Совершенствования организации процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений и рекомендаций по эффективной организации и совершенствованию процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный».
Основными задачами курсовой работы являются:
-рассмотрение теоретических основ организации и совершенствования процесса реализации продукции торговой организацией;
-дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Универмаг «Центральный»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретические основы организации и совершенствования процесса
реализации продукции торговой организацией…………………………
1.1 Сущность и особенности коммерческой работы на предприятиях
розничной торговли……………………………………………………...
1.2 Формы и методы розничной продажи…………………………………
1.3 Организация торгового обслуживания покупателей и культура
торговли…………………………………………………………………..
1.4 Товарный ассортимент…………………………………………………..
1.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале…………………….
1.6 Методы стимулирования продажи товаров…………………………...
1.7 Показатели эффективности коммерческой деятельности……………..
1.8 Статистика по торговле в РБ за 2009-2010 года………………………
2 Анализ организации процесса реализации товаров в ОАО
«Универмаг«Центральный»……………………………………………….
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия……………….
2.2 Организационная структура управления ОАО «Универмаг
«Центральный»……………………………………………………………
2.3 Анализ розничного товарооборота предприятия…………………….
2.4 Анализ ассортиментной структуры розничного товарооборота……
2.5 Анализ организации процесса реализации товаров и качества
торгового обслуживания покупателей…………………………………
3 Предложения по совершенствованию организации процесса
реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»……………..
3.1 Изучение товарных запасов и предложения по их уменьшению…...
3.2 Предложения по улучшению культуры и качества обслуживания
покупателей……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………........
Список использованных источников……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 124.96 Кб (Скачать)

Для анализа ассортимента товаров ОАО «Универмаг «Центральный» (отдел продовольственных т оваров) нужно рассчитать коэффициент устойчивости ассортимента. Данные для анализа представлены в таблице 6. Ассортиментный перечень – приложение И.

 

Таблица 6 – Результаты проверки соблюдения ассортиментного перечня

                    рассматриваемого отдела ОАО «Универмаг «Центральный»

 

Ассортимент изделий

Количество наименований по ассортиментному  перечню

Фактическое наличие ассортимента при проверках

 

02.04. 2011

16.04. 2011

04.05. 2011

1Молокопродукты,

в т.ч.:

-масло животное

-молоко

-кефир

-творожные изделия

-сметана

-йогурт

-сыры плавленые

 

 

8

4

2

8

 

4

5

4

 

 

7

2

2

6

 

4

5

3

 

 

5

3

1

7

 

2

4

3

 

 

6

3

2

6

 

3

4

3

 

 

0,75

0,67

0,83

0,79

 

0,75

0,87

0,75

2Мясопродукты, в т.ч.:

-мясо говядина

-мясо свинина

-птица

-мясные полуфабрикаты

-мясные консервы

-пельмени отечественного  производства

 

 

1

2

2

8

 

5

5

 

 

0

2

1

6

 

3

5

 

 

1

1

2

5

 

4

5

 

 

1

2

2

7

 

4

4

 

 

0,67

0,83

0,83

0,75

 

0,73

0,93

3Яйцо

2

1

2

1

0,67

4Маргарин

4

3

3

3

0,75

5Майонез отечественного производства

6

5

6

4

0,83

6Рыботовары, в т.ч.:

-рыба соленая и копченая

-рыбные консервы

 

 

5

 

8

 

 

5

 

6

 

 

5

 

7

 

 

4

 

7

 

 

0,93

 

0,83

7Кондитерские изделия

в т.ч.:

-конфеты

-карамель

-зефир

-печенье

-шоколад

-халва

 

 

 

20

13

3

15

20

2

 

 

 

16

9

3

13

13

1

 

 

 

16

8

2

13

14

1

 

 

 

17

8

3

12

14

2

 

 

 

0,82

0,64

0,89

0,84

0,68

0,67

8Макаронные изделия

17

15

13

14

0,82

9Мука 

2

2

1

2

0,83

10Крупа

6

4

5

5

0,78

11Безалкогольные напитки

10

6

7

7

0,67

 

0,78


 

Коэффициент устойчивости ассортимента рассчитывается по формуле:

= : N ,

где А – количество наименований товаров по ассортиментному перечню;

, … – фактическое количество наименований товаров при проверках;

N – количество проверок.

Коэффициент устойчивости по исследуемым  товарам равен 0,78. Из этого можно сделать вывод, что  ассортимент продовольственного отдела в ОАО «Универмаг «Центральный»  достаточно устойчив и разнообразен. Это положительно влияет на покупательский спрос.

 

2.5 Анализ организации  процесса реализации товаров и качества

      торгового обслуживания покупателей

 

Торговое обслуживание —  это, с одной стороны, обслуживание потребителей, предоставление услуг, непосредственно  направленных от человека к человеку, а с другой — это обслуживание материального характера, которое  направлено не на человека, а на перемещение  товаров и косвенно воздействует на население, как на потребителей в  целом, так и конкретно на каждого  человека.

Любой современный покупатель, посещая магазин, желает видеть в  нем вежливых и отзывчивых продавцов, широкий ассортимент предлагаемых товаров, убранство торгового помещения. Все эти моменты, а также само расположение магазина и его внешний  вид, все это является успешным уровнем  сервиса любого торгового предприятия. Именно качество торгового обслуживания является основополагающим критерием  в современной конкурентной борьбе.

Для повышения качества обслуживания покупателей необходимо тесное сотрудничество с самими покупателями. Нужно через  различные формы общения узнавать его индивидуальные потребности, требования, которые покупатель предъявляет  к качеству обслуживания в этой торговой точке.

Другим моментом служит техническая  сторона, а именно наличия современного торгового оборудования, правильная планировка торгового зала, новые  достижения в выкладке товара, оптимальное  и рациональное ценообразование  и т.д. Также нельзя оставлять  без внимания обслуживающий персонал, от которого зависит вся дальнейшая судьба данного предприятия.

В «Универмаге «Центральном»  в отделе продовольственных товаров  организация процесса реализации товаров  производится методом самообслуживания с достаточно широким выбором  товаров.

Размещение товаров предполагает распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, комплексности приобретения, взаимозаменяемости, габаритов и  массы товаров, специфических свойств  товара.

Пополнение торгового  зала с продовольственными товарами ОАО «Универмаг «Центральный» производиться  ежедневно до открытия магазина либо в то время, когда в нем находиться минимальное количество покупателей.

В отделе продовольственных  товаров выставочный запас является одновременно и рабочим запасом.  Он предназначен для демонстрации товаров  покупателям и для непосредственной продажи. Размещен на стеллажах, прилавках-ветринах, холодильных камерах, холодильных шкафах и другом  оборудовании.

Резервный запас, предназначенный  для пополнения рабочего запаса, хранится в подсобных помещениях магазина и частично – в торговом зале.

В торговом зале магазина товары размещены по товарным группам или  по потребительским комплексам (молочные товары,  хлебобулочные товары, алкогольные  и безалкогольные напитки и др.).

За всеми группами товаров  закреплены  постоянные места в  торговом зале, что укоряет процесс  продажи.

В рассматриваемом отделе соблюдено правило «золотого  треугольника» :  молочная группа, гастрономическая группа, хлебобулочная группа не сосредоточены в одном вместе, чтобы не создавать скопления покупателей. Также соблюдены правила товарного соседства.

Товары, требующие  длительного ознакомления, располагаются  в глубине торгового зала (молочные товары, детское питание, кондитерские изделия и др.).

Крупногабаритные  товары в основном расположены  ближе  к зоне выхода (алкогольные и безалкогольные напитки, растительное масло,  соки и др.).

В ОАО «Универмаг «Центральный»  сохранены принципы размещения товаров в торговом зале :

-созданы максимальные  удобства  для осмотра и выбора  покупки в минимально короткое  время;

-обеспечено наличие  товаров, предусмотренных ассортиментным  перечнем;

-рационализировано  движение товарных и покупательских  потоков;

-эффективно использована  торговая площадь и рационально  организован торгово-технологический  процесс;

-обеспечена сохранность  материальных ценностей.

В отделе с продовольственными товарами  применены такие типы выкладок, как вертикальная, горизонтальная, навалом.

По типу вертикальной выкладки представлены молочные товары, алкогольные  и часть безалкогольных напитком, кондитерские товары, соки, хлебобулочные изделия и др.  Это улучшает обозримость товара и ускоряет процесс продажи.

Горизонтальной выкладкой  представлена часть алкогольных  напитков, детское питание, чай, сухие  завтраки, растительное масло и др.

Навалом представлены овощи, фрукты, товары, продающиеся по акциям.

В данном отделе преимущественно  используется товарная выкладка, при  которой один образец товара выставлен  полностью, а остальные видны  частично или не видны.

Полки с товарами в рассматриваемом  отделе достаточно заполненные, товары обращены  лицевой частью упаковки к покупателю, соблюдена доступность  товаров (легкие продукты находятся  на верхних полках, а тяжелые –  на нижних), товары опрятные.

Из этого всего можно  сделать вывод, что в отделе продовольственных  товаров ОАО «Универмаг «Центральный»  достаточно эффективно осуществлена организация  и технология размещения и выкладки товаров.

Для определения  качества торгового обслуживания в  отделе с продовольственными товарами был проведен анализ обслуживания персоналом покупателей. Данные представлены в  таблице 7.

 

Таблица 7 – Данные обслуживания покупателей

 

Элементы затрат времени

Замеры времени, сек.

1

2

3

4

5

Ожидание консультанта (Зк)

38

17

44

49

26

Ожидание расчета (Зр)

95

61

41

57

67


 

Время на ожидание консультанта рассчитывалось от момента  подхода покупателя к работнику  магазина, занятого непосредственно  обслуживанием покупателей, до начала предоставления услуг.

Ожидание расчет а – время от момента подхода  к расчетному узлу до начала расчета.

Средние затраты  времени по каждому элементу затрат на ожидание обслуживания находятся  по формуле:

Зф = + ;

Зф = + = 99,4.

Оптимальные затраты  времени покупателей на обслуживание в продовольственном магазине составляют 130 секунд (Зф)

Коэффициент  затрат времени покупателей на ожидание обслуживания  находится по формуле:

Ко = = = 0,76.

Коэффициент затрат  времени покупателей на обслуживание равен 0,76. Это достаточно хороший  показатель качества обслуживания в  магазине.

Но для более  эффективного обслуживания можно добавить в данный отдел еще один кассовый терминал и несколько консультантов  для обслуживания посетителей. 

3 Предложения по совершенствованию  организации процесса реализации

  товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»

 

3.1 Изучение товарных  запасов и  предложения по  их уменьшению

 

Проводя анализ поступления  товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном  торговом предприятии соблюдается  ассортиментный минимум, удовлетворяется  спрос покупателей на отдельные  товары. Если будет выявлено, что  по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и  имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы  роста поступления товаров значительно  опережают увеличение розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших  товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять  меры по улучшению товароснабжения  и оптимизации товарных запасов.

Анализ товарных запасов  проводят по отдельным товарным группам  и товарам ( по 35 продовольственным и 61 непродовольственной группам товаров ).

Динамика товарных запасов  по некоторым товарным группам по торговому предприятию характеризуется  данными таблицы 8 (на основании приложения Д).

 

Таблица 8 - Анализ состояния  товарных запасов в ассортиментном

                    разрезе по ОАО «Универмаг Центральный»

Товарная группа и товар

Остаточные товарные запасы

Изменение товарных запасов за отчетный период

Темп изменения,

%

На 01.04

2009 г.

На 01.04

2009 г.

Мясо и птица

8787

6679

-2108

76,0

Колбасные изделия

18554

16460

-2094

88,7

Рыба и морепрод.

6475

1452

-5023

22,4

Сельди

70

1400

+1330

2000

Сыр

5830

5832

+2

100

Молоко и мол.прод.

2420

4519

+2099

186,7

Яйца и яйцепрод.

276

322

+46

116,7

Сахар

2204

2686

+482

121,9

Кондитер. изделия

73143

43624

-29519

59,6

Чай,кофе

58525

48481

-10044

82,3

Хлеб, хлебобул.изд.

659

150

-509

22,8

Картофель

300

309

+9

103

Ликеровод.изделия

101456

59978

-41478

59,1

Безалкогольные напитки

26715

12855

-13860

48,1

Мороженное

1141

1855

+714

162,6

Всего прод.товаров.

482041

378342

-103699

78,5

Информация о работе Совершенствования организации процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»