Автор: a**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа
Предмет исследования: средства и методы формирования физической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования – изучить приемы формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………………………………………………………… 6
1.1. Характеристика готовности к обучению в школе……………………….. 6
1.2. Особенности физического развития и формирования двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста …………………17
1.3. Приемы развития двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста на этапе формирования физической готовности к школе………….....................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям и плохое нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, т. е организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже.
Ведущая
роль во взаимодействии организма с
окружающей средой принадлежит центральной
нервной системе, а степень её
зрелости сложных форм поведения
и психической деятельности ребенка.
Изучение функциональной зрелости мозга
и других отделов центральной
нервной системы показало, что дети
шести-семилетнего возраста уже готовы
к восприятию и переработке значительного
потока информации, усложняющегося с началом
обучения. Они могут подчинять свои действия
речевой, словесной инструкции. Слово
может направить внимание ребенка на определенный
объект и его свойства. В этом возрасте
возможно устойчивое внимание, однако
к объему и уровню внимания и способности
у его распределению младшие школьники
не намного отличаются от старших дошкольников.
Лишь к девяти-десяти годам произойдет
резкое изменение, и дети смогут работать
длительно, сосредоточенно, без отвлечений
и ошибок. Однако произвольное внимание
непрочно, и если появляется что-то интересное,
то внимание тут же переключается. Вот
почему такое большое значение имеет для
младших школьников, особенно для первоклассников
– шестилеток, не словесное объяснение,
а показ, яркая картина или слайд, действие.
Это запоминается гораздо четче, сильнее,
чем просто рассказ учителя. (5, с.126)………………………………………………………………
Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей.
Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10-15 минут интенсивной работы.
В
шесть-семь лет достаточно четко
выражены индивидуальные особенности
высшей нервной деятельности ребенка,
которые проявляются в
Таким образом, для работы с детьми, начиная с дошкольного учреждения, важно руководствоваться принципом дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учёт их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
1.3. Приёмы развития двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста на этапе формирования физической готовности к школе
Эффективность формирования
К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.
Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.
Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают
Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы, кинокольцовки.
Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости .
Словесные методы. К данной группе
методов относятся название упражнения,
описание, объяснения, указания, распоряжения,
команды, вопросы к детям, рассказ, беседа
и др. Словесные методы активизируют мышление
ребенка, помогают целенаправленно воспринимать
технику упражнений, способствуют созданию
более точных зрительных представлений
о движении. .(12,с.159)…………………………………………..
Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
Физиологическая
готовность к школе – это такой уровень
развития всех систем организма, при котором
ежедневные учебные нагрузки не вредят
ребенку, не вызывают у него чрезмерного
напряжения и переутомления. Можно назвать
это «запасом прочности» организма, адаптивным
ресурсом, который позволяет ребенку даже
при значительном увеличении нагрузок
чувствовать себя хорошо.(19)…………………………………………………
Под физическими
качествами и способностями мы понимаем
такие качества и способности, которые
характеризуют его физическое состояние,
это - прежде всего состояние его
морфофункционального развития: конституция
его организма и
Теория
физического воспитания учитывает
психофизиологические особенности
детей дошкольного возраста: возможности
работоспособности организма, возникающие
интересы и потребности, формы наглядно-действенного,
наглядно-образного и
На протяжении
дошкольного детства
Вместе
с тем ученые утверждают, что максимальные
темпы прироста физических качеств
по годам не совпадают. Более высокие
увеличения показателей быстроты отмечаются
в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от
3 до 4 лет, силовых способностей от 4
до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены
некоторые замедления силовых показателей.
Необходимо учитывать это при
организации целенаправленной работы
по развитию физических качеств дошкольников.(14,с.
На развитие физических
Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.
Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение, стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения, стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
Упражнения для развития силовы
Необходимо
также учитывать темп выполнения
упражнений: чем он выше, тем меньшее
количество раз должно выполняться.
В силовых упражнениях -
Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.
Информация о работе Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек