Автор: a**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа
Предмет исследования: средства и методы формирования физической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования – изучить приемы формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………………………………………………………… 6
1.1. Характеристика готовности к обучению в школе……………………….. 6
1.2. Особенности физического развития и формирования двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста …………………17
1.3. Приемы развития двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста на этапе формирования физической готовности к школе………….....................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По данным статистики, среди детей предшкольного возраста, за последние два года в ст. Староминской в 1-й группе здоровья насчитывалось - 17% детей, во 2-й - 71%, в 3-й - 11%, в 4-й - 1%, 5-й - 0%;
На
этапе подготовки ребенка к школе
основным моментом в улучшении медицинского
обслуживания в детском саду должны
стать преемственность и
Перед
поступлением ребенка в школу
необходимы тщательное прогнозирование
течения адаптации ребенка к
новым ожидающим его условиям
и формирование комплексных психолого-медико-
Таким
образом, формирование физической
готовности старших дошкольников к обучению
в школе (в условиях дошкольного образовательного
учреждения) есть процесс взаимодействия
работников медицинской, педагогической
и психологической служб дошкольного
учреждения с детьми, их родителями и будущими
учителями, включающий в себя следующие
структурные компоненты: комплексная
медико-педагогическая диагностика физической
готовности к обучению в школе; реализация
индивидуально-
Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». И это действительно так. Учёба в школе потребует от ребёнка колоссальных физических сил. Подводя итоги выше сказанного, нужно сказать, что ребёнку очень сложно адаптироваться к новым условиям при поступлении в школу, поэтому очень важную роль имеет хорошая физическая подготовка. И только благодаря сплочённой работе родителей и работников дошкольных учреждений можно создать все необходимые условия для безболезненного поступления ребёнка в школу.
1.2. Особенности физического развития и формирования двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста
Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежании нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяется этот вид готовности.
Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а прибавление массы тела 2.2-2.5 кг. В течение учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и т.д.
Гендерный подход [англ. gender — род, пол] — исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин "гендер" вошел в употребление под влиянием "женских" исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что есть "мужское" и "женское", причин некоторых психологических особенностей женщин и мужчин (Воронина О.А. и др.). Применение Г. п. в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях — использование Г. п. позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Г. п. также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на "мужской" модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами. (18)……
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни
Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Ученые О.Недригайлова, Ц.Какабадзе, В.Урицкая, Н.Шишниашвили, И.Попов пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания. Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча». Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше бегают, соскакивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.
Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек. По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.
У
мальчиков лучше развита первая
сигнальная система. Гормон тестостерон
тормозит развитие центра головного
мозга, отвечающего за развитие речи.
Поэтому, когда мы просим мальчика дать
оценку движению, что очень важно
в интеллектуальном развитии, то речь
его отрывиста, он помогает себе жестами.
У девочек же вторая сигнальная система
раньше становится ведущей, поэтому
девочки лучше воспринимают словесные
пояснения. Мальчики более уверенно
ориентируются в новой
Психология пола - область научного знания, которая объединяла фрагментарные и разрозненные исследования, посвященные изучению проблем пола и межполовых отношений, поэтому психология пола, как специальная дисциплина, может быть рассмотрена как одна из научных предпосылок развития гендерной психологии. Предметная область психологии пола не имеет четких границ, она включает изучение таких проблем, как: психологические различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и фемининности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола, особенности сексуального поведения. Психология пола в основном развивалась на стыке таких сфер знания, как психология половых различий и психология семьи и брака. Психологические аспекты взаимоотношений между людьми разного пола привлекали представителей из других, непсихологических областей научного знания, поэтому исследования, которые можно отнести к психологии пола встречаются в работах социологов, этнографов, педагогов, сексологов, клинических психологов и др. Другими словами, психология пола изучает то, каким образом психологические характеристики личности опосредуют физические различия между мужчинами и женщинами и как это отражается на поведении и отношениях представителей мужского и женского пола. 1) До 70-х годов в советской психологии те, крайне малочисленные работы по психологии пола, который были опубликованы, отождествлялись с вопросами сексуальных отношений, преимущественно супружеских. 2) В 70-80-е годы стали появляться редкие работы, в которых ставились специальные задачи, связанные с изучением различий между полами. Это направление определялось, как "психология половых различий", а основные выявленные различия считались биологически детерминированными. 3) И лишь в 90-е годы в отечественной психологии стали проводиться исследования, ориентированные на изучение "гендерных различий", не обусловленных биологическим полом.( 17)………………………………………………………..
В течение учебного
года, особенно в декабре – феврале (наиболее
трудном периоде), у первоклассников отмечается
снижение массы тела, что свидетельствует
об отрицательном влиянии всего комплекса
нагрузок, связанных с обучением в школе,
на организм ребенка. В идеале снижения
массы тела быть не должно. В то же время
у детей шести-семи лет интенсивно идет
развитие опорно-двигательной системы
(скелета, суставно-связочного аппарата,
мускулатуры). В этом возрасте каждая из
206 костей скелета значительно изменяется
по форме, размерам, внутреннему
строению.(8,с.261)………………………………
А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу, - сразу станет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушению осанки.
Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на ученика, сильно облокотившегося на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.
У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.
Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы: «болит рука», «рука устала». Не закончено формирование мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в методике обучения письму.
В шесть-семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечнососудистой системы, повышаются её надежность, резервные возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки. (11, с. 65)…………………………………..
Информация о работе Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек