Готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и
сферы произвольности.К концу дошкольного возраста имеются три линии раз-

Работа содержит 1 файл

готовность к школе.docx

— 14.64 Кб (Скачать)

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и

сферы произвольности.К концу дошкольного возраста имеются три линии раз-

вития (П. Я. Гальперин):

1 - линия формирования  произвольного поведения, когда ребенок может подчиниться школьным правилам;

2 - линия овладения средствами  и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти  к пониманию сохранения количества;

3 - линия перехода от  эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.

К этим трем линиям, которые  были проанализированы Д. Б. Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Интеллектуальная готовность включает в себя: ориентировку в окружающем; запас знаний; развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); развитие произвольного внимания. Готовность к школе

Внутренняя мотивация, т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а непотому, что у него будет новый ранец  или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка  к школе включает формирование у  него готовности к принятию новой «социальной позиции»

положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего  иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.

Волевая готовность к школе. Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хо чется, а и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.  К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего дей-

ствия. Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению

научных понятий, переход  от реактивной программы к программе школьных предметов.

 

 

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития“ ребенка. “Зона ближайшего развития” определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в “зону ближайшего развития “ ребенка.

 

Если актуальный уровень  психического развития ребенка такой, что его “зона ближайшего развития”  ниже той, которая требуется для  освоения учебной программы в  школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его “зоны ближайшего развития” требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

 

 Психологическая готовность  к школе – это комплексный  показатель, позволяющий прогнозировать  успешность или неуспешность  обучения первоклассника. Психологическая  готовность к школе включает  в себя следующие параметры  психического развития:

 

1) мотивационная готовность  к учению в школе, или наличие  учебной мотивации; 

 

2) определенный уровень  развития произвольного поведения,  позволяющий ученику выполнять  требования учителя; 

 

3) определенный уровень  интеллектуального развития, подразумевающий  владение ребенком простыми операциями  обобщения; 

 

4) хорошее развитие фонематического  слуха. 

 

Под адаптивными возможностями  мы понимаем способность к приспособлению, потенциал ребенка к учебе  и общению, совокупность факторов его  готовности. Новый коллектив, новый  стиль поведения, новые условия  и правила, занятия и режим, при  которых детский организм мобилизует систему адаптивных реакций. Проблема адаптации к школе сейчас стоит  очень остро, поскольку с каждым годом наблюдается все более  низкий показатель адаптации.


Информация о работе Готовность к школе