Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа
Целью работы является разработка предложений и рекомендаций по эффективной организации и совершенствованию процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный».
Основными задачами курсовой работы являются:
-рассмотрение теоретических основ организации и совершенствования процесса реализации продукции торговой организацией;
-дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Универмаг «Центральный»;
Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретические основы организации и совершенствования процесса
реализации продукции торговой организацией…………………………
1.1 Сущность и особенности коммерческой работы на предприятиях
розничной торговли……………………………………………………...
1.2 Формы и методы розничной продажи…………………………………
1.3 Организация торгового обслуживания покупателей и культура
торговли…………………………………………………………………..
1.4 Товарный ассортимент…………………………………………………..
1.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале…………………….
1.6 Методы стимулирования продажи товаров…………………………...
1.7 Показатели эффективности коммерческой деятельности……………..
1.8 Статистика по торговле в РБ за 2009-2010 года………………………
2 Анализ организации процесса реализации товаров в ОАО
«Универмаг«Центральный»……………………………………………….
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия……………….
2.2 Организационная структура управления ОАО «Универмаг
«Центральный»……………………………………………………………
2.3 Анализ розничного товарооборота предприятия…………………….
2.4 Анализ ассортиментной структуры розничного товарооборота……
2.5 Анализ организации процесса реализации товаров и качества
торгового обслуживания покупателей…………………………………
3 Предложения по совершенствованию организации процесса
реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»……………..
3.1 Изучение товарных запасов и предложения по их уменьшению…...
3.2 Предложения по улучшению культуры и качества обслуживания
покупателей……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………........
Список использованных источников……………………………………….
Для анализа ассортимента товаров ОАО «Универмаг «Центральный» (отдел продовольственных т оваров) нужно рассчитать коэффициент устойчивости ассортимента. Данные для анализа представлены в таблице 6. Ассортиментный перечень – приложение И.
Таблица 6 – Результаты проверки соблюдения ассортиментного перечня
рассматриваемого отдела ОАО «Универмаг «Центральный»
Ассортимент изделий |
Количество наименований по ассортиментному перечню |
Фактическое наличие ассортимента при проверках |
|||
02.04. 2011 |
16.04. 2011 |
04.05. 2011 | |||
1Молокопродукты, в т.ч.: -масло животное -молоко -кефир -творожные изделия -сметана -йогурт -сыры плавленые |
8 4 2 8
4 5 4 |
7 2 2 6
4 5 3 |
5 3 1 7
2 4 3 |
6 3 2 6
3 4 3 |
0,75 0,67 0,83 0,79
0,75 0,87 0,75 |
2Мясопродукты, в т.ч.: -мясо говядина -мясо свинина -птица -мясные полуфабрикаты -мясные консервы -пельмени отечественного производства |
1 2 2 8
5 5 |
0 2 1 6
3 5 |
1 1 2 5
4 5 |
1 2 2 7
4 4 |
0,67 0,83 0,83 0,75
0,73 0,93 |
3Яйцо |
2 |
1 |
2 |
1 |
0,67 |
4Маргарин |
4 |
3 |
3 |
3 |
0,75 |
5Майонез отечественного производства |
6 |
5 |
6 |
4 |
0,83 |
6Рыботовары, в т.ч.: -рыба соленая и копченая -рыбные консервы |
5
8 |
5
6 |
5
7 |
4
7 |
0,93
0,83 |
7Кондитерские изделия в т.ч.: -конфеты -карамель -зефир -печенье -шоколад -халва |
20 13 3 15 20 2 |
16 9 3 13 13 1 |
16 8 2 13 14 1 |
17 8 3 12 14 2 |
0,82 0,64 0,89 0,84 0,68 0,67 |
8Макаронные изделия |
17 |
15 |
13 |
14 |
0,82 |
9Мука |
2 |
2 |
1 |
2 |
0,83 |
10Крупа |
6 |
4 |
5 |
5 |
0,78 |
11Безалкогольные напитки |
10 |
6 |
7 |
7 |
0,67 |
0,78 |
Коэффициент устойчивости ассортимента рассчитывается по формуле:
= : N ,
где А – количество наименований товаров по ассортиментному перечню;
, … – фактическое количество наименований товаров при проверках;
N – количество проверок.
Коэффициент устойчивости по исследуемым товарам равен 0,78. Из этого можно сделать вывод, что ассортимент продовольственного отдела в ОАО «Универмаг «Центральный» достаточно устойчив и разнообразен. Это положительно влияет на покупательский спрос.
2.5 Анализ организации процесса реализации товаров и качества
торгового обслуживания покупателей
Торговое обслуживание — это, с одной стороны, обслуживание потребителей, предоставление услуг, непосредственно направленных от человека к человеку, а с другой — это обслуживание материального характера, которое направлено не на человека, а на перемещение товаров и косвенно воздействует на население, как на потребителей в целом, так и конкретно на каждого человека.
Любой современный покупатель,
посещая магазин, желает видеть в
нем вежливых и отзывчивых продавцов,
широкий ассортимент
Для повышения качества обслуживания
покупателей необходимо тесное сотрудничество
с самими покупателями. Нужно через
различные формы общения
Другим моментом служит техническая сторона, а именно наличия современного торгового оборудования, правильная планировка торгового зала, новые достижения в выкладке товара, оптимальное и рациональное ценообразование и т.д. Также нельзя оставлять без внимания обслуживающий персонал, от которого зависит вся дальнейшая судьба данного предприятия.
В «Универмаге «Центральном» в отделе продовольственных товаров организация процесса реализации товаров производится методом самообслуживания с достаточно широким выбором товаров.
Размещение товаров
Пополнение торгового зала с продовольственными товарами ОАО «Универмаг «Центральный» производиться ежедневно до открытия магазина либо в то время, когда в нем находиться минимальное количество покупателей.
В отделе продовольственных
товаров выставочный запас
Резервный запас, предназначенный для пополнения рабочего запаса, хранится в подсобных помещениях магазина и частично – в торговом зале.
В торговом зале магазина товары размещены по товарным группам или по потребительским комплексам (молочные товары, хлебобулочные товары, алкогольные и безалкогольные напитки и др.).
За всеми группами товаров закреплены постоянные места в торговом зале, что укоряет процесс продажи.
В рассматриваемом отделе соблюдено правило «золотого треугольника» : молочная группа, гастрономическая группа, хлебобулочная группа не сосредоточены в одном вместе, чтобы не создавать скопления покупателей. Также соблюдены правила товарного соседства.
Товары, требующие длительного ознакомления, располагаются в глубине торгового зала (молочные товары, детское питание, кондитерские изделия и др.).
Крупногабаритные товары в основном расположены ближе к зоне выхода (алкогольные и безалкогольные напитки, растительное масло, соки и др.).
В ОАО «Универмаг «Центральный» сохранены принципы размещения товаров в торговом зале :
-созданы максимальные удобства для осмотра и выбора покупки в минимально короткое время;
-обеспечено наличие
товаров, предусмотренных
-рационализировано
движение товарных и
-эффективно использована
торговая площадь и
-обеспечена сохранность материальных ценностей.
В отделе с продовольственными товарами применены такие типы выкладок, как вертикальная, горизонтальная, навалом.
По типу вертикальной выкладки представлены молочные товары, алкогольные и часть безалкогольных напитком, кондитерские товары, соки, хлебобулочные изделия и др. Это улучшает обозримость товара и ускоряет процесс продажи.
Горизонтальной выкладкой представлена часть алкогольных напитков, детское питание, чай, сухие завтраки, растительное масло и др.
Навалом представлены овощи, фрукты, товары, продающиеся по акциям.
В данном отделе преимущественно используется товарная выкладка, при которой один образец товара выставлен полностью, а остальные видны частично или не видны.
Полки с товарами в рассматриваемом отделе достаточно заполненные, товары обращены лицевой частью упаковки к покупателю, соблюдена доступность товаров (легкие продукты находятся на верхних полках, а тяжелые – на нижних), товары опрятные.
Из этого всего можно сделать вывод, что в отделе продовольственных товаров ОАО «Универмаг «Центральный» достаточно эффективно осуществлена организация и технология размещения и выкладки товаров.
Для определения качества торгового обслуживания в отделе с продовольственными товарами был проведен анализ обслуживания персоналом покупателей. Данные представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Данные обслуживания покупателей
Элементы затрат времени |
Замеры времени, сек. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Ожидание консультанта (Зк) |
38 |
17 |
44 |
49 |
26 |
Ожидание расчета (Зр) |
95 |
61 |
41 |
57 |
67 |
Время на ожидание консультанта рассчитывалось от момента подхода покупателя к работнику магазина, занятого непосредственно обслуживанием покупателей, до начала предоставления услуг.
Ожидание расчет а – время от момента подхода к расчетному узлу до начала расчета.
Средние затраты времени по каждому элементу затрат на ожидание обслуживания находятся по формуле:
Зф = + ;
Зф = + = 99,4.
Оптимальные затраты времени покупателей на обслуживание в продовольственном магазине составляют 130 секунд (Зф)
Коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания находится по формуле:
Ко = = = 0,76.
Коэффициент затрат времени покупателей на обслуживание равен 0,76. Это достаточно хороший показатель качества обслуживания в магазине.
Но для более
эффективного обслуживания можно добавить
в данный отдел еще один кассовый
терминал и несколько консультантов
для обслуживания посетителей.
3 Предложения по
товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»
3.1 Изучение товарных запасов и предложения по их уменьшению
Проводя анализ поступления
товаров в разрезе товарных групп,
необходимо изучить, как на розничном
торговом предприятии соблюдается
ассортиментный минимум, удовлетворяется
спрос покупателей на отдельные
товары. Если будет выявлено, что
по товарам достаточного ассортимента
план поступления недовыполнен и
имелись перебои в торговле, то
работу магазина нельзя оценить положительно.
Если будет установлено, что темпы
роста поступления товаров
Анализ товарных запасов проводят по отдельным товарным группам и товарам ( по 35 продовольственным и 61 непродовольственной группам товаров ).
Динамика товарных запасов
по некоторым товарным группам по
торговому предприятию
Таблица 8 - Анализ состояния товарных запасов в ассортиментном
разрезе по ОАО «Универмаг Центральный»
Товарная группа и товар |
Остаточные товарные запасы |
Изменение товарных запасов за отчетный период |
Темп изменения, % | |
На 01.04 2009 г. |
На 01.04 2009 г. | |||
Мясо и птица |
8787 |
6679 |
-2108 |
76,0 |
Колбасные изделия |
18554 |
16460 |
-2094 |
88,7 |
Рыба и морепрод. |
6475 |
1452 |
-5023 |
22,4 |
Сельди |
70 |
1400 |
+1330 |
2000 |
Сыр |
5830 |
5832 |
+2 |
100 |
Молоко и мол.прод. |
2420 |
4519 |
+2099 |
186,7 |
Яйца и яйцепрод. |
276 |
322 |
+46 |
116,7 |
Сахар |
2204 |
2686 |
+482 |
121,9 |
Кондитер. изделия |
73143 |
43624 |
-29519 |
59,6 |
Чай,кофе |
58525 |
48481 |
-10044 |
82,3 |
Хлеб, хлебобул.изд. |
659 |
150 |
-509 |
22,8 |
Картофель |
300 |
309 |
+9 |
103 |
Ликеровод.изделия |
101456 |
59978 |
-41478 |
59,1 |
Безалкогольные напитки |
26715 |
12855 |
-13860 |
48,1 |
Мороженное |
1141 |
1855 |
+714 |
162,6 |
Всего прод.товаров. |
482041 |
378342 |
-103699 |
78,5 |