Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:46, курсовая работа
Формирование инновационной политики промышленного предприятия, адекватной современным экономическим условиям, является важнейшей задачей достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и повышения эффективности промышленного производства.
В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.
Содержание 2
Теоретический раздел 3
Введение 3
1. Понятие, сущность и виды инноваций 5
2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия 11
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Практическая часть 29
Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия 30
1. Расчет производственной мощности и резервов её использования 30
2. Расчет затрат на производство (отчетный год) 31
2.1. Расчет потребности и стоимости сырья и основных материалов 31
2.2. Расчет потребности и стоимости вспомогательных материалов 31
2.3. Расчет потребности и стоимости теплоэнергии и электроэнергии 31
2.4. Расчет фонда заработной платы производственных рабочих 31
2.5. Расчет себестоимости и цены продукции (отчетный год) 32
2.6. Производственная программа предприятия 34
3. Расчет показателей планируемого года 34
4. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Кемеровский
Технологический Институт Пищевой
Промышленности
Курсовая работа
По дисциплине: «Экономика предприятия»
Тема: «Инновационная
деятельность предприятия»
Кемерово 2011
Содержание
Содержание 2
Теоретический раздел 3
Введение 3
1. Понятие, сущность и виды инноваций 5
2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия 11
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Практическая часть 29
Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия 30
1. Расчет производственной мощности и резервов её использования 30
2. Расчет затрат на производство (отчетный год) 31
2.1. Расчет потребности и стоимости сырья и основных материалов 31
2.2. Расчет потребности и стоимости вспомогательных материалов 31
2.3. Расчет потребности и стоимости теплоэнергии и электроэнергии 31
2.4. Расчет фонда заработной платы производственных рабочих 31
2.5. Расчет себестоимости и цены продукции (отчетный год) 32
2.6. Производственная программа предприятия 34
3. Расчет показателей планируемого года 34
4. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия 34
Теоретический раздел
Введение
Формирование
инновационной политики промышленного
предприятия, адекватной современным
экономическим условиям, является важнейшей
задачей достижения конкурентных преимуществ
в долгосрочной перспективе и
повышения эффективности
В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.
Существует
множество форм управления инновациями
на самых разных уровнях: от подразделений
корпораций до государства, в целом
призванного в современных
Место и роль инновационной и связанной с ней инвестиционной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
В
этих обстоятельствах инновация
изначально нацелена на практический
коммерческий результат. Сама идея, дающая
ей толчок, имеет меркантильное содержание:
это уже не результат "чистой науки",
полученный университетским ученым в
свободном, ничем не ограниченном творческом
поиске. В практической направленности
инновационной идеи и состоит ее притягательная
сила для капиталистических компаний.
1. Понятие,
сущность и виды инноваций
В современных условиях возрастающей конкуренции компаниям все чаще приходится сталкиваться с понятием «инновация». Специалисты, непосредственно связанные с изобретением настоящих инноваций, отмечают, что этот термин стал «модным». Однако, как показывает практика, его истинный смысл понятен далеко не всем. Многие считают, что инновации - это прерогатива высокотехнологичных компаний, но это верно лишь отчасти. В действительности инновации возможны в любой области человеческой деятельности. Попытаемся разобраться, что же означает данное понятие в научно-деловом мире.
Понятие «инновация» как таковое было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях [4, с.7]:
1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2. внедрение продукции с новыми свойствами;
3. использование нового сырья;
4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
5. появление новых рынков сбыта.
Уже в начале XX века австрийский экономист Й. Шупметер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация» и описал инновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.
П. Друкер подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений – «компьютер это идиот» - подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены. Б. Твисс понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [12, c.170].
Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение: «инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Можно выделить следующие характерные черты инноваций:
На
рисунке 1 представлены некоторые подходы
к определению понятия «инновац
Рис.
1 различные подходы к
Также следует отметить, что «инновация» с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.
Innovation (лат.- обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение, новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия (рис.2).
Рис.
2 Взаимосвязь понятий
Например,
Р.А. Фатхутдинов дает следующее
определение понятия «новшество
Инновации различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.
Типология
инноваций важна как для
На
основе изучения и анализа различных
видов классификаций понятия «и