Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: описать и апробировать на практике методы и приемы изучения таблицы умножения, направленные на формирование метапредметных результатов.
Задачи:
1) Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) Раскрыть суть и содержание метапредметных результатов в начальной школе в теме «Таблица умножения»;
3) Проанализировать учебники математики с точки зрения формирования метапредметных результатов;
4) Подобрать и описать методы и приемы изучения таблицы умножения в различных системах обучения, направленные на формирование метапредметных результатов;
5) Провести исследование и анализ по теме ВКР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...6
1.1. Понятие метапредметности в современном образовании………..6
1.2. Суть и содержание метапредметных результатов………………..10
1.3. Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе.20
2. Практическая часть……………...……………………………………28
2.1. Анализ исходной ситуации………………………………………..28
2.2. Анализ учебников…………………………………………………..29
2.3. Анализ диагностических работ «на входе»………………………..33
2.4. Практическая деятельность…………………………………………36
2.5. Анализ диагностических работ «на выходе»………………………41
Заключение……………………………………………………….………44
Приложение

Работа содержит 1 файл

дипломТАМАРА.docx

— 117.53 Кб (Скачать)
        

       Вывод: наибольшее количество заданий на формирование регулятивных умений содержится в учебнике математики Э.И. Александровой (УМК  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) – 14,6%. Наименьшее количество в учебнике В.Н. Рудницкой (УМК Н.Ф. Виноградовой) – 2,2%.

       Таблица 2. Частота использования заданий направленных на формирование познавательных умений.

Метапредметные  результаты        В.Н. Рудницкая         Э.И. Александрова        И.И. Аргинская
Классификация        -        + (2,5 %)        +(1,9%)
Синтез         -        +(2,5 %)        -
Анализ         + (1,1%)        +(3,6 %)        +(1,6)
Поиск и выделение информации        + (0,6%)        + (4,3 %)        +(2,8)
       Всего:        1,7%        12,9%        6,3%
       

Вывод: наибольшее количество заданий на формирование познавательных умений содержится в  учебнике математики Э.И. Александровой (УМК Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) – 12,9%. Наименьшее количество в учебнике В.Н. Рудницкой (УМК Н.Ф. Виноградовой) – 1,7%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Диаграмма 1. Соотношение заданий, направленных на развитие метапредметных результатов в учебнике И.И. Аргинской.

 
 

       Диаграмма 2. Соотношение заданий, направленных на развитие метапредметных результатов в учебнике В.Н. Рудницкой.

         
 
 

       Диаграмма 3. Соотношение заданий, направленных на развитие метапредметных результатов в учебнике Э.И. Александровой.

       

       Вывод: исходя из результатов, полученных в результате анализа учебников, на диаграммах отчетливо видно, что в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебник математики под редакцией Э.И. Александровой содержит значительно больше заданий, направленных на формирование метапредметных результатов обучения, таких как познавательные и регулятивные. Содержание заданий направленных на формирование регулятивных умений в учебнике Э.И. Александровой превышает их содержание в учебнике В.Н. Рудницкой на 12,4 %, а заданий направленных на формирование познавательных умений на 11,2 %. Это может быть связано с самим подходом в системе развивающего обучения. 

       Исследование 3. Анализ диагностических работ  «на входе». (См. приложение №2.) 

       Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся на примере темы «Таблица умножения».

       Целевая аудитория: учащиеся 2 «В» класса в количестве 29 человек МОУ «Лицей №3». Система Л.Б. Занкова.

       Учащимся  было предложено 4 задания.

  1. Познавательные УУД (классификация).

       Запишите  все числа до 90, которые делятся :

       на 5 - в первую строчку

       на 6 - во вторую строчку

       на 9 - в третью строчку.

  1. Регулятивные УУД (оценка).

       Маша  выписывала произведения из таблицы  умножения, оканчивающиеся на четную цифру. Правильно ли она сделала?

       2*6      7*3     8*4     5*9      3*4

  1. Регулятивные УУД (планирование).

         Сколько примеров ты сможешь решить за 1 мин? Давай проверим. А сколько сможешь решить за 30 сек?

       4) Познавательные УУД (поиск различных способов решения).

       Вычисли результаты разными способами. Сколькими  способами ты воспользовался? Какими?

       7*3   8*2   5*5 

       Результаты  данной работы представлены в таблице 3.

       Таблица 3. Результаты диагностической работы «на входе».

         Задание 1(направлено на познавательные умения) Задание 2

(направлено  на регулятивные умения)

Задание 3

(направлено  на регулятивные умения)

Задание 4

(направлено  на познавательные умения)

Леонид  А.        -        -        -        -
Оксана  Б.        -        -        -        -
Настя Д.        -        -        -        -
Влад  Е.        -        +        +        -
Настя Ж.        -        +        +        +
Денис З.        +        +        +        +
Данил З.        -        -        +        -
Миша  З.        +        +        +        +
Растислав К.        +        +        +        +
Катя  К.        +        +        +        +
Никита  К.        +        +        +        +
Денис Л.        +        +        -        -
Вова  Л.        -        +        -        -
 Ваня  М.         +        +        +        -
Марина  М.        -        -        +        +
Василина Н.        -        +        -        +
Глеб  Н.        -        +        -        +
Маша  Н.        -        +        +        -
Ярослав П.        +        +        +        +
Вика  П        -        -        -        +
Леша  П.        -        -        -        -
Вася  П.        -        -        -        -
Есения  Р.        -        +        -        +
Миша  С.        +        +        -        +
Юля С.        +        +        -        +
Миша  С.        +        -        -        -
Настя Т.        -        -        -        -
Влад  Ш.        -        -        -        -
Артем  Щ.        +        -        +        -
Всего выполнили        12        17        13        14
       % 41,38% 58,62% 44, 83% 48,28%
 

       Вывод: на основе данной работы мы можем сделать вывод, что учащиеся владеют метапредметными умениями на довольно низком уровне, так как не со всеми заданиями они смогли справиться. Результаты данной работы приведены в таблице 3. В среднем у учащихся данного класса познавательные УУД сформированы на 44,83%, регулятивные УУД на 51,72%. Отсюда можно сделать вывод, что учащимся легче дается выполнение заданий, направленных на формирование регулятивных умений.

       Проведя анализ исходной ситуации, мы можем  сделать вывод, что в данном классе существует проблема с формированием  метапредметных результатов. В частности, учащиеся затрудняются при выполнении заданий, направленных на формирование познавательных метапредметных результатов.

             Исходя из анализа  исходной ситуации, нами были поставлены следующие задачи на преддипломную  практику.

       Задачи

  • Подобрать задания, направленные на формирование метапредметных результатов в теме «Таблица умножения».
  • Проводить на каждом уроке математики пятиминутки.
  • Провести диагностическую работу «на выходе».
  • Проанализировать результаты.
 

       Практическая  деятельность: Подбор заданий и проведение на каждом уроке математики пятиминутки, направленной на формирование метапредметных результатов в теме «Таблица умножения». Планирование уроков по данной теме представлено в таблице 4. 
 
 

       Таблица 4. Планирование системы уроков.

№  урока         Тема  урока        № заданий
1-3 уроки        Умножение как действие, заменяющее

       сложение  одинаковых слагаемых. Знак умножения. Преобразование суммы равных слагаемых  в произведение и произведение в  сумму.

       5,10
4-5 уроки        Компоненты  действия умножения. Таблица умножения  с числом 2 и 3.        6, 7
6-7 уроки        Составление таблицы умножения на 4 и 6, разные способы нахождения значений произведения.        1, 4,
8 урок        Переместительный  закон умножения. Составление таблицы  умножения на 7.        2,9
9 урок        Завершение  составления таблицы умножения. Сокращение сводной таблицы умножения  на основе переместительного закона.        3,8
 

       Задания, используемые в ходе преддипломной практики.

       1 задание.

       Игра «Смешная таблица». (Регулятивные УУД)

       Детям предлагается перечислить, что у  человека имеется по парам, например: ноги, руки, глаза, уши, почки, легкие, дырочки  в носу, пятки. Все перечисленное  записывается. Предложите детям сочинить смешную таблицу умножения на два, используя записанные слова, например:

       Если  два глаза увидят одну маму, то... (в них появится два отражения  маминой улыбки: 1х2=2);

       Если  в каждое легкое вмещается два  литра воздуха, то... (в два легких вместится четыре литра: 2х2=4);

       Если  две ноги три часа пинают мяч, то... (на обуви будет шесть дырок: 3х2=6);

       Если  четыре кошачьи лапы схватят по две  сосиски, то... (киска съест целых  восемь сосисок, и у нее заболит  живот: 4х2=8);

       Если  на две руки надеть по пять пальчиковых  кукол, то... (в спектакле будет  десять персонажей: 5х2==10);

       Если  в пятку попало шесть колючек, то... (врач вытащит двенадцать заноз: 6х2=12);

       Если  одна почка за сутки перерабатывает один литр жидкости, то две почки  за неделю... (переработают четырнадцать литров: 7х2=14);

       Если  в каждую ноздрю попадет по восемь пылинок, то... (нужно чихнуть  
шестнадцать раз, чтобы все они вылетели: 8х2=16);

       Если  вымыть девять чашек с блюдцами, то... (будут помыты восемнадцать предметов: 9х2=18);

       Если  подпрыгнуть на каждой ноге десять раз, всего... (будет двадцать прыжков: 10х2=20);

       Если  два уха не слушают учителя, то... (ученик ничего не поймет: 2х0=0).

       Взрослый зачитывает первую половину задачи, а остальную ребенок угадывает, что получится в результате.

       2 задание. (Познавательные УУД)

       Найдите значение второго выражения с  опорой на первое равенство:

       15х4=75  17х4=85    13х4=52 
            15 х 6 =                                   17 х 5 =                                     13 х 6 =

       (В первом равенстве по 15 взяли 5 раз, а 15 х 6 - на один раз больше, значит, к 75 прибавим 15, получим, что 15 х 6 = 90. 
Во втором столбике первый множитель уменьшился на 1, так как второй множитель показывает, что число взяли 5 раз, значит, значение произведения уменьшится на 5, 85 - 5 = 80, следовательно, 16 х 5 = 80. 
По 13 взять 4 раза, получается 52, а по 13 взять 6 раз это на 2 раза больше.  
13 13 = 26, значит, значение произведения увеличивается на 26, 52 26 = 78, следовательно, 13 х 6 = 78.)
 

Информация о работе Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения