Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа
Цель: описать и апробировать на практике методы и приемы изучения таблицы умножения, направленные на формирование метапредметных результатов.
Задачи:
1) Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) Раскрыть суть и содержание метапредметных результатов в начальной школе в теме «Таблица умножения»;
3) Проанализировать учебники математики с точки зрения формирования метапредметных результатов;
4) Подобрать и описать методы и приемы изучения таблицы умножения в различных системах обучения, направленные на формирование метапредметных результатов;
5) Провести исследование и анализ по теме ВКР.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...6
1.1. Понятие метапредметности в современном образовании………..6
1.2. Суть и содержание метапредметных результатов………………..10
1.3. Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе.20
2. Практическая часть……………...……………………………………28
2.1. Анализ исходной ситуации………………………………………..28
2.2. Анализ учебников…………………………………………………..29
2.3. Анализ диагностических работ «на входе»………………………..33
2.4. Практическая деятельность…………………………………………36
2.5. Анализ диагностических работ «на выходе»………………………41
Заключение……………………………………………………….………44
Приложение
Вывод: наибольшее количество заданий на формирование регулятивных умений содержится в учебнике математики Э.И. Александровой (УМК Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) – 14,6%. Наименьшее количество в учебнике В.Н. Рудницкой (УМК Н.Ф. Виноградовой) – 2,2%.
Таблица 2. Частота использования заданий направленных на формирование познавательных умений.
Метапредметные результаты | В.Н. Рудницкая | Э.И. Александрова | И.И. Аргинская |
Классификация | - | + (2,5 %) | +(1,9%) |
Синтез | - | +(2,5 %) | - |
Анализ | + (1,1%) | +(3,6 %) | +(1,6) |
Поиск и выделение информации | + (0,6%) | + (4,3 %) | +(2,8) |
Всего: | 1,7% | 12,9% | 6,3% |
Вывод:
наибольшее количество заданий на формирование
познавательных умений содержится в
учебнике математики Э.И. Александровой
(УМК Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
– 12,9%. Наименьшее количество в учебнике
В.Н. Рудницкой (УМК Н.Ф. Виноградовой)
– 1,7%.
Диаграмма 1. Соотношение заданий, направленных на развитие метапредметных результатов в учебнике И.И. Аргинской.
Диаграмма 2. Соотношение заданий, направленных на развитие метапредметных результатов в учебнике В.Н. Рудницкой.
Диаграмма 3. Соотношение заданий, направленных на развитие метапредметных результатов в учебнике Э.И. Александровой.
Вывод:
исходя из результатов, полученных в результате
анализа учебников, на диаграммах отчетливо
видно, что в системе развивающего обучения
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебник
математики под редакцией Э.И. Александровой
содержит значительно больше заданий,
направленных на формирование метапредметных
результатов обучения, таких как познавательные
и регулятивные. Содержание заданий направленных
на формирование регулятивных умений
в учебнике Э.И. Александровой превышает
их содержание в учебнике В.Н. Рудницкой
на 12,4 %, а заданий направленных на формирование
познавательных умений на 11,2 %. Это может
быть связано с самим подходом в системе
развивающего обучения.
Исследование
3. Анализ диагностических работ
«на входе». (См. приложение №2.)
Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся на примере темы «Таблица умножения».
Целевая аудитория: учащиеся 2 «В» класса в количестве 29 человек МОУ «Лицей №3». Система Л.Б. Занкова.
Учащимся было предложено 4 задания.
Запишите все числа до 90, которые делятся :
на 5 - в первую строчку
на 6 - во вторую строчку
на 9 - в третью строчку.
Маша выписывала произведения из таблицы умножения, оканчивающиеся на четную цифру. Правильно ли она сделала?
2*6 7*3 8*4 5*9 3*4
Сколько примеров ты сможешь решить за 1 мин? Давай проверим. А сколько сможешь решить за 30 сек?
4) Познавательные УУД (поиск различных способов решения).
Вычисли результаты разными способами. Сколькими способами ты воспользовался? Какими?
7*3 8*2 5*5
Результаты данной работы представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты диагностической работы «на входе».
Задание 1(направлено на познавательные умения) | Задание 2
(направлено на регулятивные умения) |
Задание 3
(направлено на регулятивные умения) |
Задание 4
(направлено на познавательные умения) | |
Леонид А. | - | - | - | - |
Оксана Б. | - | - | - | - |
Настя Д. | - | - | - | - |
Влад Е. | - | + | + | - |
Настя Ж. | - | + | + | + |
Денис З. | + | + | + | + |
Данил З. | - | - | + | - |
Миша З. | + | + | + | + |
Растислав К. | + | + | + | + |
Катя К. | + | + | + | + |
Никита К. | + | + | + | + |
Денис Л. | + | + | - | - |
Вова Л. | - | + | - | - |
Ваня М. | + | + | + | - |
Марина М. | - | - | + | + |
Василина Н. | - | + | - | + |
Глеб Н. | - | + | - | + |
Маша Н. | - | + | + | - |
Ярослав П. | + | + | + | + |
Вика П | - | - | - | + |
Леша П. | - | - | - | - |
Вася П. | - | - | - | - |
Есения Р. | - | + | - | + |
Миша С. | + | + | - | + |
Юля С. | + | + | - | + |
Миша С. | + | - | - | - |
Настя Т. | - | - | - | - |
Влад Ш. | - | - | - | - |
Артем Щ. | + | - | + | - |
Всего выполнили | 12 | 17 | 13 | 14 |
% | 41,38% | 58,62% | 44, 83% | 48,28% |
Вывод: на основе данной работы мы можем сделать вывод, что учащиеся владеют метапредметными умениями на довольно низком уровне, так как не со всеми заданиями они смогли справиться. Результаты данной работы приведены в таблице 3. В среднем у учащихся данного класса познавательные УУД сформированы на 44,83%, регулятивные УУД на 51,72%. Отсюда можно сделать вывод, что учащимся легче дается выполнение заданий, направленных на формирование регулятивных умений.
Проведя анализ исходной ситуации, мы можем сделать вывод, что в данном классе существует проблема с формированием метапредметных результатов. В частности, учащиеся затрудняются при выполнении заданий, направленных на формирование познавательных метапредметных результатов.
Исходя из анализа исходной ситуации, нами были поставлены следующие задачи на преддипломную практику.
Задачи
Практическая
деятельность: Подбор заданий и проведение
на каждом уроке математики пятиминутки,
направленной на формирование метапредметных
результатов в теме «Таблица умножения».
Планирование уроков по данной теме представлено
в таблице 4.
Таблица 4. Планирование системы уроков.
№ урока | Тема урока | № заданий |
1-3 уроки | Умножение
как действие, заменяющее
сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения. Преобразование суммы равных слагаемых в произведение и произведение в сумму. |
5,10 |
4-5 уроки | Компоненты действия умножения. Таблица умножения с числом 2 и 3. | 6, 7 |
6-7 уроки | Составление таблицы умножения на 4 и 6, разные способы нахождения значений произведения. | 1, 4, |
8 урок | Переместительный закон умножения. Составление таблицы умножения на 7. | 2,9 |
9 урок | Завершение составления таблицы умножения. Сокращение сводной таблицы умножения на основе переместительного закона. | 3,8 |
Задания, используемые в ходе преддипломной практики.
1 задание.
Игра «Смешная таблица». (Регулятивные УУД)
Детям предлагается перечислить, что у человека имеется по парам, например: ноги, руки, глаза, уши, почки, легкие, дырочки в носу, пятки. Все перечисленное записывается. Предложите детям сочинить смешную таблицу умножения на два, используя записанные слова, например:
Если два глаза увидят одну маму, то... (в них появится два отражения маминой улыбки: 1х2=2);
Если в каждое легкое вмещается два литра воздуха, то... (в два легких вместится четыре литра: 2х2=4);
Если две ноги три часа пинают мяч, то... (на обуви будет шесть дырок: 3х2=6);
Если четыре кошачьи лапы схватят по две сосиски, то... (киска съест целых восемь сосисок, и у нее заболит живот: 4х2=8);
Если на две руки надеть по пять пальчиковых кукол, то... (в спектакле будет десять персонажей: 5х2==10);
Если в пятку попало шесть колючек, то... (врач вытащит двенадцать заноз: 6х2=12);
Если одна почка за сутки перерабатывает один литр жидкости, то две почки за неделю... (переработают четырнадцать литров: 7х2=14);
Если
в каждую ноздрю попадет по восемь
пылинок, то... (нужно чихнуть
шестнадцать раз, чтобы все они вылетели:
8х2=16);
Если вымыть девять чашек с блюдцами, то... (будут помыты восемнадцать предметов: 9х2=18);
Если подпрыгнуть на каждой ноге десять раз, всего... (будет двадцать прыжков: 10х2=20);
Если два уха не слушают учителя, то... (ученик ничего не поймет: 2х0=0).
Взрослый зачитывает первую половину задачи, а остальную ребенок угадывает, что получится в результате.
2 задание. (Познавательные УУД)
Найдите значение второго выражения с опорой на первое равенство:
15х4=75
17х4=85 13х4=52
15
х 6 =
17 х 5 =
13 х 6 =
(В
первом равенстве по 15 взяли 5 раз, а 15 х
6 - на один раз больше, значит, к 75 прибавим
15, получим, что 15 х 6 = 90.
Во втором столбике первый множитель уменьшился
на 1, так как второй множитель показывает,
что число взяли 5 раз, значит, значение
произведения уменьшится на 5, 85 - 5 = 80, следовательно,
16 х 5 = 80.
По 13 взять 4 раза, получается 52, а по 13 взять
6 раз это на 2 раза больше.
13 13 = 26, значит, значение произведения
увеличивается на 26, 52 26 = 78, следовательно,
13 х 6 = 78.)
Информация о работе Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения