Физическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат

Описание работы

В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.

Содержание

1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе

2 Организационная структура физического воспитания в школе

2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе

2.2 Контроль физического воспитания учащихся

2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе

2.3.1 Гимнастика до занятий

2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза

2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 121.89 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Украины 

 Открытый международный  университет развития человека  “Украина” 

 Горловский филиал

Реферат

по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

тема: Физическое воспитание в школе 

 Выполнил:

 студент 2-го  курса группы ФР-06

 дневного отделения 

 факультета “Физическая  реабилитация” 

 Якушин Александр  Викторович 

2008  

План 

1 Физическое воспитание  в общеобразовательной школе 

2 Организационная  структура физического воспитания  в школе 

2.1 Урок как основная  форма организации занятий по  физической культуре в школе 

2.2 Контроль физического  воспитания учащихся 

2.3 Физкультурно-оздоровительная  работа в школе 

2.3.1 Гимнастика до  занятий 

2.3.2 Физкультминутка  и физкультпауза

2.4 Спортивно-массовая  работа в школе  

1. Физическое воспитание  в общеобразовательной школе 

 Основными организационными  центрами системы физического  воспитания учащихся являются  общеобразовательная школа, профессионально-технические  училища и средние специальные  учебные заведения. 

 В учебных заведениях  физическое воспитание осуществляется  в процессе учебных занятий,  физкультурно-оздоровительных и  спортивно-массовых мероприятий,  которые проводятся в соответствии  с разработанными и утвержденными  положениями. 

 С целью совершенствования  физического развития и физического  воспитания предусматривается организация  занятий в детско-юношеских спортивных  школах, пионерских лагерях, по  месту жительства и в семье. 

 При оценке  значения физической культуры  в школьном возрасте важно  учитывать ее необходимость при  решении задач общего физкультурного  образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность  — естественная потребность растущего  организма, непременное условие  физического развития, укрепления  здоровья и повышения сопротивляемости  организма неблагоприятным условиям. Однако специальные исследования  содержания общего физкультурного  образования, двигательного режима  школьников убедительно свидетельствуют  о недостаточном удовлетворении  этих потребностей.

 Недостаток осмысленной  двигательной активности (гиподинамия)  неизбежно приводит к невосполнимым  потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма  и серьезным нарушениям здоровья. Опыт школ, хорошо организующих  использование средств физической  культуры, позволяет судить о  реальной возможности успешного  решения проблемы гиподинамии. 

 Физическая культура  в школьном возрасте имеет  особенно большое значение для  формирования необходимых в жизни  двигательных умений, навыков, овладения  основами их практического использования  в разнообразных условиях двигательной  деятельности. В обучении двигательным  действиям в этом возрасте  можно выделить этапы, благоприятные  для быстрого и полноценного  освоения новых двигательных  действий. В процессе направленного  использования этой особенности  создаются наилучшие условия  для всестороннего развития двигательных  качеств. Приобретенные в школьном  возрасте двигательные умения  и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие  качества становятся базой для  быстрого и полноценного овладения  профессионально-трудовыми, воинскими  и другими специальными двигательными  действиями, дальнейшего физического  совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет  вклад школьного физического  образования в развитие личности  молодых людей, формирование их  мировоззрения и жизненной позиции,  морального облика, интеллектуальной  и эстетической культуры, волевой  устремленности.

 Многообразная  практика использования физической  культуры в школьном возрасте  направлена на физическое совершенствование  подрастающего поколения. Вместе  с тем она должна служить  целям обеспечения здорового  образа жизни, быта и культурного  отдыха, поддержания высокого уровня  работоспособности в учебных  занятиях и успешного осуществления  других видов деятельности. Весь  процесс достижения этих целей  необходимо связывать со всесторонним развитием личности.  

2 Организационная  структура физического воспитания  в школе 

 Учебный процесс  по физическому воспитанию учащихся  общеобразовательной школы строится  на основе программы по физической  культуре в соответствии с  существующими требованиями. Программы  составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ  — с учетом будущей профессиональной  деятельности.

 Программы по  физической культуре для учащихся  общеобразовательных школ имеют  следующую содержательную основу  — объяснительную записку, в  которой определены цель, задачи, содержание обучения, средства и формы контроля за физическим развитием учащихся. Основное содержание уроков по физической культуре — ознакомление с теорией, формирование навыков и умений, воспитание физических способностей, примерные упражнения для выполнения дома.

 В занятия по  физической культуре включены  элементы таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжная  подготовка, а в младшем школьном  возрасте — подвижные игры.

 Программа по  физической культуре в общеобразовательной  школе имеет разностороннюю направленность  средств и методов физического  воспитания. Кроме общей программы  по физической культуре имеют  оздоровительную, лечебную направленность, что определяет содержание занятий  с учащимися специальных медицинских  групп. Для учащихся, занимающихся  в спортивных секциях и кружках,  разрабатываются программы в  соответствии с общей и спортивной  направленностью. 

 В соответствии  с программой планируются и  организуются уроки по физической  культуре, профессионально-прикладной  физической подготовке, лечебной  физической культуре и учебно-тренировочные  уроки. 

 Планирование  — это один из основных компонентов  системы физического воспитания  учащихся. Важно, чтобы учитель  при планировании фиксировал  свои основные мысли, поиски, руководствуясь  конкретными условиями, в которых  он трудится, куда входят климатические  особенности, наличие спортивного  инвентаря и др. На основании  программы по физической культуре  составляется один из главных  документов планирования — план-график  прохождения учебного материала  за год. В практике используются  различные планы-графики, однако  наиболее эффективным является  график, составленный по принципу  постановки учебных задач, которые  необходимо решать в определенном  классе или на уроке. В соответствии  с графиком прохождения учебного  материала на год учитель составляет  план на полугодие, четверть, что  конкретизируется в плане-конспекте  урока. 

2.1 Урок как основная  форма организации занятий по  физической культуре 

 Урок является  основной формой организации  занятий по физической культуре  в школе. Отличительные черты  урока следующие: постоянный состав  учащихся, соответствие учебного  материала утвержденной программе  и рабочему плану, точное расписание  занятий, применение различных  методов обучения, руководящая роль  учителя. 

 Современный урок  по физической культуре делится  на три части — вводную,  основную и заключительную.

 Вводная часть  — это организованный приход  учащихся в зал или на спортивную  площадку, рапорт, приветствие и  постановка учителем конкретных  задач, способствующих психологической  готовности учащихся к их решению. 

 В основной  части урока даются теоретические  сведения, осуществляется обучение  технике движения, воспитание физических  способностей — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

 В заключительной  части урока проводятся специальные  упражнения, способствующие снижению  функционирования всех систем  организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности  учащихся, а также осуществляется  подготовка к организованному  уходу их с занятия. Кроме  этого, учитель информирует о  содержании домашнего задания  и особенностях методики его  выполнения.

 В практике  работы общеобразовательной школы  используются несколько типов  уроков: урок физической культуры  общефизической подготовки и  урок физической культуры профессионально-прикладной  подготовки для специализированных  классов. Первый проводится с учащимися, отнесенными к основной и подготовительной медицинским группам, и организуется в общеобразовательных школах на основе программы по физической культуре. Второй позволяет на базе общей физической подготовки развивать способности и качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

 Прежде всего,  учителя физической культуры  определяют профессионально важные  способности и качества и подбирают  комплексы упражнений, развивающие  их.

 Урок лечебной  физической культуры проводится  с учащимися, которые по состоянию  здоровья относятся к специальной  медицинской группе. Такие занятия  имеют следующие особенности: 

 ·                   в подготовительной части урока  учащиеся проводят подсчет пульса, выполняют дыхательные упражнения, а затем общеразвивающие упражнения  малой, затем средней интенсивности; 

 ·                   основная часть урока содержит  комплексы специальных упражнений  лечебной направленности и учебный  материал по различным видам  спорта;

 ·                   заключительная часть соответствует  общепринятым положениям.

 Практика рекомендует,  чтобы ученики в специальной  группе во время урока строились  не по росту, а по функциональным  возможностям — слабые, средние,  сильные. 

 Учебный процесс в специальных группах делится на два периода — подготовительный и основной.

 Перевод учащегося  из специальной группы в подготовительную или основную осуществляется после углубленного врачебного осмотра и оценки физической подготовленности.

 Учебно-тренировочный  урок — основная организационная  форма занятий с юными спортсменами, в котором часть урока конкретизируется в зависимости от вида спорта.

 В подготовительной  части урока значительное место  занимает функциональная подготовка  к предстоящей основной деятельности, что достигается выполнением  легко дозируемых упражнений.

 Основная часть  урока посвящается обучению технике  движений или воспитанию физических  способностей и характеризуется  наибольшей физиологической нагрузкой.  Для овладения техникой движений  применяются подготовительные и  специальные упражнения, а для  воспитания физических способностей  — следующие упражнения и в  такой последовательности:

 ·                   упражнения, направленные на воспитание  быстроты и выносливости выполняются  обычно после упражнений на  быстроту;

 ·                   упражнения, направленные на совершенствование  координационных способностей, как  правило, выполняются в начале  основной части урока; 

 ·                   упражнения, направленные на воспитание  гибкости обычно чередуются с  упражнениями на силу и скоростно-силовую  способность. 

 В заключительной  части выполняются несложные  упражнения с постоянно понижающейся  интенсивностью, строевые и порядковые  упражнения. Подсчитывается пульс,  учитель подводит итог занятий,  дает задание на дом. 

 Продолжительность  учебно-тренировочного урока зависит  от возраста и спортивной квалификации  юных спортсменов. 

Информация о работе Физическое воспитание в школе