Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Формирование инновационной политики промышленного предприятия, адекватной современным экономическим условиям, является важнейшей задачей достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и повышения эффективности промышленного производства.

В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.

Содержание

Содержание 2

Теоретический раздел 3

Введение 3

1. Понятие, сущность и виды инноваций 5

2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия 11

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ 18

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Практическая часть 29

Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия 30

1. Расчет производственной мощности и резервов её использования 30

2. Расчет затрат на производство (отчетный год) 31

2.1. Расчет потребности и стоимости сырья и основных материалов 31

2.2. Расчет потребности и стоимости вспомогательных материалов 31

2.3. Расчет потребности и стоимости теплоэнергии и электроэнергии 31

2.4. Расчет фонда заработной платы производственных рабочих 31

2.5. Расчет себестоимости и цены продукции (отчетный год) 32

2.6. Производственная программа предприятия 34

3. Расчет показателей планируемого года 34

4. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия 3

Работа содержит 1 файл

Курсовая работка!=).doc

— 486.50 Кб (Скачать)
 

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     Кемеровский Технологический Институт Пищевой  Промышленности 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     По  дисциплине: «Экономика предприятия»

     Тема: «Инновационная деятельность предприятия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово 2011

 

Содержание 
 

Содержание 2

Теоретический раздел 3

Введение 3

1. Понятие, сущность и виды инноваций 5

2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия 11

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ 18

Заключение 26

Список  использованной литературы 28

Практическая  часть 29

Расчет  технико-экономических  показателей деятельности предприятия 30

1. Расчет производственной мощности и резервов её использования 30

2. Расчет затрат на производство (отчетный год) 31

2.1. Расчет потребности и стоимости сырья и основных материалов 31

2.2. Расчет потребности и стоимости вспомогательных материалов 31

2.3. Расчет потребности и стоимости теплоэнергии и электроэнергии 31

2.4. Расчет фонда заработной платы производственных рабочих 31

2.5. Расчет себестоимости и цены продукции (отчетный год) 32

2.6. Производственная программа предприятия 34

3. Расчет показателей планируемого года 34

4. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия 34

 

Теоретический раздел

Введение 

     Формирование  инновационной политики промышленного  предприятия, адекватной современным  экономическим условиям, является важнейшей  задачей достижения конкурентных преимуществ  в долгосрочной перспективе и  повышения эффективности промышленного производства.

     В современных условиях инновации  становятся фактором, способным существенно  влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное  использование инноваций для  национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.

     Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений  корпораций до государства, в целом  призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую  политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

     Место и роль инновационной и связанной  с ней инвестиционной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

     В этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. 
 

 

1. Понятие, сущность и виды инноваций 

     В современных условиях возрастающей конкуренции компаниям все чаще приходится сталкиваться с понятием «инновация». Специалисты, непосредственно связанные с изобретением настоящих инноваций, отмечают, что этот термин стал «модным». Однако, как показывает практика, его истинный смысл понятен далеко не всем. Многие считают, что инновации - это прерогатива высокотехнологичных компаний, но это верно лишь отчасти. В действительности инновации возможны в любой области человеческой деятельности. Попытаемся разобраться, что же означает данное понятие в научно-деловом мире.

     Понятие «инновация» как таковое было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях [4, с.7]:

     1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

     2. внедрение продукции с новыми свойствами;

     3. использование нового сырья;

     4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

     5. появление новых рынков сбыта.

     Уже в начале XX века австрийский экономист  Й. Шупметер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация» и описал инновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.

     П. Друкер подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений – «компьютер это идиот» - подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены. Б. Твисс понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [12, c.170].

     Законодательно  закрепленным в России следует считать  следующее определение: «инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Можно выделить следующие характерные черты инноваций:

  • научно-техническая новизна
  • проявление творческой деятельности
  • достижение целевой эффективности
  • возможность коммерческой реализации.

     На  рисунке 1 представлены некоторые подходы  к определению понятия «инновация». 

     

     Рис. 1 различные подходы к определению «инновация» [11, c.175] 

     Также следует отметить, что «инновация» с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.

     Innovation (лат.- обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение, новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия (рис.2).

     Рис. 2 Взаимосвязь понятий 

     Например, Р.А. Фатхутдинов дает следующее  определение понятия «новшество». Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией [5, с.229].

     Инновации различаются между собой по множеству  параметров. Разные типы инноваций  имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.

     Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так  и для практики управления инновациями.

     На  основе изучения и анализа различных  видов классификаций понятия «инновация», предлагаемых многими авторами была сформирована следующая таблица (табл.1). 

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия