Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию деятельности современного инновационного предприятия и оценка их эффективности.
ВВЕДЕНИЕ
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
6
Сущность и классификация инноваций на предприятии
6
Формирование инновационной стратегии предприятия
11
Возможности воздействия инноваций на предприятие
21
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПРОТОН-ПМ»
24
Организационно-экономическая характеристика
24
Анализ инновационной деятельности предприятия
28
Оценка инновационной политики предприятия и рекомендации по её совершенствованию
40
Расчетов основных показателей экономической эффективности от внедрения инновационных технологий
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Коэффициент рентабельности продаж - отношение чистой прибыли компании к ее обороту:
ROS = Чистая прибыль / Объём продаж * 100%,(1)
в 2009 году: ROS = 374513 / 3 264 028 = 11.47%,
в 2010 году: ROS = 199 614 / 4 255 039 = 4.69%.
Фондоотдача - показатель эффективности использования основных средств, который, определяется как отношение выпуска продукции к среднегодовой стоимости основных фондов:
ФО = Годовой Выпуск Продукции
/ Среднегодовая Стоимость
в 2009 году: ФО = 3 264 028 / 2 071 508 = 1,58,
в 2010 году: ФО = 4 255 039 / 1 958 597 = 2,17.
Фондоёмкость характеризует, сколько основных производственных фондов приходится на 1 рубль произведенной продукции:
ФЁ = Среднегодовая полная Основных Фондов / Выпуск Продукции,(3)
в 2009 году: ФЁ = 2 071 508/3 264 028 = 0,63,
в 2010 году: ФЁ = 1 958 597/4 255 039 = 0,46.
Анализ таблицы 2 позволяет увидеть рост выручки от продажи на 991 011 тыс. руб. или на 30,36% по сравнению с 2009 годом. Необходимо отметить рост себестоимости и прибыли от продаж на таком же уровне - на 31,16%. Несмотря на это налогооблагаемая прибыль выросла только на 21,76%, что может свидетельствовать об увеличении коммерческих, управленческих и прочих расходов. Соответственно это привело к тому, что рентабельность работы предприятия снизилась на 9% до уровня 4,69%.
Фондоотдача основных средств ОАО «Протон-ПМ» за 2010 год составила 2,17, т. е. выпущено продукции на сумму 2 рубля 17 копеек на единицу основных фондов. Фондоёмкость основных средств ОАО «Протон-ПМ» за 2010 год составила 0,46, т. е. стоимость основных средств на единицу продукции составляет 0,46 рублей. Из таблицы видно, что происходит рост фондоотдачи и уменьшение фондоёмкости, что вызвано уменьшением среднегодовой стоимости основных фондов на 5,45% в ОАО «Протон-ПМ».
Итак, ОАО «Протон-ПМ» является одним из инновационных предприятий Пермского края, поэтому от его деятельности будет зависеть стабильность экономики края. Поэтому дальнейшее внедрение инноваций в деятельность компании является одним из факторов его успешной деятельности.
Первым этапом анализа
конкурентоспособности
Цель - выявить привлекательные
направления маркетинговых
Проведем анализ инновационной
внешней среды прямого и
Потребители. Сегодня двигателям ОАО «Протон - ПМ» доверяют свои спутники:
Конкуренты. Конкурентная борьба заставляет все предприятия отрасли постоянно совершенствоваться, повышать уровень сервиса и качества оказываемых услуг.
Поставщики ресурсов.Поставщика
Таблица 3 - Основные (крупные) поставщики ОАО «Протон-ПМ»
Наименование поставщика |
Вид продукции |
Объем закупок в % от суммарного объема закупок | |
2009 г. |
2010 г. | ||
ОАО "Русполимет" г.Кулебаки |
кольцевые загот. |
22,03 |
24,39 |
ОАО "ВСМПО" г.В.Салда |
Заготовки, прокат титановый |
12,8 |
12,76 |
ОАО «Стар»,г. Пермь |
агрегаты |
6,15 |
4,97 |
ОАО «ПАО «Инкар», г. Пермь |
агрегаты |
8,07 |
10,67 |
ОАО «Техприбор» г. С. Петербург |
индикаторы, блоки |
4,25 |
3,28 |
ОАО «ЗАП»г.Самара |
подшипники |
1,12 |
1,98 |
ОАО «ЭОКБ «Сигнал» г. Энгельс |
датчики, сигнализаторы |
1,25 |
0,7 |
ОАО «ВИЛС» г.Москва |
заготовки |
7,48 |
10,66 |
ООО «Диег-Импекс» |
титановый прокат |
1,09 |
0,87 |
ТД «Галион» |
кольцевые загот. Ж/п сплав |
4,94 |
6,77 |
Количество основных поставщиков составляет 10. Наибольшую долю составляет продукция ОАО "Русполимет" (24,39%), далее следует ОАО "ВСМПО" (12,76%), затем ОАО «ПАО «Инкар» (10,67%) и ОАО «ВИЛС» (10,66%).
Законы и государственные учреждения. Деятельность предприятия регулируется такими законодательными актами как: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей. Также предприятие должно иметь лицензию и аккредитацию на производство оборудования, а также должно быть соответствующим образом зарегистрировано в местном органе самоуправления. Инновационные разработки нуждаются в получении лицензий и патентов, поэтому регулируются законодательством об интеллектуальной собственности (Гражданский кодекс, часть четвертая, Указы Президента и Роспатента).
В таблице 4 представлены основные угрозы и возможности предприятия, а также способы реагирования на них.
Таблица 4 - Анализ возможностей и угроз микросреды ОАО «Протон-ПМ»
Тенденции |
Угрозы / возможности |
Реагирование |
Незначительная конкуренция на региональном рынке, доминируют крупные предприятия, использующее устаревшее оборудование. |
Возможности: Завоевание лидирующих позиций в результате использования инновационных технологий Угрозы: снижение доли рынка |
Улучшение качества продукции за счет инноваций Поиск новых сегментов рынка Выход на новые рынки |
Появление новых технологий |
Возможности: Повышение конкурентоспособности в результате использования новых технологий Угрозы: увеличение себестоимости
продукции в сравнении с |
Внедрение ресурсосберегающей современной технологии, разработанной для предприятия |
Появление зарубежного оборудования, значительно превосходящего российское |
Возможности: Производство аналогов Угрозы: вытеснение отечественного оборудования с рынка |
Внедрение инновационных оригинальных технологий |
Постоянно растущие требования потребителей |
Угрозы: переключение покупателей на другого производителя |
Внедрение современных технологий. Максимальное удовлетворение требований потребителей |
Растущие требования клиентов к качеству обслуживания: |
Угрозы: отказ от покупки нашей продукции; переключение клиентов на других поставщиков |
Обеспечение гарантии качества и оказание сервисных услуг |
Анализ микросреды вновь свидетельствует о значительной конкуренции на рынке, а также о растущих требованиях клиентов. Реакцией на данные события опять же будет являться внедрение современных инновационных технологий с целью улучшения качества и снижения себестоимости.
К основным факторам косвенного
воздействия относятся
Таблица 5 - Анализ макросреды ОАО «Протон-ПМ»
Тенденции |
Угрозы/возможности |
Реагирование |
Повышение цен на сырье |
Угрозы:
|
Снижение себестоимости продукции за счет инноваций Увеличение объемов выпуска продукции |
Ужесточение контроля со стороны государства и общественных организаций за степенью экологического загрязнения промышленной деятельностью окружающей природной среды |
Угрозы:
|
Снижение количества газообразных выбросов и жидких отходов в водоемы за счет модернизации газоочистных установок и рецикла сбросовых вод |
Увеличение спроса на товары-заменители |
Угрозы:
|
Освоение выпуска продукции на действующем оборудовании; Приобретение нового оборудования |
Наличие гигиенических сертификатов на продукцию |
Возможности:
|
Приобретение гигиенического сертификата на продукцию |
Анализ макросреды показывает,
что на деятельность изучаемой организации
наиболее значительное влияние оказывает
повышение цен на сырье, а также
вытеснение продукции с рынка. Компания
может отреагировать на данные опасности
путем выпуска новых видов
продукции, а также с помощью
снижения себестоимости путем проведения
соответствующих мероприятий. В
данном случае стратегия деятельности
предприятия также должна быть направлена
на внедрение инновационных
Выявим основные политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании, с помощью PEST-анализа. Последним фактором является технологическая компонента (таблица 6). Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.30
Таблица 6 - PEST-анализ ОАО «Протон-ПМ»
№ |
Факторы среды |
Знак влияния |
Качественная оценка |
Балльная оценка |
Вес |
Важность (Балл*Вес) |
Критический синтез |
Экономические |
|||||||
1 |
Рост темпов инфляции |
- |
Сильное |
8 |
0,07 |
-0,56 |
Поиск новых источников пополнения оборотных средств |
2 |
Скачки курсов валют |
- |
Значит. |
5 |
0,12 |
- 0,6 |
1. Указывать в договоре курс валют 2. Стремиться заключать сделки в рублях |
3 |
Рост налогов и пошлин |
- |
Значит. |
7 |
0,08 |
-0,56 |
Переход предприятия на удобную систему налогового учёта, Использование инновационных технологий позволяет получать льготы по налогам |
4 |
Снижение налогов и пошлин |
+ |
Значит. |
7 |
0,06 |
0,42 |
Уменьшение издержек производства, Возможность вложения высвобожденных средств в развитие технологий |
5 |
Рост уровня доходов |
+ |
Слабое |
4 |
0,09 |
0,36 |
Расширение объемов |
Политико-правовые |
|||||||
6 |
Принятие закона по предпринимательской деятельности |
+ |
Сильное |
8 |
0,07 |
0,56 |
Снижение бюрократической проволочки |
7 |
Ухудшение политической обстановки |
- |
Оч. слабое |
1 |
0,06 |
-0,06 |
Спад производства, потеря рынка |
8 |
Переход на европейские стандарты |
+ |
Слабое |
4 |
0,07 |
0,28 |
Переобучение и повышение специализации сотрудников |
Социально-культурные |
|||||||
9 |
Рост численности специалистов с высшим образованием |
+ |
Значит. |
7 |
0,06 |
0,42 |
Привлечение более квалифицированных кадров |
10 |
Изменения вкусов и потребностей |
+ |
Значит. |
5 |
0,08 |
0,40 |
Расширение ассортимента выпускаемой продукции |
Информация о работе Развитие инновационной деятельности на предприятии ОАО «Протон-ПМ»