Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек

Автор: a**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: средства и методы формирования физической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования – изучить приемы формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………………………………………………………… 6
1.1. Характеристика готовности к обучению в школе……………………….. 6
1.2. Особенности физического развития и формирования двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста …………………17
1.3. Приемы развития двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста на этапе формирования физической готовности к школе………….....................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 78.34 Кб (Скачать)

     Надо  отметить, что, несмотря  на  разнообразие  позиций,  у  всех перечисленных авторов  есть  немало  общего.  Многие  из  них  при  изучении готовности к школьному обучению пользуются   понятием  «школьная  зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой  возникновение  этой  зрелости обусловлено в основном индивидуальными  особенностями  процесса  спонтанного созревания врожденных задатков  ребенка   и   существенно  не  зависящих  от социальных условий жизни  и  воспитания.  В этой  концепции  основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике  уровня  школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов   -  Вронфенвреннер, Врунер – критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль  социальных  факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

 Делая  сравнительный анализ  зарубежных  и  отечественных  исследований, можно  сделать  вывод,  что основное   внимание   зарубежных   психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.(16)…………………………………………………………….

На сегодняшний  день практически общепризнанно, что  готовность к школьному обучению - комплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)

1. Личностная  готовность. Включает формирование  у ребенка готовности к принятию  новой социальной позиции - положение  школьника, имеющего круг прав  и обязанностей. Эта личностная  готовность выражается в отношении ребенка  к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Будущему  школьнику необходимо произвольно  управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным  при сформированной иерархической  системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной  мотивацией. Личностная готовность также  предполагает определенный уровень  развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у  ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная  готовность ребенка к школе.  Данный компонент готовности  предполагает наличие у ребенка  кругозора, запаса конкретных  знаний. Ребенок должен владеть  планомерным и расчлененным восприятием,  элементами теоретического отношения  к изучаемому материалу, обобщенными  формами мышления и основными  логическими операциями, смысловым  запоминанием. Однако, в основном, мышление  ребенка остается образным, опирающимся  на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная  готовность также предполагает  формирование у ребенка начальных  умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить  учебную задачу и превратить  ее в самостоятельную цель  деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной  готовности к обучению в школе  предполагает:

-     дифференцированное восприятие;

- аналитическое  мышление (способность постижения  основных признаков и связей  между явлениями, способность  воспроизвести образец);

- рациональный  подход к действительности (ослабление  роли фантазии);

- логическое  запоминание;

- интерес  к знаниям, процессу их получения  за счет дополнительных усилий;

- овладение  на слух разговорной речью  и способность к пониманию  и применению символов;

- развитие  тонких движений руки и зрительно-двигательных  координаций.

3. Социально-психологическая  готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает  в себя формирование у детей  качеств, благодаря которым они  могли бы общаться с другими  детьми, учителями. Ребенок приходит  в школу, класс, где дети  заняты общим делом, и ему  необходимо обладать достаточно  гибкими способами установления  взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в  детское общество, действовать совместно  с другими, умение уступать  и защищаться.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности  в общении с другими, умение подчиняться  интересам и обычаям детской  группы, развивающиеся способности  справляться с ролью школьника  в ситуации школьного обучения.

Кроме выше указанных составляющих психологической  готовности к школе мы выделим  еще и физическую, речевую и  эмоционально-волевую готовность.

Под речевой  готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Одним из уровней готовности к школе  является физическая готовность.

     Под физической готовностью подразумевается  общее физическое развитие: нормальный  рост, вес, объем груди, мышечный  тонус, пропорции тела, кожный  покров и показатели, соответствующие  нормам физического развития  мальчиков и девочек 6-7-летнего  возраста. Состояние зрения, слуха,  моторики (особенно мелких движений  кистей рук и пальцев). Состояние  нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.(15)…………………………..

     По  мнению Громова С.П., физическая готовность к школе — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. Можно назвать это «запасом прочности» организма, адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу: в период маминой беременности, во время родов, в первые месяцы жизни малыша, в годы дошкольного детства.

     Кузнецова М.И. считает, что физическая готовность - общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Физическая  готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в  особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует  заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребёнка  и, тем более, не ухудшать его здоровье .(3, с. 96)………………………………………………………………….

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «… Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина  отставания в учёбе − плохое состояние  здоровья, какое-нибудь недомогание  или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению…». (10, с. 69)……………………………..

      Под физической готовностью к обучению в школе понимается важнейшая  комплексная характеристика личности ребенка старшего дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации  первоклассника к школе, являющаяся залогом его успешного обучения и включающая в себя следующие  компоненты: положительные показатели состояния здоровья; гармоничное  физическое развитие; развитие функциональных систем соответственно возрасту; высокий  уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики, в  частности, а также высокий уровень  самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.

(9, с. 326)…………………………………………………………………………….

      Наиболее  важным компонентом физической готовности детей к обучению в школе является состояние здоровья. Для его оценки используются определенные критерии: наличие заболеваний; функциональное состояние основных систем организма; степень сопротивляемости организма  неблагоприятным воздействиям; уровень  физического и нервно-психического развития, а также степень его  гармоничности.

      Физическое  развитие рассматривается как самостоятельный  компонент физической готовности. Обычно проводят оценку трех основных антропометрических показателей: длины тела, массы тела и окружности грудной клетки. Оценка гармоничности развития осуществляется по индексам и местным стандартам.

        Третий компонент готовности – развитие функциональных систем ребенка. Э. Я. Степаненкова, Г. И. Нарскин, В. Н. Шебеко и др. рекомендуют оценивать функциональное состояние организма, измеряя артериальное давление, частоту сердечных сокращений, жизненную емкость легких, определяя физическую работоспособность с помощью теппинг- или степ-тестирования (количественный подход). При этом оценку дают медицинские работники. Сторонниками качественного подхода являются калининградские исследователи (А. А. Зайцев и др.), разработавшие восемь тестов, которые позволяют педагогам осуществлять контроль за развитием наиболее важных функциональных систем ребенка .(1, с.185)……………………………………..

      Такой компонент физической готовности, как  физическая подготовленность, определяется уровнем сформированности психофизических качеств и двигательных навыков (С. Прищепа).  До недавнего времени большее внимание уделялось формированию двигательных умений и навыков, развитие же физических качечтв считалось сопутствующим процессом и воспринималось как второстепенный показатель физической подготовленности. В настоящее время взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия (В. Н. Шебеко). Физические качества проявляются через определенные двигательные умения и навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь объясняется общностью условнорефлекторного механизма этих процессов. В целях гармоничного развития ребенка важно создавать условия для их параллельного развития.

      Следующий компонент физической готовности - развитие мелкой моторики рук. У старших  дошкольников хорошо развиты крупные  мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие сложные движения. Мелкие же мышцы  кистей рук, обеспечивающие точные и  тонкокоординированные движения при  письме, развиты недостаточно хорошо.

      Исследования  отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, Л. В. Фоминой и др.) подтверждают связь развития руки с  развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук  для формирования готовности детей  к школьному обучению.

Овладение культурно-гигиеническими навыками –  важный компонент готовности ребенка  к школе. Отсутствие у первоклассника следующих навыков: самостоятельное выполнение культурно-гигиенических действий (умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви, одежды; контроль за своим внешним видом - создает затруднения при организации обучения ребенка в школе и дома. Развитие этого компонента придает физической готовности полноту и завершенность. (2, с. 147)………

     Одной из наиболее актуальных задач образовательной  политики России является обеспечение  равных стартовых возможностей для  детей при поступлении в школу. Ее решение связано  с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.

     За  последнее 10-летие в Российской Федерации  значительно ухудшилось состояние  здоровья детей дошкольного возраста. По результатам всероссийской диспансеризации  детей только 32,1% признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% – хронические заболевания. Результаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не более 10% детей 5–7 лет можно считать абсолютно здоровыми.

     Если  в 1987 году, по данным центра медико-экологических  проблем охраны репродуктивного  здоровья семьи и других авторов, в России родилось 25 % здоровых детей, то в 1993 году (данные проф. Кучмы с  соавт.) группа здоровых детей составила 9%, а в 1995 году в эту группу могли быть отнесены лишь 2 %.

     В Краснодарском крае впервые были получены сведенья дошкольном обучении детей, которым охвачено 104,9 тыс. детей  в возрасте 3-6 лет (или 57,7% от общего числа детей этого возраста). В  возрасте 6-9 лет 169,3 тыс. детей (82,1%) обучаются в общеобразовательных учреждениях, а 10,8% детей этого возраста продолжали посещать дошкольные учреждения (в более старшем возрасте это, как правило, учреждения для детей с недостатками физического или умственного развития). В возрасте до 3 лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию; среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике, которые продолжают расти ежегодно на 8-12%; среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80%. Среди детей со школьной дизадаптацией у 93-95% выявляются те или иные психические нарушения. Среди детей-бродяг, ставших в последнее время лавинообразно нарастающей проблемой, психически здоровыми могут быть признаны не более 6%, а нуждаемость в различных видах психотерапевтической помощи у сирот, длительно живущих в детских домах, достигает 100%. 80% попадающих в учебно-воспитательные учреждения для девиантных детей (детей с отклоняющимся поведением) требуют срочной психокоррекционной помощи. Но только 10% всех нуждающихся в психиатрической помощи детей получают ее в государственной системе охраны психического здоровья! Не менее красноречивы показатели "социального здоровья" детей и подростков. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются (и на них падает 40% "несовершеннолетней" преступности); более 2 млн. детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот превысило 650 тыс. (причем 95% из них - это так называемые социальные сироты, т.е. имеющие живых родителей); 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16% учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% - психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, в 1996 г. покончили с собой 2 756 детей и подростков, уже отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет.

Информация о работе Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек