Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек

Автор: a**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: средства и методы формирования физической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования – изучить приемы формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………………………………………………………… 6
1.1. Характеристика готовности к обучению в школе……………………….. 6
1.2. Особенности физического развития и формирования двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста …………………17
1.3. Приемы развития двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста на этапе формирования физической готовности к школе………….....................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 78.34 Кб (Скачать)

Государственное  автономное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Ленинградский  социально-педагогический колледж»

Краснодарского  края 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Формирование  физической готовности к школе

мальчиков и девочек 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка 5 «В» группы

                  заочного  отделения

                  Балюк  Нелля  Николаевна

                  Научный руководитель:

                  Сырова С.А. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                                             2011

СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                                                                              Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….     3

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ …………………………………………………………………………   6

1.1. Характеристика  готовности к обучению в школе……………………….. 6

1.2. Особенности  физического развития и формирования  двигательной активности  мальчиков  и девочек предшкольного возраста  …………………17

1.3.  Приемы развития  двигательной  активности мальчиков и девочек  предшкольного возраста на этапе  формирования физической готовности  к школе………….....................................................................................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

             В последнее время увеличились требования к учащимся, существенно изменились школьные программы, возросла информационная насыщенность преподаваемого материла. Растет объем двигательной деятельности детей, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях и требующей проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений, их биомеханической рациональности. Вместе с тем, анализ показателей здоровья, уровней развития физических качеств и двигательных возможностей дошкольников свидетельствует о тревожных отрицательных тенденциях, которые продолжают усугубляться. 

           В практике обучения детей  в дошкольных образовательных  учреждениях используется достаточно  большое количество разнообразных  программ. Обращает на себя внимание  стандартный набор средств физического  воспитания, узконаправленный и,  в основном, утилитарный характер  их использования. Не ясен принцип  определения нормативов в контрольных  упражнениях, в которых стандарты  охарактеризованы количественно.  Специалисты придают большое  значение возможностям физического  воспитания в контексте укрепления  здоровья, развития физических качеств  и освоения основных движений.

          Вместе с тем, физическое воспитание  должно способствовать психомоторному  и эмоциональному развитию, формировать  инициативу, любознательность, совершенствовать "двигательный интеллект" (координация  движений, уровень их пространственной  и временной точности, дифференцирование  мышечных усилий, вестибулярная  устойчивость, способность к реализации  двигательных возможностей). Необходимо придерживаться принципа опережающего развития двигательной "обучаемости", чтобы иметь возможность каждый раз перестраивать сложившуюся двигательную координацию в зависимости от повышения физических качеств, приобретенных двигательных умений и навыков. К сожалению, авторы большинства действующих программ не уделяют должного внимания решению данных проблем.

           Л.А. Венгер, А.Л. Венгер  отмечают, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, но выделяют в нем только личностный, интеллектуальный и социально-психологический аспекты. К сожалению, физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в этом контексте изолированно от вопросов подготовки к школе. В систему общей готовности детей к обучению в школе, на наш взгляд, необходимо ввести блок физической готовности, изучить и разработать его компоненты и основные характеристики. Это тем более необходимо в связи с переходом на обучение детей с шестилетнего возраста.                 Насущной стала проблема изучения должной физической готовности ребенка к обучению в школе в единстве медицинских и психолого-педагогических аспектов, средств и методов ее обеспечения. В этой связи целесообразным представляется корректировка концептуальных предпосылок организации системы дошкольного физического воспитания в направлении обеспечения общей готовности детей к обучению в школе. Все это обусловило необходимость дополнительных исследований в указанном проблемном поле.

 Объект исследования: физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении как средство подготовки детей к обучению в школе.

Предмет исследования: средства и методы формирования физической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования – изучить приемы формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания.

      Методологическую базу исследования составили системный подход (Л.фон Берталанфи, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин), концепция гармонии физического и духовного развития человека (П.Ф.Лесгафт, В.К.Бальсевич), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов), деятельностный подход (А.Н.Леонтьев), положения и выводы теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), концепция личностно-ориентированной педагогики (Д.Дьюи, В.В.Сериков), положения теории управления движениями (В.С.Фарфель, Н.А.Бернштейн, С.Н. Кучкин).

        Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании методики проведения занятий по физическому воспитанию, обеспечивающей физические предпосылки общей готовности дошкольников к обучению в школе.

          Практическая значимость  исследования выражается в высокой эффективности применения разработанных занятий, направленных на формирование и  развитие физических способностей, формирования двигательных умений и навыков, познавательных процессов умальчиков и девочек, а также в разработке метода комплексной оценки физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ  

    1. Характеристика готовности к обучению в школе

                                                     «Раз – раз, я шагаю в первый класс,

                                                       По дороге к новой школе

                                                       Вместе с мамой первый раз!

                                                       Ранец новый у меня!

                                                      И с сегодняшнего дня

                                                     Не хожу я больше в садик –

                                                     Первоклассник Я!»

 

    Вопросы психологической готовности  к обучению в  школе  рассматривают  педагоги, психологи, дефектологи:  Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л.  Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец.,  А.  Керн, А.Р.Лурия,  В.С.  Мухин,  С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова        Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога и учителя начальных классов требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания и многие  другие.  Авторами  дается  не  только анализ  необходимых  знаний,  навыков  и  умений  ребенка  при  переходе  из детского сада в школу,  но  и  рассматриваются  вопросы  дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики  определения готовности,  а также, что немаловажно,   пути коррекции негативных результатов и в связи  с этим  рекомендации  по  работе   с   детьми   и   их   родителями.   Поэтому первостепенной задачей, встающей как перед отечественными  учеными,  так и перед зарубежными заключаются в следующем:

  - выявить  в каком возрасте лучше начинать  обучение,

- когда  и при каком состоянии ребенка  этот процесс не будет  приводить   к  нарушениям  в  его   развитии,  отрицательно  сказываться   на  его здоровье.

     Ученые  считают  что,   дифференцированный  подход  как  социально-образовательная  среда основывается  на  уровне  речевой  готовности  младших  школьников. Дифференцированный подход  будет осуществляться более   эффективно при условии выявления   речевого развития  учащихся первых  классов.

           В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность  морфо – физиологических   особенностей ребенка старшего дошкольного возраста,  обеспечивающая  успешный  переход к систематическому, организованному школьному обучению. (13, с.211)………………………………………………………………

В.С. Мухина утверждает,  что  готовность  к  школьному  обучению  –  это желание  и  осознание  необходимости  учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него  внутренних  противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин считает,  что готовность  ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то  есть  системы  социальных отношений между ребенком и взрослым.

 Наиболее  полно  понятие  «готовность   к  школе»  дано  в   определении  Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний  и умений,  в котором должны  присутствовать  все остальные элементы,  хотя  уровень их развития может быть  разный.  Составляющими этого набора    прежде  всего является мотивация, личностная  готовность,  в  которую  входят  «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная.

     В последние годы все большее внимание проблеме готовности  к  школьному обучению уделяется за рубежом.  При  решении  этого  вопроса  ,как  отмечает Я.Йирасек,   сочетаются   теоретические   построения,   с   одной   стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том,  что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей.  Это находит отражение в тестах,  показывающих  развитие  ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. По мнению С.Штребела, А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен  обладать  определенными признаками   школьника:   быть   зрелым   в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.  К умственной  области   авторы   относят   способность   ребенка   к дифференцированному восприятию,  произвольному   вниманию,   аналитическому мышлению и так далее. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость  и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.  Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми,  со  способностью  подчиняться интересам и принятым   условностям детских групп, а так же  со  способностью  взять на  себя  социальную  роль школьника в общественной ситуации школьного обучения. 

Ф.Л.Илг ,  Л.Б.Эймс  провели   исследование,   посвященное   выявлению параметров  готовности  к школьному   обучению.   В   результате   возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от  5   до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое  значение  и обладают  прогнозирующей  способностью.  Кроме   тестовых   заданий   авторы предлагают в случае  неподготовленности  ребенка к школе   забирать   его оттуда  и путем   многочисленных  тренировок  доводить  до  нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не  единственная,  так  Д.П.Озубел предлагает,  в случае  неподготовленности   ребенка,   изменить   программу обучения  в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие  всех  детей.

Информация о работе Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек