Министерство образования
и науки Украины
Открытый международный
университет развития человека
“Украина”
Горловский филиал
Реферат
по дисциплине: Теория
и методика физического воспитания
тема: Физическое воспитание
в школе
Выполнил:
студент 2-го
курса группы ФР-06
дневного отделения
факультета “Физическая
реабилитация”
Якушин Александр
Викторович
2008
План
1 Физическое воспитание
в общеобразовательной школе
2 Организационная
структура физического воспитания
в школе
2.1 Урок как основная
форма организации занятий по
физической культуре в школе
2.2 Контроль физического
воспитания учащихся
2.3 Физкультурно-оздоровительная
работа в школе
2.3.1 Гимнастика до
занятий
2.3.2 Физкультминутка
и физкультпауза
2.4 Спортивно-массовая
работа в школе
1. Физическое воспитание
в общеобразовательной школе
Основными организационными
центрами системы физического
воспитания учащихся являются
общеобразовательная школа, профессионально-технические
училища и средние специальные
учебные заведения.
В учебных заведениях
физическое воспитание осуществляется
в процессе учебных занятий,
физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий,
которые проводятся в соответствии
с разработанными и утвержденными
положениями.
С целью совершенствования
физического развития и физического
воспитания предусматривается организация
занятий в детско-юношеских спортивных
школах, пионерских лагерях, по
месту жительства и в семье.
При оценке
значения физической культуры
в школьном возрасте важно
учитывать ее необходимость при
решении задач общего физкультурного
образования и физического развития.
Необходимо исходить из того,
что двигательная активность
— естественная потребность растущего
организма, непременное условие
физического развития, укрепления
здоровья и повышения сопротивляемости
организма неблагоприятным условиям.
Однако специальные исследования
содержания общего физкультурного
образования, двигательного режима
школьников убедительно свидетельствуют
о недостаточном удовлетворении
этих потребностей.
Недостаток осмысленной
двигательной активности (гиподинамия)
неизбежно приводит к невосполнимым
потерям в физическом развитии,
ослаблению защитных сил организма
и серьезным нарушениям здоровья.
Опыт школ, хорошо организующих
использование средств физической
культуры, позволяет судить о
реальной возможности успешного
решения проблемы гиподинамии.
Физическая культура
в школьном возрасте имеет
особенно большое значение для
формирования необходимых в жизни
двигательных умений, навыков, овладения
основами их практического использования
в разнообразных условиях двигательной
деятельности. В обучении двигательным
действиям в этом возрасте
можно выделить этапы, благоприятные
для быстрого и полноценного
освоения новых двигательных
действий. В процессе направленного
использования этой особенности
создаются наилучшие условия
для всестороннего развития двигательных
качеств. Приобретенные в школьном
возрасте двигательные умения
и навыки, а также физические,
интеллектуальные, волевые и другие
качества становятся базой для
быстрого и полноценного овладения
профессионально-трудовыми, воинскими
и другими специальными двигательными
действиями, дальнейшего физического
совершенствования в зрелом возрасте.
Не меньшее значение имеет
вклад школьного физического
образования в развитие личности
молодых людей, формирование их
мировоззрения и жизненной позиции,
морального облика, интеллектуальной
и эстетической культуры, волевой
устремленности.
Многообразная
практика использования физической
культуры в школьном возрасте
направлена на физическое совершенствование
подрастающего поколения. Вместе
с тем она должна служить
целям обеспечения здорового
образа жизни, быта и культурного
отдыха, поддержания высокого уровня
работоспособности в учебных
занятиях и успешного осуществления
других видов деятельности. Весь
процесс достижения этих целей
необходимо связывать со всесторонним
развитием личности.
2 Организационная
структура физического воспитания
в школе
Учебный процесс
по физическому воспитанию учащихся
общеобразовательной школы строится
на основе программы по физической
культуре в соответствии с
существующими требованиями. Программы
составлены по возрастному принципу,
а для профессиональных школ
— с учетом будущей профессиональной
деятельности.
Программы по
физической культуре для учащихся
общеобразовательных школ имеют
следующую содержательную основу
— объяснительную записку, в
которой определены цель, задачи,
содержание обучения, средства и формы
контроля за физическим развитием учащихся.
Основное содержание уроков по физической
культуре — ознакомление с теорией, формирование
навыков и умений, воспитание физических
способностей, примерные упражнения для
выполнения дома.
В занятия по
физической культуре включены
элементы таких видов спорта,
как гимнастика, легкая атлетика,
спортивные игры, плавание, лыжная
подготовка, а в младшем школьном
возрасте — подвижные игры.
Программа по
физической культуре в общеобразовательной
школе имеет разностороннюю направленность
средств и методов физического
воспитания. Кроме общей программы
по физической культуре имеют
оздоровительную, лечебную направленность,
что определяет содержание занятий
с учащимися специальных медицинских
групп. Для учащихся, занимающихся
в спортивных секциях и кружках,
разрабатываются программы в
соответствии с общей и спортивной
направленностью.
В соответствии
с программой планируются и
организуются уроки по физической
культуре, профессионально-прикладной
физической подготовке, лечебной
физической культуре и учебно-тренировочные
уроки.
Планирование
— это один из основных компонентов
системы физического воспитания
учащихся. Важно, чтобы учитель
при планировании фиксировал
свои основные мысли, поиски, руководствуясь
конкретными условиями, в которых
он трудится, куда входят климатические
особенности, наличие спортивного
инвентаря и др. На основании
программы по физической культуре
составляется один из главных
документов планирования — план-график
прохождения учебного материала
за год. В практике используются
различные планы-графики, однако
наиболее эффективным является
график, составленный по принципу
постановки учебных задач, которые
необходимо решать в определенном
классе или на уроке. В соответствии
с графиком прохождения учебного
материала на год учитель составляет
план на полугодие, четверть, что
конкретизируется в плане-конспекте
урока.
2.1 Урок как основная
форма организации занятий по
физической культуре
Урок является
основной формой организации
занятий по физической культуре
в школе. Отличительные черты
урока следующие: постоянный состав
учащихся, соответствие учебного
материала утвержденной программе
и рабочему плану, точное расписание
занятий, применение различных
методов обучения, руководящая роль
учителя.
Современный урок
по физической культуре делится
на три части — вводную,
основную и заключительную.
Вводная часть
— это организованный приход
учащихся в зал или на спортивную
площадку, рапорт, приветствие и
постановка учителем конкретных
задач, способствующих психологической
готовности учащихся к их решению.
В основной
части урока даются теоретические
сведения, осуществляется обучение
технике движения, воспитание физических
способностей — силы, быстроты, выносливости,
ловкости, гибкости.
В заключительной
части урока проводятся специальные
упражнения, способствующие снижению
функционирования всех систем
организма до исходного уровня,
снятия повышенной эмоциональности
учащихся, а также осуществляется
подготовка к организованному
уходу их с занятия. Кроме
этого, учитель информирует о
содержании домашнего задания
и особенностях методики его
выполнения.
В практике
работы общеобразовательной школы
используются несколько типов
уроков: урок физической культуры
общефизической подготовки и
урок физической культуры профессионально-прикладной
подготовки для специализированных
классов. Первый проводится с учащимися,
отнесенными к основной и подготовительной
медицинским группам, и организуется в
общеобразовательных школах на основе
программы по физической культуре. Второй
позволяет на базе общей физической подготовки
развивать способности и качества, необходимые
для будущей профессиональной деятельности.
Прежде всего,
учителя физической культуры
определяют профессионально важные
способности и качества и подбирают
комплексы упражнений, развивающие
их.
Урок лечебной
физической культуры проводится
с учащимися, которые по состоянию
здоровья относятся к специальной
медицинской группе. Такие занятия
имеют следующие особенности:
·
в подготовительной части урока
учащиеся проводят подсчет пульса,
выполняют дыхательные упражнения,
а затем общеразвивающие упражнения
малой, затем средней интенсивности;
·
основная часть урока содержит
комплексы специальных упражнений
лечебной направленности и учебный
материал по различным видам
спорта;
·
заключительная часть соответствует
общепринятым положениям.
Практика рекомендует,
чтобы ученики в специальной
группе во время урока строились
не по росту, а по функциональным
возможностям — слабые, средние,
сильные.
Учебный процесс
в специальных группах делится на два
периода — подготовительный и основной.
Перевод учащегося
из специальной группы в подготовительную
или основную осуществляется после углубленного
врачебного осмотра и оценки физической
подготовленности.
Учебно-тренировочный
урок — основная организационная
форма занятий с юными спортсменами,
в котором часть урока конкретизируется
в зависимости от вида спорта.
В подготовительной
части урока значительное место
занимает функциональная подготовка
к предстоящей основной деятельности,
что достигается выполнением
легко дозируемых упражнений.
Основная часть
урока посвящается обучению технике
движений или воспитанию физических
способностей и характеризуется
наибольшей физиологической нагрузкой.
Для овладения техникой движений
применяются подготовительные и
специальные упражнения, а для
воспитания физических способностей
— следующие упражнения и в
такой последовательности:
·
упражнения, направленные на воспитание
быстроты и выносливости выполняются
обычно после упражнений на
быстроту;
·
упражнения, направленные на совершенствование
координационных способностей, как
правило, выполняются в начале
основной части урока;
·
упражнения, направленные на воспитание
гибкости обычно чередуются с
упражнениями на силу и скоростно-силовую
способность.
В заключительной
части выполняются несложные
упражнения с постоянно понижающейся
интенсивностью, строевые и порядковые
упражнения. Подсчитывается пульс,
учитель подводит итог занятий,
дает задание на дом.
Продолжительность
учебно-тренировочного урока зависит
от возраста и спортивной квалификации
юных спортсменов.