Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию деятельности современного инновационного предприятия и оценка их эффективности.
ВВЕДЕНИЕ
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
6
Сущность и классификация инноваций на предприятии
6
Формирование инновационной стратегии предприятия
11
Возможности воздействия инноваций на предприятие
21
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПРОТОН-ПМ»
24
Организационно-экономическая характеристика
24
Анализ инновационной деятельности предприятия
28
Оценка инновационной политики предприятия и рекомендации по её совершенствованию
40
Расчетов основных показателей экономической эффективности от внедрения инновационных технологий
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, для повышения
конкурентоспособности
Помимо своих базовых рынков - продукции для космической, авиационной отраслей, малой энергетики и оборонного промышленного комплекса ОАО «Протон-ПМ» ищет партнеров по производству изделий для Росатома, а также насосов и арматурной продукции.
Первым этапом определения стратегии является формирование миссии и целей организации.
Основные цели предприятия: получение стабильного дохода путем обеспечения потребителей качественным космическим оборудованием; выход на новые рынки сбыта (например, страны ближнего зарубежья) с целью завоевания рыночной доли.
Второй этап определения стратегии - анализ среды предприятия.
Для определения направлений развития компании можно использовать методику М.Портера, который выявил пять основных конкурентных сил, которые, по его мнению, определяют интенсивность конкуренции в любой отрасли:
Проведем анализ пяти конкурентных сил Майкла Портера ОАО «Протон-ПМ».
Первая сила: внутриотраслевая конкуренция.
Основными конкурентными преимуществами ОАО «Протон-ПМ» выступают постоянное внедрение инноваций в производство оборудования.
Угроза появления новых
конкурентов невелика, так как
барьеры входа в отрасль
К основным барьерам входа в отрасль производства космического оборудования можно отнести стратегические и нестратегические. К числу нестратегических барьеров можно отнести ограничения спроса (емкость рынка); преимущества в уровне затрат; состояние инфраструктуры рынка; административные барьеры. Значение имеют и объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на данный рынок.
Стратегические барьеры в значительной мере определяются действиями работающих в отрасли компаний и включают ограничивающее вход ценообразование, объем дополнительных инвестиций в оборудование, степень дифференциации продукта и характер долгосрочных контрактов с третьими лицами.
Ограничения спроса (емкости рынка) - достаточно важный нестратегический барьер входа новой фирмы на рынок. Осуществив первоначальные инвестиции и понеся значительные необратимые издержки, предприниматель может обнаружить, что потенциальные покупатели уже нашли своих продавцов, и дополнительный товар некому продавать. Можно увеличить объем предложения оборудования на мировом рынке, но для того, чтобы его продать, придется снизить цену до уровня, не перекрывающего первоначальные издержки.
Административные барьеры создаются органами власти на всех уровнях. Естественно, что таких барьеров множество. Прежде чем начать производство космического оборудования, нужно получить на это право.
За выдачу лицензий взимается определенная плата. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.
Нельзя также забывать о недобросовестной конкуренции: уже существующие фирмы могут сопротивляться появлению нового игрока на рынке, используя в том числе и нерыночные методы борьбы.
Вторая сила: сила влияния поставщика.
Для деятельности предприятия важно наличие источников сырья в непосредственной географической близости, так как в Пермском крае развита добывающая промышленность. Основными поставщиками металлического сырья можно назвать ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО «Лысьвенский металлургический завод», титано-магниевый комбинат корпорации «ВСМПО-Ависма», ОАО Соликамский магниевый завод, ОАО «Пермские цветные металлы», Мотовилихинские заводы, Пермский моторостроительный комплекс.
Данные поставщики могут установить для ОАО «Протон-ПМ» завышенную цену, так как уверены в том, что предприятие выберет местных поставщиков. Однако предприятия черной и цветной металлургии развиты по всей России, к тому же могут предложить более выгодные условия поставки. К ним относят Балхашский горно-металлургический комбинат (Казахстан, г. Балхаш), ОАО «ВСМПО» (Верхняя Салда), ОАО «Гайский ЗОЦМ Сплав» (Гай), Уральская горно-металлургическая компания (Верхняя Пышма), ООО «Завод припоев и сплавов» (Рязань), ОАО «Каменск-Уральский завод обработки цветных металлов» (Каменск-Уральский), ОАО «Кировский ЗОЦМ» (Киров), OAO «СУАЛ» (Шелехов), Самарский Металлургический Завод (Алкоа-СМЗ).
Третья сила: конкурентная сила потребителей продукта.
Для сохранения стабильных связей с потребителями продукции необходимо постоянно ориентироваться на изменяющиеся тенденции в отрасли, внедрять новые технологии.
Четвертая сила: сила потенциальных производителей аналогичной продукции.
Как уже было сказано, барьеры входа на рынок космического оборудования являются достаточно высокими, поэтому основными потенциальными конкурентами на сегодня можно считать зарубежных производителей.
Пятая сила: сила производителей товаров-заменителей.
В целях удержания
покупателей от перехода к конкурентам
необходимо постоянно внедрять дополнительные
услуги и товары.Основными региональными
конкурентами являются ОАО «Авиадвигатель»,
ОАО «Пермский Моторный завод»,ОАО «Пермский моторостроительный комплекс»,
Управляющаякомпания«Редуктор-
Для этого требуется
постоянное внедрение инноваций
в производство и поддержания
конкурентоспособности
Схематично анализ пяти сил конкуренции в отрасли можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1 - Пять конкурентных сил по Портеру
Анализ пяти сил конкуренции по М. Портеру позволяет заключить, что наиболее сильное влияние на организацию оказывают существующие конкурентные организации и потребители. Поэтому основными мероприятиями в области повышения конкурентоспособности будет являться постоянное внедрение инноваций с целью совершенствования технологий.
Далее произведем выбор базовой конкуренткой стратегии исходя из анализа пяти сил по Портеру (таблица 9).
Таблица 9 - Выбор базовой конкурентной стратегии по М. Портеру
Конкурентное преимущество | |||
Меньшие издержки |
Дифференциация | ||
Сфера конкуренции |
Широкая цель |
Лидерство за счет экономии на издержках |
Дифференциация |
Узкая цель |
Сосредоточение на издержках |
Сфокусированная дифференциация |
Для ОАО «Протон-ПМ» оптимальным будет выбор стратегии дифференциации в отрасли, так как у предприятия в данном случае появляется возможность лидировать в отрасли и продавать свою эксклюзивную продукции по более высоким ценам. В этом случае дифференциация будет осуществляться за счет особой технологии производства и функциональных возможностей оборудования. Фирма не должна забывать и об издержках: они должны быть такими, чтобы наценки не были слишком большими и разница в ценах не увеличивалась до того уровня, когда покупатель предпочтет экономию собственных средств возможности получения удовлетворения от использования особых свойств товара. Для этого необходимо обязательное инвестирование в развитие инновационных технологий.
Проведенный SWOT-анализ показал, что конкурентными преимуществами предприятия на данный момент являются:
В результате формулирования стратегий на основе анализа внутренней и внешней среды предприятию была предложена реализация стратегии снижения издержек и использования ресурсосберегающих инновационных технологий, замена устаревшего оборудования, диверсификация деятельности за счет расширение ассортимента выпускаемой продукции.
Безусловно, руководство анализируемого предприятия, исходя из определенных сложившихся ситуаций, может выбрать любые стратегии. Однако, как показывает международный опыт, наиболее эффективными являются инновационные стратегии.
Анализируя альтернативные стратегии ОАО «Протон-ПМ», можно рекомендовать руководству предприятия осуществлять стратегию дифференциации, которая связана с совершенствованием продукта, придания ему отличительных особенностей и улучшения его потребительских качеств по сравнению с продукцией конкурентов. Данная стратегия позволит укрепить рыночные позиции, оставаясь в числе лидеров. Для успешной реализации стратегии дифференциации ОАО «Протон-ПМ» необходимо:
Стратегия предприятия может быть охарактеризована как центральная инновационно-инвестиционная стратегия.
ОАО «Протон-ПМ» работает на олигополистическом рынке, поэтому стратегия компании может быть признана наступательной, так как фирма стремится быть первой на рынке.
Если следовать классификации Кныша, то стратегия ОАО «Протон-ПМ» может быть признана экспелерентной, так как ориентирует предприятие на инновационную продукцию, к тому же работает на рынке эксклюзивной продукции.
По классификации Б. Санто для достижения лидирующего положения на рынке компании необходимо осуществлять стратегию непрерывного совершенствования.
У анализируемого предприятия
имеется большой потенциал для
выхода на новые рынки, освоение которых
возможно при производстве продуктов,
позволяющих удовлетворить
Таким образом, основной целью
предприятия на сегодняшний день
является получение стабильного
дохода. Для достижения поставленной
цели выбрана инновационная
Под внедрением инновационных технологий понимается организация нового участка механической обработки и оснащение его прогрессивным оборудованием.
Участок предполагается оснастить двумя многооперационными токарными станками KOVOSVIT MAS SP180 SY с системой ЧПУ SIEMENS 840D (Чехия).
На протяжении прогнозируемого
срока участок будет занят
единичным и мелкосерийным
Персонал участка: 1мастер участка; 2 технолог-программист; 2 наладчика станков с ЧПУ; 6 операторов станков с ЧПУ(3х сменная работа). В таблице 10 приведена комплектация и стоимость оборудования, затраты на пусконаладочные работы.
Таблица 10 - Затраты на приобретение оборудования
Наименование |
Количество, ед. |
Стоимость в руб. |
KOVOSVIT MAS SP180 SY |
2 |
15 051 000 |
Конвейер для удаления стружки |
2 |
650 000 |
Инструментальная оснастка |
24 |
255 000 |
Шпиндельная оснастка |
16 |
540 000 |
Эксплуатационные материалы |
18 |
90 000 |
Комплект режущего инструмента и оснастки |
1 |
900 000 |
Комплект технической документации на русском языке |
1 |
14 000 |
Пусконаладочные работы и инструктаж |
1 |
400 000 |
Итого |
18 500 000 |
Информация о работе Развитие инновационной деятельности на предприятии ОАО «Протон-ПМ»