речь отличаются каналами передачи информации. В первом случае имеется графический канал, характеризующийся пространственным измерением, а во втором – звуковой канал, которому свойственно временное измерение. Разница между устной и письменной речью сказывается и в их происхождении. Так, звуковой язык (устная речь) является первоначальным по отношению к письменному языку. Значительные различия наблюдаются и в структурном отношении. Так, для устной речи по сравнению с письменной характерны свои грамматические и лексические средства, что позволяет говорить о стиле устной и книжно-письменной речи. Работа речедвигательного анализатора также резко меняется при переходе к письменной речи.

Серьезные различия, существующие между устной и письменной речью, чрезвычайно существенны  для методики. Они требуют, чтобы  обучение различным видам речи строилось  по-разному. Это касается как отбора материала для обучения, так и составления специальных систем упражнений. [Рогова 1991:102]

В зависимости  от того, облекается  ли речь в языковую форму и продуцируется как звучащая или графически отображенная речь, различают внешнюю и внутреннюю речь. Первый вид речи характеризуется полным языковым оформлением, а второй  – фрагментарностью и свернутостью.               Поскольку процессы чтения, аудирования, письма, говорения связаны с функционированием внутренней речи, отличающейся проговариванием с разной мерой свернутости, то при обучении любому виду речевой деятельности необходимо формировать слухо-моторные образы языкового материала, без чего невозможно проговаривание, а это, в свою очередь, означает обязательность выполнения учащимися устных упражнений. Для автоматизированного осуществления речевой деятельности характерна свернутость внутренней речи. Поэтому одним из показателей овладения речью на иностранном языке является незаметность протекания внутренней речи [Гез 1982: 252-254]

Различают следующие  виды устной речи: диалогическую и монологическую. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. [Иванова 2008: 38-42]

 

1.2.Понятие монологическая речь

Монологическая речь - форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда - к самому себе; в отличие  от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

В отечественной лингвистике  монологическая речь определяется как  речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе слушателей (собеседников) с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения их к действиям [Клементенко 1981: 246]. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства [Рогова 1991: 126].

В отличие от диалогической  речи, которая является в основном ситуативной, монологическая речь преимущественно контекстна. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду – контекст. По сравнению с диалогической речью монолог характеризуется относительной непрерывностью, большей развернутостью, произвольностью (планируемостью), последовательностью; в большей степени ориентирована на создание продукта – монологического высказывания, которое в зависимости от намерения говорящего и характера информации представляет собой четкой разбивки

Монологическая речь всегда обладает признаком адресованности, что выражается в словах-обращениях («Дорогие друзья!») и интонационно. Адресованность монологической речи зависит от ее логичности, от на смысловые куски, которые последовательно предстают перед слушающими. Важную роль при этом играют риторические вопросы, один из функционально-коммуникативных типов речи. Основными функционально-коммуникативными типами речи являются описание, сообщение, повествование, рассуждение либо их сочетания, привлекающие внимание к существенным моментам содержания [Соловова 2002: 171].

В содержательном плане монологическое высказывание отличается смысловой завершенностью, логичностью, целостностью, выразительностью и стилистической отнесенностью.

Е.Н. Соловова выделяет следующие  важнейшие характеристики монолога:

    • целенаправленность/соответствие речевой задаче;
    • непрерывный характер;
    • логичность;
    • смысловая законченность;
    • самостоятельность;
    • выразительность [Рогова 1999:120].

Монологическая речь в качестве объекта овладения  характеризуется рядом параметров: содержанием речи, степенью самостоятельности, степенью подготовленности.

Целью обучения монологической речи является формирование монологических умений, т.е. умений коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

Существует ряд разновидностей монолога, обслуживающих различные  сферы общения 

    • приветственная речь;
    • похвала;
    • порицание;
    • лекция;
    • рассказ;
    • характеристика;
    • описание;
    • обвинительная или оправдательная речь (Е.Н.Соловова).

Среди признаков монологической речи выделяются:

- непрерывность (высказывание  не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство)

- последовательность

- логичность речи

- относительная смысловая  законченность

- коммуникативная направленность высказывания [Миролюбов 1967: 83].

При определении видов  монологической речи в учебных целях  исходят из содержания речи (описание, сообщение, рассказ), степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание); степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь) [Соловова 2002: 3,5-6].

Рассказ является наиболее сложным видом монологической речи. Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно - следственные связи между ними. Если описание развивается в одной плоскости и последовательность описываемых явлений в нем не имеет принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологической последовательности обязательно, иначе нарушается сюжетная канва повествования.     Основные разновидности подготовленного монолога - лекция, выступление, сообщение, как правило, готовятся предварительно.

Информация о работе Формирование навыков монологической речи