Автор: a**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа
Предмет исследования: средства и методы формирования физической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования – изучить приемы формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………………………………………………………… 6
1.1. Характеристика готовности к обучению в школе……………………….. 6
1.2. Особенности физического развития и формирования двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста …………………17
1.3. Приемы развития двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста на этапе формирования физической готовности к школе………….....................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ленинградский социально-педагогический колледж»
Краснодарского
края
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Формирование физической готовности к школе
мальчиков
и девочек
Выполнила:
студентка 5 «В» группы
заочного отделения
Балюк Нелля Николаевна
Научный руководитель:
Сырова
С.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………………………………………………………… 6
1.1. Характеристика
готовности к обучению в школе…
1.2. Особенности
физического развития и
1.3.
Приемы развития двигательной
активности мальчиков и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время увеличились требования к учащимся, существенно изменились школьные программы, возросла информационная насыщенность преподаваемого материла. Растет объем двигательной деятельности детей, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях и требующей проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений, их биомеханической рациональности. Вместе с тем, анализ показателей здоровья, уровней развития физических качеств и двигательных возможностей дошкольников свидетельствует о тревожных отрицательных тенденциях, которые продолжают усугубляться.
В практике обучения детей
в дошкольных образовательных
учреждениях используется
Вместе с тем, физическое
Л.А. Венгер, А.Л. Венгер отмечают, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, но выделяют в нем только личностный, интеллектуальный и социально-психологический аспекты. К сожалению, физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в этом контексте изолированно от вопросов подготовки к школе. В систему общей готовности детей к обучению в школе, на наш взгляд, необходимо ввести блок физической готовности, изучить и разработать его компоненты и основные характеристики. Это тем более необходимо в связи с переходом на обучение детей с шестилетнего возраста. Насущной стала проблема изучения должной физической готовности ребенка к обучению в школе в единстве медицинских и психолого-педагогических аспектов, средств и методов ее обеспечения. В этой связи целесообразным представляется корректировка концептуальных предпосылок организации системы дошкольного физического воспитания в направлении обеспечения общей готовности детей к обучению в школе. Все это обусловило необходимость дополнительных исследований в указанном проблемном поле.
Объект исследования: физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении как средство подготовки детей к обучению в школе.
Предмет исследования: средства и методы формирования физической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования – изучить приемы формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания.
Методологическую базу исследования составили системный подход (Л.фон Берталанфи, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин), концепция гармонии физического и духовного развития человека (П.Ф.Лесгафт, В.К.Бальсевич), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов), деятельностный подход (А.Н.Леонтьев), положения и выводы теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), концепция личностно-ориентированной педагогики (Д.Дьюи, В.В.Сериков), положения теории управления движениями (В.С.Фарфель, Н.А.Бернштейн, С.Н. Кучкин).
Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании методики проведения занятий по физическому воспитанию, обеспечивающей физические предпосылки общей готовности дошкольников к обучению в школе.
Практическая значимость
исследования выражается в высокой
эффективности применения разработанных
занятий, направленных на формирование
и развитие физических способностей,
формирования двигательных умений и навыков,
познавательных процессов умальчиков
и девочек, а также в разработке метода
комплексной оценки физической готовности
детей дошкольного возраста к обучению
в школе.
ГЛАВА
I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Вопросы психологической
- выявить
в каком возрасте лучше
- когда
и при каком состоянии ребенка
этот процесс не будет
Ученые считают что, дифференцированный
подход как социально-
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. (13, с.211)………………………………………………………………
В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная.
В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса ,как отмечает Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. По мнению С.Штребела, А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
Ф.Л.Илг , Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная, так Д.П.Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей.
Информация о работе Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек