Совершенствования организации процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений и рекомендаций по эффективной организации и совершенствованию процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный».
Основными задачами курсовой работы являются:
-рассмотрение теоретических основ организации и совершенствования процесса реализации продукции торговой организацией;
-дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Универмаг «Центральный»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретические основы организации и совершенствования процесса
реализации продукции торговой организацией…………………………
1.1 Сущность и особенности коммерческой работы на предприятиях
розничной торговли……………………………………………………...
1.2 Формы и методы розничной продажи…………………………………
1.3 Организация торгового обслуживания покупателей и культура
торговли…………………………………………………………………..
1.4 Товарный ассортимент…………………………………………………..
1.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале…………………….
1.6 Методы стимулирования продажи товаров…………………………...
1.7 Показатели эффективности коммерческой деятельности……………..
1.8 Статистика по торговле в РБ за 2009-2010 года………………………
2 Анализ организации процесса реализации товаров в ОАО
«Универмаг«Центральный»……………………………………………….
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия……………….
2.2 Организационная структура управления ОАО «Универмаг
«Центральный»……………………………………………………………
2.3 Анализ розничного товарооборота предприятия…………………….
2.4 Анализ ассортиментной структуры розничного товарооборота……
2.5 Анализ организации процесса реализации товаров и качества
торгового обслуживания покупателей…………………………………
3 Предложения по совершенствованию организации процесса
реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»……………..
3.1 Изучение товарных запасов и предложения по их уменьшению…...
3.2 Предложения по улучшению культуры и качества обслуживания
покупателей……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………........
Список использованных источников……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 124.96 Кб (Скачать)

Прибыль представляет собой  конечный финансовый результат хозяйственной  деятельности торгового предприятия. Однако финансовым результатом может  выступать не только прибыль, но и  убыток, возникший, к примеру, из-за чрезмерно высоких затрат или  недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёма поставок товаров, снижением покупательского спроса.

В упрощенном виде прибыль - это разность между валовым доходом  и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть валовой, она отражает финансовый результат  конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты  торгового предприятия включаются в издержки обращения. Часть затрат предприятие осуществляет за счёт прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения.

Валовая прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения. Общая прибыль - это разность между валовым доходом и общими издержками (затратами предприятия, учитываемыми как в составе издержек обращения, так и относимыми на прибыль).

Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учёта налога на добавленную  стоимость) и издержками обращения.

При определении прибыли  от реализации основных фондов и иного  имущества учитывается разница (превышение между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов (расходов) от внереализационной деятельности включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров включая суммы, полученные (уплаченные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги).

Валовая (балансовая) прибыль  характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных производственных средств (фондов), иного имущества и доходов  от внереализационной операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.  По экономическому значению балансовая и валовая прибыль тождественны. Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отражает экономическую категорию “прибавочная стоимость”, которая соответственно и подлежит распределению между предприятием  и государственным бюджетом.

Чистая прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль - это часть валовой прибыли,  подлежащая налогообложению.

Существует великое множество  показателей рентабельности, главным  из которых является показатель общей  экономической рентабельности торгового  предприятия. Он вычисляется по формуле:

Р  =  П / Т * 100,

где   Р - общая экономическая рентабельность   хозяйственной деятельности торгового предприятия;

П - сумма прибыли (валовой или чистой);

Т - объем товарооборота (без  НДС).

Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность  использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется  по формуле:

Р  =  П / К *100,

где      П - сумма прибыли торгового предприятия,

К  - средняя величина собственного капитала.

Этот показатель имеет  важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги.

Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей  формуле:

Р  =  П / ОФ *100,

где    П - сумма прибыли;

ОФ - средняя стоимость  основных фондов;

Аналогично высчитывается  показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней  стоимости материальных оборотных  средств. Эти два показателя часто  объединяют  и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов:

Р  = (П / (ОФ + МС) * 100),

где МС - средняя стоимость  материальных оборотных средств.

Если торговое предприятие  арендует помещения или сдаёт  помещения в аренду, то среднюю  стоимость основных фондов целесообразно  исчислять с учётом сданных и  полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания  из суммарной стоимости собственных  и арендуемых основных фондов стоимости  объектов основных фондов, сданных  в аренду [4].

 

1.8 Статистика по торговле  в РБ за 2009-2010 года

 

Розничный товарооборот в  Республике Беларусь, включая общественное питание, в 2009 году составил 54,735,6млрд.руб., а в 2010 – 69732,4млрд.руб. (в 2009 году продовольственных товаров было продано на сумму 27976,5млрд.руб, непродовольственных товаров – на сумму 26759,1 млрд.руб; в 2010 году продовольственных товаров продано на сумму 34904,7млрд.руб., непродовольственных товаров – на сумму 34827,7млрд.руб.).

Удельный вес продовольственных  товаров в объеме товарооборота  в 2009 году был равен 51,1%, а в 2010 – 50,1%.

Розничный товарооборот , в процентах к соответствующему периоду предыдущего года составил 103,2% в 2009 году, 117,1% в 2010 году.

В таблице 1 представлен розничный  товарооборот по областям и г.Минску за 2009-2010 года.

 

Таблица 1 – Розничный  товарооборот по областям и г.Минску

 

 

2009

2010

Отклонение,млрд.р.

Республика Беларусь

54735,6

69732,4

14996,8

Брестская область

6966,8

8852,0

1885,2

Витебская область

6464,7

7997,4

1532,7

Гомельская область

6576,8

8137,6

1560,8

Гродненская область

5920,4

7432,0

1511,6

Г.Минск

16072,4

20976,9

4904,5

Минская область

7498,0

9642,3

2144,3

Могилевская область

5236,5

6694,2

1457,7


 

Таким образом розничный  товарооборот по Республике Беларусь в 2010 году увеличился на 14996,8млрд.руб. В  г.Минске товарооборот увеличился 2010 году по сравнению с прошлым годом на 4904,5млрд.руб, а в Могилевской области – на 1457,7млрд.руб.

В таблице 2 представлены финансовые результаты деятельности организаций  по Могилевской области

 

Таблица 2 - Финансовые результаты деятельности организаций по

                    Могилевской области

 

 

2009

2010

Отклонение,млрд.р.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ

21530,0

28234,5

6704,5

Себестоимость реализованной  продукции, работ, услуг

14696,7

19932,9

5236,2

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ

871,3

1206,3

335

Чистая прибыль

540,6

724,9

184,3


 

Выручка от реализации товаров, продукции, работ увеличилась в 2010 году на 6704,5млрд.руб. по сравнению с 2009 годом. Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг возросла в 2010 году на 5236,2млрд.руб, прибыль от реализации товаров, продукции, работ – на 335млрд.руб, чистая прибыль – на 184,3млрд.руб.

 

 

 

 

2 Анализ организации  процесса реализации товаров  в ОАО «Универмаг

  «Центральный»

2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

 

Универмаг в городе Могилеве был основан в соответствии с  расположением Совета Министров  СССР № 7842 Р приказом Министерства торговли СССР № 236 от 23 мая 1947 года и начал свою торговую деятельность 8 июня 1947 года. Первым директором был назначен Игнатов Петр Дмитриевич.

Первоначально универмаг  располагался на 1ом этаже здания гостиницы  на углу улицы Первомайской и Кооперативного переулка, где позднее находилась гостиница Днепр. На площади 125 м2 располагалось всего 3 секции: отдел текстиля и швейных изделий, обувная секция и галантерейно-парфюмерная.

В апреле 1960 года универмаг  был переведен в новое здание по улице Первомайская,61. В октябре 1972 года он расширился за счет ввода в эксплуатацию нового здания. В реконструированном здании универмаг работает с 1974 года.

Предприятие является юридическим  лицом, имеет печать, штамп, товарный знак (знак обслуживания), расчетный  и иные счета в учреждениях  банка. Орган государственного управления (вышестоящая организация)-Областное управление торговли.

Расположение в центре города, универмаг является одним  из крупнейших торговых предприятий  не только в Могилеве и в Могилевской  области, но и в Республике Беларусь. Торговая площадь универмага составляет 9571,5 м2, в том числе складских помещений -3302 м2, торгового зала 4294,1 м2. В состав универмага входят его филиалы: магазин «Обувь» по улице Ленинской, 31 (открыт 25 ноября 2001 года), и открытый 10 апреля 2006 года  ресторан 1й категории «Санта-Мария» на 50 посадочных мест, расположенный на берегу Святого озера.

С 27 сентября 1967 года по 1 декабря 2006 года в число филиалов универмага входили: магазин «Старт», располагающийся  на улице Якубовского,21 с торговой площадью 129,3 м2; с ноября 1999 года по июль 2007 года- магазин «Дары» в деревне Рыжковичи Шкловского района с торговой площадью 45 м2 , оснащенный современным технологическим оборудованием.

В универмаге работает около 450 человек. С сентября 1987 года Генеральным  директором универмага является Вежновец Владимир Васильевич. Более чем за 60 лет работы универмаг стал членом созданной по решению трудовых коллективов крупнейших универмагов страны Ассоциации универмагов и домов торговли Республики Беларусь.

Универмаг представлен 23 секциями и комплексами по продаже непродовольственных  товаров, а также имеется большой  продовольственный комплекс, включая  бакалею, мясо, овощи, фрукты, молочные, вино-водочные и кондитерские изделия. Имеет широкий ассортимент продовольственных товаров.

Продажа товаров в универмаге производится прогрессивными методами: путем самообслуживания, с открытой выкладкой, по образцам, по предварительным  заказам. Покупателям оказывается  более 30 видов дополнительных услуг. Расчет производится за наличный, безналичный  расчет, а также посредством пластиковых  карточек.

Торгово-технологический  процесс постоянно совершенствуется, в результате чего улучшаются показ  и выкладка реализуемых товаров. Основной задачей данного торгового  предприятия является создание благоприятных  условий для удовлетворения растущего  спроса населения и гостей города в товарах народного потребления.

В предприятии имеется  бар 2-й наценочной категории и столовая 3-й наценочной категории. Кроме того для полного удовлетворения покупательского спроса в универмаге организован собственный швейный цех, который помогает быстрее реагировать на проблемы легкой промышленности.

Универмаг - единственное место  в городе, где можно купить все  товары отечественного производства, в том числе выпускаемые предприятиями  г. Могилева и Могилевской области. Товары белорусских производителей занимают 70% в товарообороте. Специалисты коммерческого отдела универмага ищут совместно с представителями промышленности возможности поставки высококачественных товаров народного потребления. В универмаге широко развита фирменная торговля, позволяющая широко представить особо-модные товары и прогнозировать спрос покупателей. Особой популярностью пользуются у покупателей тюле-гардинные изделия ОАО «Лента» г. Могилева, женская одежда ОАО «Элема» г. Минска, обувь СП «Марко», СП »Белвест» г. Витебска, трикотажные изделия ОАО «Полесье» г. Пинска и ОАО «Свитанок» г. Жодино, мужские костюмы ОАО «Брико» г. Минска, детская одежда ОАО «Свитанок» г. Орша, льняные ткани и штучные изделия из льна «Оршанского льнокомбината», а также продовольственные товары, выпускаемые производителями г. Могилева и Могилевской области: ОАО «Могилевский молочный комбинат», РУПП «Могилевхлебпром», ОАО «Могилевский мясокомбинат», ОАО «Бобруйский мясокомбинат».

Основные финансово-экономические  показатели работы ОАО «Универмаг «Центральный»  представлены в таблице 3.  Данные взяты из приложения А, Б.

 

Таблица 3 – Основные финансово-экономические показатели работы

Информация о работе Совершенствования организации процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»