Совершенствования организации процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений и рекомендаций по эффективной организации и совершенствованию процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный».
Основными задачами курсовой работы являются:
-рассмотрение теоретических основ организации и совершенствования процесса реализации продукции торговой организацией;
-дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Универмаг «Центральный»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретические основы организации и совершенствования процесса
реализации продукции торговой организацией…………………………
1.1 Сущность и особенности коммерческой работы на предприятиях
розничной торговли……………………………………………………...
1.2 Формы и методы розничной продажи…………………………………
1.3 Организация торгового обслуживания покупателей и культура
торговли…………………………………………………………………..
1.4 Товарный ассортимент…………………………………………………..
1.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале…………………….
1.6 Методы стимулирования продажи товаров…………………………...
1.7 Показатели эффективности коммерческой деятельности……………..
1.8 Статистика по торговле в РБ за 2009-2010 года………………………
2 Анализ организации процесса реализации товаров в ОАО
«Универмаг«Центральный»……………………………………………….
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия……………….
2.2 Организационная структура управления ОАО «Универмаг
«Центральный»……………………………………………………………
2.3 Анализ розничного товарооборота предприятия…………………….
2.4 Анализ ассортиментной структуры розничного товарооборота……
2.5 Анализ организации процесса реализации товаров и качества
торгового обслуживания покупателей…………………………………
3 Предложения по совершенствованию организации процесса
реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»……………..
3.1 Изучение товарных запасов и предложения по их уменьшению…...
3.2 Предложения по улучшению культуры и качества обслуживания
покупателей……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………........
Список использованных источников……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 124.96 Кб (Скачать)

                     ОАО «Универмаг «Центральный»

 

Наименование показателей

2009

2010

Отклонение

Темп измене-ния, %

абсолют-

ное,млн.р

относи-

тельное,%

Выручка от реализации товаров,млн.р.

41226

49051

7825

18,98

118,98

Себетоимость  реализованных товаров,млн.р.

27370

32524

5154

18,83

118,83

Расходы на реализацию,млн.р.

7274

8796

1522

20,92

120,92

Прибыль от реализации товаров,млн.р.

422

505

83

19,67

119,67

Прибыль от операционных доходов и расходов,млн.р.

714

309

-405

-56,72

43,28

Прибыль от внереализационных доходов и  расходов,млн.р.

-450

-432

18

-4

96

Чистая  прибыль,млн.р.

46

291

245

532,61

632,61

Дебиторская задолженность, млн.р.

1600

2227

627

39,19

139,19

Кредиторская  задолженность, млн.р.

8299

10250

1951

23,51

123,51

Рентабельность  продаж, %

1,02

1,03

0,01

0,98

100,98

Среднесписочная численность рабочих, чел.

433

441

8

1,85

101,85


 

Рентабельность продаж можно  вычислить по формуле:

Рентабельность продаж(%)=

Исходя из приведенных  данных за 2009  и 2010 года:

1)Рентабельность продаж==1,02%

2)Рентабельность продаж==1,03%.

Из приведенной таблицы  можно  видно увеличение прибыли  от реализации товаров в  2010 году по сравнению с 2009 годом на 83 млн.р. Увеличилась выручка от реализации товаров на 7835 млн.р., расходы на реализацию на 1522 млн.р., чистая прибыль на 245 млн.р. Прослеживаеться увеличение как  дебиторской задолженности на 627 млн.р., так и кредиторской на 1951 млн.р. Рентабельность продаж возросла на 0,01 %. Себестоимость реализованных товаров увеличилась на 5154 млн.р. Среднесписочная численность рабочих в 2010 году равна 441, что на 8 человек больше,чем в 2009 году.

 

2.2 Организационная структура  управления  ОАО  «Универмаг

     «Центральный»

 

В своей деятельности предприятие  руководствуется Уставом ОАО «Универмаг Центральный», коллективным договором, действующими положениями об оплате труда, о премировании за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности, законодательными актами Республики Беларусь.

При разработке схемы управления предприятием учитывался принцип формирования команды руководителей и ведущих  специалистов, которая позволит обеспечить сочетание технических, управленческих и деловых навыков, образование и опыт работы, имеющиеся достижения.

Генеральный директор осуществляет в соответствии с Уставом ОАО  «Универмаг «Центральный» и другими  законодательными актами Республики Беларусь руководство всеми видами деятельности Общества, организует работу и эффективное  взаимодействие всех структурных подразделений  предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких результатов  финансово-хозяйственной деятельности, высокого уровня культуры обслуживания, повышение производительности труда, на совершенствование хозяйственного механизма.

Первый заместитель генерального директора по организации торговли и совершенствованию торгово-оперативного процесса предприятия организует разработку и выполнение планов внедрения новой  техники и технологии, ремонт и  модернизацию оборудования, соблюдение правил охраны труда и техники  безопасности, контролирует соблюдение работниками правил торговли, рассматривает  жалобы покупателей, вносит предложения  по их устранению; организует выставки-продажи  товаров, ярмарки, выездную торговлю; разрабатывает мероприятия по специализации, размещению и оснащению секций и контролирует их осуществление; организует работу по оказанию и расширению дополнительных услуг покупателям.

Заместитель директора по коммерческим вопросам осуществляет руководство  торгово-финансовой деятельностью  предприятия в области обеспечения  товарами народного потребления, их хранения и сбыта по договорам  поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное  использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потери, ускорение  товарооборачиваемости.

Коммерческий отдел участвует  в работе оптовых ярмарок, в заключении договоров на поставку товаров, организует работу по формированию потребностей и спроса, организует работу по обеспечению контроля качества поступающих и реализуемых товаров.

Юридическая служба осуществляет контроль за соответствием требованиям  законодательства, приказов и других актов, изданных руководителями структурных  подразделений , принимает участие в подготовке и заключении коллективных и хозяйственных договоров , организует и ведет претензионную работу.

Ответственность за правильный и своевременный учет денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, расход фонда заработной платы, правильное документальное оформление и отражение на счета бухгалтерского учета, начисление государственных налогов, отчисление от прибыли и других платежей в бюджет, своевременное погашение кредитов несет отдел бухгалтерия.

Отдел прогнозирования и  экономического анализа разрабатывает  бизнес-планы развития на 5 лет, план розничного и валового товарооборота  в соответствии с доведенным заданием управления торговли Горисполкома и  доводит до структурных подразделений  ОАО «Универмаг «Центральный », осуществляет экономический прогноз и анализ хозяйственно деятельности предприятия и его подразделений, выявляет резервы и намечает меры по обеспечению режима экономии, повышению темпов производительности труда, повышению доходности предприятия, устранению потерь и нерациональны расходов, рассчитывает фонд оплаты труда и численность работающих.

Отдел АСУ выполняет работу по проектированию и внедрению автоматизированных систем управления производством, перспективы  развития предприятия.

Непосредственное обслуживание покупателей осуществляют заведующие секций и продавцы. Они обеспечивают бесперебойную работу товарной секции размещают и выкладывают товары по группам, осуществляют предложение и показ товаров покупателям, оказывают помощь в выборе товаров, консультируют по вопросам назначения, свойств, качества товаров, о правилах ухода за ним; осуществляют контроль за сохранностью товаров.

Схема организационной структуры  управления представлена в приложении Ж.

 

2.3 Анализ розничного товарооборота  предприятия

 

Главной целью торговых предприятий  в настоящее время является получение  максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и  необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению независимо от каналов их реализации.

Сущность розничного товарооборота  выражают экономические отношения, связанные с обменом денежных средств населения на приобретенные товары.

Розничный товарооборот может выступать  как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Анализ товарооборота  базируется главным образом на данных бухгалтерской, статистической и оперативной  отчетности.

Данные о товарообороте  представлены в таблице 4 (данные взяты  из приложения В).

 

Таблица 4 – Данные о товарообороте «Универмага Центральный»

 

Показатели

2008(I квартал), млн.руб.

2009(I квартал), млн.руб.

Отклон-ение

млн.руб.

Темп измене-ния,%

1Общий  объем розничного товарооборота

в том числе:

−розничный товарооборот розничной (торговой) сети

−розничный товарооборот общественного питания

8140,8

 

 

7941,4

 

199,4

9563,1

 

 

9358,5

 

204,6

1422,3

 

 

1417,1

 

5,2

117,47

 

 

117,84

 

102,61

2Реализация  продукции собственного производства  общественного питания

232

235,1

3,1

101,34

3Из  общего объема розничного товарооборота  продажа:

−продовольственных  товаров

―из них алкогольных  напитков и пива

−непродовольственных  товаров

 

 

1417,3

211,5

 

6723,5

 

 

1565

290,2

 

7998,1

 

 

147,7

78,7

 

1274,6

 

 

110,42

137,2

 

118,96

4Запасы  товаров в розничной  (торговой) сети и на складах на конец   отчетного периода

8747


 

Из таблицы можно сделать  вывод, что общий объем товарооборота  в первом квартале 2009 года увеличился на 17,47 % (1422,3 млн.р.) по сравнению с  аналогичным периодом 2008 года и составил 9563,1 млн.руб. Незначительно увеличилась реализация продукции собственного производства общественного питания (на 1,34%).

Можно провести анализ розничного товарооборота за январь - март 2008- 2009 года (приложение Г) . Исходные данные представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 -  Товарооборот ОАО «Универмаг «Центральный»

 

Период

Товарооборот, млн.р., 2008(I квартал)

Товарооборот, млн.р., 2009(I квартал)

Изменение, млн.р.

прод. товары

непрод. товары

прод. товары

непрод. товары

прод. товары

непрод. товары

Январь

411,3

2148

470,6

2996,5

59,3

848,5

Февраль

402

2122,1

420,8

2339,6

18,8

217,5

Март

404,6

2447

469,0

2659,1

64,4

212,1

Итого

1217,9

6717,1

1360,4

7995,2

142,5

1278,1


 

Более наглядно изменение  товарооборота  ОАО «Универмаг «Центральный»  за первый квартал 2008-2009 года представлено на  рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 - Товарооборот ОАО  «Универмаг «Центральный»

 

Товарооборот «Универмага  «Центральный»  по продовольственным  товарам в первом квартале 2009 года составил 1360,4 млн.р., что больше аналогичного периода 2008 года на 142,5 млн.р. По непродовольственным  товарам товарооборот увеличился на 1278,1 млн.р.

 

2.4 Анализ ассортиментной  структуры розничного товарооборота

 

Одной из важнейших характеристик  товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов  и наименований.

Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. Чем шире и устойчивее ассортимент, тем больше он будет удовлетворять покупательский спрос.

Информация о работе Совершенствования организации процесса реализации товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»