Автор: a**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа
Предмет исследования: средства и методы формирования физической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования – изучить приемы формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………………………………………………………… 6
1.1. Характеристика готовности к обучению в школе……………………….. 6
1.2. Особенности физического развития и формирования двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста …………………17
1.3. Приемы развития двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста на этапе формирования физической готовности к школе………….....................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.(12,с.165) Важное значение в физической подготовке дошкольников имеют особенности организации разных видов занятий по физической культуре.
Утренняя
гимнастика является одним из важных
компонентов двигательного
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака в течение 10-12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). (7,с.38)……………………………………………………….
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативном содержании и характере. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем рассмотреть разные варианты.
Утренняя
гимнастика игрового характера включает
2~3 подвижные игры или 5-7 игровых
упражнений имитационного характера,
а также разной степени интенсивности,
которые выполняются как
Упражнения на полосе препятствий. Детям предлагаются упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений, увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Оздоровительные пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе - в течение 5-7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения. (7,с.39)………………………………..
Комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровье»).
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия, танцевальных движений). Для проведения утренней гимнастики подбираются упражнения из числа рекомендованных программой для данного возраста. В содержание утренней гимнастики включаются разные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры, упражнения общеразвивающего воздействия. Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гим-настики может быть достигнута путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного коли-чества повторений, темпа их выпол-нения. Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель. Активизация функциональной деятельности организма детей 5- 7 лет происходит за счет увеличения продолжительности утренней гимнастики (10-12 мин.), длительности непрерывного бега (2-3 мин.), увеличения количества подскоков (30-50 подскоков) и их усложнения. Увеличиваются также темп и количество повторений упражнений общеразвивающего воздействия. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе), с предметами и без предметов. В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после двух-трех повторений. Во время организации утренней гимнастики необходимо музыкальное сопровождение, которое создает радостный, эмоциональный фон, важно соблюдать требования к одежде, физкультурному оборудованию и месту ее про ведения.
Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Она состоит из 3-4 игровых упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки). В конце разминки рационально провести упражнения на расслабление мышц (1-2 мин.). Продолжительность двигательной разминки составляет не более 10 мин.
Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомления детей. Перед началом физкультминуток открыть фрамуги. (7,с.40)……………
Общеизвестно,
что физкультминутки
Гимнастика после дневного сна. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может помочь комплекс гимнастики, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность (в среднем от 7 до 15 мин.). Желательно в течение года использовать разные варианты гимнастики после дневного сна. Предлагаем их рассмотреть.
Гимнастика игрового характера состоит из 2-3 игровых упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены» . (7,с.41)……………………………..
Разминка в постели, самомассаж, комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции; лежа в постели, поверх одеяла, они в течение 3-4 мин. выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия: 1 - повороты головы вправо - влево; поглаживание рук, живота, ног, пяток; 2 - разведение и сгибание рук; 3 - подтягивание к себе ног, обхватив колени руками, и выпрямление их; 4 - лежа на спине, одновременный подъем обеих ног и опускание их; 5 - движения ногами, как при езде на велосипеде.
Можно предложить упражнения из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений по указанию воспитателя дети встают с постели, быстро выполняют несколько движений в разном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая в бег, и т. д.); выбегают из спальни в групповую комнату, хорошо проветренную (температура 17-19 градусов).
В группе дети выполняют произвольные, танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются.
Упражнения с тренажерами или на спортивном комплексе (в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах).
Дети занимаются небольшими подгруппами по 7-10 человек. Например: одна подгруппа лазает по канату, подвесной и наклонной веревочной лестнице, передвигается по рукоходу и другому нестандартному оборудованию произвольным способом; выполняет висы на перекладине, канате; упоры стоя, лежа на перекладине и др. Воспитатель обязательно следит за качеством выполнения движений и страхует детей.
Тем временем
другая подгруппа произвольно
В любой комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные .виды ходьбы, бега, прыжков, коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Например: ходьба на носках, руки за головой; ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад и др. (7,с.41)……………………………………………….
Пробежки
по массажным дорожкам могут осуществляться
воспитателем группы ежедневно или
2-3 раза в неделю в сочетании с
контрастными воздушными ваннами по
мере пробуждения детей после
дневного сна. «Беговую массажную дорожку»
можно обозначить в разных местах
группы (спальня, игровая комната, раздевалка,
коридор), насыщая ее разными физкультурными
пособиями (ребристая доска, резиновые
коврики с шипами, пластмассовые
коврики с шероховатой
Дети занимаются в одних трусиках, босиком. После проведения разных вариантов гимнастики после дневного сна про водится водная закаливающая процедура (обливание ног, обтирание всего тела влажной варежкой с после-дующим растиранием сухим полотенцем и т. д.). При обливании ног желательно использовать воду контрастной температуры (вначале, - 36 градусов, затем снижать до 18-19 градусов, и так чередовать далее). Для ослабленных детей температура воды меняется следующим образом: 36, 28, 36 градусов и т. д. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек), при этом учитывается уровень физической подготовленности ребенка.
Как показало
наше исследование, дети старшего дошкольного
возраста способны пробегать в среднем
темпе (2,4-2,7 м/сек) без остановок значительное
расстояние - от 950 м до 1600 м - за промежуток
времени от 5 до 11 мин. (7,с.42)…………………………………………………………
Методика
оздоровительного бега должна соответствовать
функциональным возможностям организма
ребенка. Поэтому оздоровительные
пробежки целесообразно проводить
не менее двух раз в неделю в
дни, когда нет физкультурных
занятий во время утренней прогулки.
Советуем проводить их в теплое время
года в самом начале прогулки, а
в холодное время - в конце ее.
При проведении оздоровительного бега
осуществляется индивидуально-
Во время бега воспитателю необходимо помнить:
- при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
- все дистанции для бега должны быть размечены (длина полукруга и одного круга);
- бег должен доставлять детям «мышечную радость» и удовольствие;
-нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, определенный темп;
- после оздоровительного бега не забывать об использовании упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания;
- в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, но при этом учитывать одежду детей и длину дистанций, которая значительно со-кращается (от 250 до 500 м).
Использование
сауны с контрастным обливанием
тела и сухим массажем, а также
последующими играми в бассейне. Данный
оздоровительно-
Информация о работе Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек