Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть принципы теории организации.
Для достижения цели следует решить задачи:
1.Определить модели организационных систем,
2. Рассмотреть содержание принципов организации,
3.Описать принципы организации, характерные для жизнедеятельности организации на современном этапе,
4.Дать оценку реализации принципов организации на конкретном примере.
Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Методология принципов современных организаций………………. 3
1.1. Понятие организации и модели организационных систем в условиях рыночной экономики …………………………………………………………. 3
1.2. Сущность закономерностей и принципов при функционировании организации …………………………………………………………………… 8
1.3. Характеристика общих и частных принципов организации…………… 12
Глава 2. Характеристика структурных, процессных и принципов обратной связи в современной организации (на примере СГМУТП «Книга»)………………………………………… 20
1.1. Организационно – экономическая характеристика СГМУТП «Книга» . 20
2.2. Оценка соответствия деятельности общим принципам организации … 22
2.3. Реализация принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления ……………………………….. 26
Глава 3. Выполнение принципов конечного результата в СГМУТП «Книга»……………………………………………………………. 31
2.3. Оценка реализации принципа конкурентности ………………………… 31
3.2. Оценка принципов эффективности производства и экономичности …... 35
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Список литературы …………………………………………………………….. 41
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. | 2 |
Глава
1. Методология принципов |
3 |
1.1. Понятие
организации и модели |
3 |
1.2. Сущность закономерностей и принципов при функционировании организации …………………………………………………………………… | 8 |
1.3. Характеристика общих и частных принципов организации…………… | 12 |
Глава 2. Характеристика структурных, процессных и принципов обратной связи в современной организации (на примере СГМУТП «Книга»)………………………………………… | 20 |
1.1.
Организационно – |
20 |
2.2. Оценка
соответствия деятельности |
22 |
2.3. Реализация
принципа оптимального |
26 |
Глава
3. Выполнение принципов
конечного результата
в СГМУТП «Книга»…………………………………………………………… |
31 |
2.3. Оценка
реализации принципа |
31 |
3.2. Оценка
принципов эффективности |
35 |
Заключение …………………………………………………………………….. | 39 |
Список литературы …………………………………………………………….. | 41 |
Введение
Все
организации развиваются в
Внутри организации существуют функциональные подразделения с налаженным взаимодействием. В ней создается определенный социальный микроклимат, регулируемый системой управления организацией. Иными словами, можно сказать, что все организации возникают и функционируют в условиях неких законов и принципов, общих для всех организаций. Рациональный подход к управлению организацией, соблюдение ее принципов являются основой создания всех необходимых условий для корректной работы и обеспечивают качественное и своевременное выполнение поставленных перед коллективом целей и задач.
Следует отметить, что принципы организации трансформировались на протяжении всего времени становления теории организации. Основные же принципы актуальны и на сегодняшний день.
Цель данной работы – рассмотреть принципы теории организации.
Для достижения цели следует решить задачи:
1.Определить модели организационных систем,
2. Рассмотреть содержание принципов организации,
3.Описать принципы организации, характерные для жизнедеятельности организации на современном этапе,
4.Дать оценку реализации принципов организации на конкретном примере.
В процессе подготовки использовалась учебно – методическая литература, а также ресурсы Интернет.
В
качестве эмпирической базы использованы
данные по СГМУТП «Книга».
Глава 1. Методология принципов современных организаций
1.1.
Понятие организации
и модели организационных
систем в условиях рыночной
экономики
Особенность
экономических организаций
В силу общественного разделения труда организацию можно представить как характеристику социально-экономической общности. В этом смысле, по словам К. Эрроу, саму рыночную экономику можно рассматривать как большую организацию с характерной для нее децентрализацией решений и преобладанием рыночного механизма координации [4, с.35].
С точки зрения принципа дополнительности организация есть экономическая форма, дополнительная по отношению к рынку, в силу чего рыночная экономика представляет собой сосуществование двух различных механизмов управления: организации и рынка.
Экономисты
с мировым именем определяют организацию
и как совокупность средств, предназначенных
для измерения
В
современной экономической
Институт, которым является организация, как пишет профессор Парижского университета К. Менар, характеризуется тем, что он реагирует на структурные ограничения, порождая новые ограничения, а рынок – тем, что он содержит механизмы выбора, реализованного под принуждением, причем принуждение (ограничение) носит преимущественно конъюнктурный характер.
Таким образом, понятие «организация» предстает на стыке этих двух определений. Приноравливаясь к ограничениям, порожденным институциональной средой, она может или изменить их, или приспособиться к ним. В той мере, в какой организация обладает властью рынка (какой бы малой и локально действующей та ни была), она обладает и властью над институтами. Параллельно с этим организация характеризуется созданием внутренних ограничений: она представляет собой всегда институционализацию экономических отношений между агентами посредством выбранной иерархической структуры, стимулирующих механизмов, правил внутренних изменений и т. д.
Потребность в организации объясняется существованием трансакционных издержек, под которыми понимаются издержки, связанные с использованием рынка при размещении ресурсов и передачей прав собственности.
Организация
превосходит рынок в том
Чем
масштабнее рынок, тем более обезличены
акты обмена, что ведет к формированию
и развитию институциональных механизмов.
Экономическая организация
В ситуации конкуренции агенты рыночных отношений могут вести себя эгоистически, а наведение порядка связано с дополнительными издержками.
Поток информации, обрушивающийся на агентов рынка, не может эффективно восприниматься без упорядочения этого процесса организацией и приведения ее в рациональную форму. Снижает организация и число конфликтов на рынке, которые могут возникнуть в силу рациональности поведения субъектов рыночных отношений. В этом случае организация оказывается способной уменьшить поводы для конфликтов путем использования внутренних процедур (мотивации, обусловленные наличием иерархии, и т. д.).
Учет
невозможности предсказания и принятия
во внимание всех возможных ситуаций,
в том числе создаваемых
Таким
образом, есть параметры, которые объясняют
причину существования
И. Ансофф более двух десятилетий назад сделал следующий прогноз относительно будущего организации: она станет человекоемкой и более, чем когда-либо, будет зависеть от человеческой фантазии, творчества и инициативы. Сокращение численности рабочих за счет автоматизации будет компенсировано творческим вкладом главных руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области технологии [3, с.177].
Таблица 1
Основные модели организации
Современная теория организации рассматривает несколько моделей, содержание которых приведено в табл. 1 и основано на классификации, предложенной профессором А. И. Пригожиным [4, с.91].
Организация, представленная механической моделью, действует как единый механизм, но она не учитывает мотивацию людей, работающих в организации. Работник рассматривается как механизм по исполнению функций, а сама организация – как инструмент решения задач.
Общинная модель функционирования организации демонстрирует ее как общность людей. Самоуправляющаяся община построена на принципах взаимных симпатий человека и группы, групповых интересах, групповых нормах поведения, поскольку взаимодействие людей вырабатывает свои специфические связи и определяет стихийную самоорганизацию. В подобных моделях неформальная структура малодоступна управлению, которое в большей степени ориентировано на мотивирование исполнителей.
Социотехническая модель организации основана на взаимозависимости внутригрупповых связей от технологии производства, равно как и на влиянии на производительность труда отношений в группе. Данная модель как бы сочетает в себе общинную и техническую составляющую организации, что позволяет оперативно внедрять изменения в организации, поскольку наряду с техническими изменениями предусматриваются и учитываются изменения социальные.
Системная модель организации позволяет учесть все факторы, которые воздействуют на организацию, однако человек в силу его несистемного поведения вносит искажения и помехи в системную работу организации, что приходится учитывать в других моделях. Эта модель организации ориентирована на упорядоченность как на типичное состояние системы, позволяющую ей поднастраиваться по мере выявления рассогласования и осуществления регулирующих воздействий с помощью обратной связи.
Органическая модель организации позволяет через метафоры описывать происходящие процессы (зарождение, рост, стабильное функционирование, болезнь, смерть) и объяснять то или иное поведение организации во внешней среде. Взаимодействие людей и других элементов организации должно носить уравновешенный естественный характер (например, границы формальных и неформальных групп совпадают – так формируются команды, из системы которых состоит вся организация) [15, с.48].