Физическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:40, реферат

Описание работы

Основными организационными центрами системы физического воспитания учащихся являются общеобразовательная школа, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения.
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

Содержание

1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе
2 Организационная структура физического воспитания в школе
2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе
2.2 Контроль физического воспитания учащихся
2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе
2.3.1 Гимнастика до занятий
2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза
2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание в школе.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Открытый  международный университет развития человека “Украина”

Горловский  филиал 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине: Теория и методика физического воспитания 
 
 

тема: Физическое воспитание в школе 
 
 

Выполнил:

студент 2-го курса группы ФР-06

дневного отделения

факультета “Физическая  реабилитация”

Якушин Александр  Викторович 
 
 
 
 
 
 

2008

 

       План 

1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе

2 Организационная  структура физического воспитания  в школе 

2.1 Урок как  основная форма организации занятий по физической культуре в школе

2.2 Контроль физического  воспитания учащихся 

2.3 Физкультурно-оздоровительная  работа в школе

2.3.1 Гимнастика  до занятий 

2.3.2 Физкультминутка  и физкультпауза 

2.4 Спортивно-массовая  работа в школе 

 

       1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе 

      Основными организационными центрами системы  физического воспитания учащихся являются общеобразовательная школа, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения.

      В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

      С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.

      При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать  ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность — естественная потребность растущего организма, непременное условие физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям. Однако специальные исследования содержания общего физкультурного образования, двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о недостаточном удовлетворении этих потребностей.

      Недостаток  осмысленной двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья. Опыт школ, хорошо организующих использование средств физической культуры, позволяет судить о реальной возможности успешного решения проблемы гиподинамии.

      Физическая  культура в школьном возрасте имеет  особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. В обучении двигательным действиям в этом возрасте можно выделить этапы, благоприятные для быстрого и полноценного освоения новых двигательных действий. В процессе направленного использования этой особенности создаются наилучшие условия для всестороннего развития двигательных качеств. Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.

      Многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена на физическое совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового образа жизни, быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать со всесторонним развитием личности. 

 

       2 Организационная  структура физического  воспитания в школе 

      Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ — с учетом будущей профессиональной деятельности.

      Программы по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ имеют следующую содержательную основу — объяснительную записку, в которой определены цель, задачи, содержание обучения, средства и формы контроля за физическим развитием учащихся. Основное содержание уроков по физической культуре — ознакомление с теорией, формирование навыков и умений, воспитание физических способностей, примерные упражнения для выполнения дома.

      В занятия по физической культуре включены элементы таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжная подготовка, а в младшем школьном возрасте — подвижные игры.

      Программа по физической культуре в общеобразовательной  школе имеет разностороннюю направленность средств и методов физического  воспитания. Кроме общей программы по физической культуре имеют оздоровительную, лечебную направленность, что определяет содержание занятий с учащимися специальных медицинских групп. Для учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках, разрабатываются программы в соответствии с общей и спортивной направленностью.

      В соответствии с программой планируются и организуются уроки по физической культуре, профессионально-прикладной физической подготовке, лечебной физической культуре и учебно-тренировочные уроки.

      Планирование  — это один из основных компонентов  системы физического воспитания учащихся. Важно, чтобы учитель при планировании фиксировал свои основные мысли, поиски, руководствуясь конкретными условиями, в которых он трудится, куда входят климатические особенности, наличие спортивного инвентаря и др. На основании программы по физической культуре составляется один из главных документов планирования — план-график прохождения учебного материала за год. В практике используются различные планы-графики, однако наиболее эффективным является график, составленный по принципу постановки учебных задач, которые необходимо решать в определенном классе или на уроке. В соответствии с графиком прохождения учебного материала на год учитель составляет план на полугодие, четверть, что конкретизируется в плане-конспекте урока. 

      2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре 

      Урок  является основной формой организации  занятий по физической культуре в  школе. Отличительные черты урока  следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.

      Современный урок по физической культуре делится  на три части — вводную, основную и заключительную.

      Вводная часть — это организованный приход учащихся в зал или на спортивную площадку, рапорт, приветствие и постановка учителем конкретных задач, способствующих психологической готовности учащихся к их решению.

      В основной части урока даются теоретические  сведения, осуществляется обучение технике  движения, воспитание физических способностей — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

      В заключительной части урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся, а также осуществляется подготовка к организованному уходу их с занятия. Кроме этого, учитель информирует о содержании домашнего задания и особенностях методики его выполнения.

      В практике работы общеобразовательной  школы используются несколько типов уроков: урок физической культуры общефизической подготовки и урок физической культуры профессионально-прикладной подготовки для специализированных классов. Первый проводится с учащимися, отнесенными к основной и подготовительной медицинским группам, и организуется в общеобразовательных школах на основе программы по физической культуре. Второй позволяет на базе общей физической подготовки развивать способности и качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

      Прежде  всего, учителя физической культуры определяют профессионально важные способности и качества и подбирают комплексы упражнений, развивающие их.

      Урок  лечебной физической культуры проводится с учащимися, которые по состоянию  здоровья относятся к специальной  медицинской группе. Такие занятия имеют следующие особенности:

  • в подготовительной части урока учащиеся проводят подсчет пульса, выполняют дыхательные упражнения, а затем общеразвивающие упражнения малой, затем средней интенсивности;
  • основная часть урока содержит комплексы специальных упражнений лечебной направленности и учебный материал по различным видам спорта;
  • заключительная часть соответствует общепринятым положениям.

      Практика  рекомендует, чтобы ученики в  специальной группе во время урока  строились не по росту, а по функциональным возможностям — слабые, средние, сильные.

      Учебный процесс в специальных группах  делится на два периода — подготовительный и основной.

      Перевод учащегося из специальной группы в подготовительную или основную осуществляется после углубленного врачебного осмотра и оценки физической подготовленности.

      Учебно-тренировочный  урок — основная организационная  форма занятий с юными спортсменами, в котором часть урока конкретизируется в зависимости от вида спорта.

      В подготовительной части урока значительное место занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности, что достигается выполнением легко дозируемых упражнений.

      Основная  часть урока посвящается обучению технике движений или воспитанию физических способностей и характеризуется наибольшей физиологической нагрузкой. Для овладения техникой движений применяются подготовительные и специальные упражнения, а для воспитания физических способностей — следующие упражнения и в такой последовательности:

  • упражнения, направленные на воспитание быстроты и выносливости выполняются обычно после упражнений на быстроту;
  • упражнения, направленные на совершенствование координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части урока;
  • упражнения, направленные на воспитание гибкости обычно чередуются с упражнениями на силу и скоростно-силовую способность.

      В заключительной части выполняются  несложные упражнения с постоянно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения. Подсчитывается пульс, учитель подводит итог занятий, дает задание на дом.

      Продолжительность учебно-тренировочного урока зависит  от возраста и спортивной квалификации юных спортсменов.

      Практика  показывает, что эффективность осуществления  задач в значительной мере определяется четкой дозировкой тренировочного воздействия (продолжительность и интенсивность выполнения одного упражнения, пауза между упражнениями и количество повторения упражнения).

      Естественно, что содержание средств, их разнообразие и разнонаправленность будет способствовать и разносторонней физической подготовке учащихся. 

      2.2 Контроль физического  воспитания учащихся 

      Контролирует  физическое воспитание учащихся, как  и весь учебный процесс, директор школы. Основные виды такого контроля следующие: всесторонний, или фронтальный — по всем вопросам системы физического воспитания; выборочный — проверяется не вся работа, а только некоторые ее стороны; тематический — проверка одного вопроса.

Информация о работе Физическое воспитание в школе