Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в разработке предложений, направленных на совершенствование управления ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» благодаря внедрению на предприятие инновационных проектов.
Логика исследования определяет структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава имеет теоретическое значение, которая нацелена на освещение теоретических вопросов, касающихся инноваций и инновационной стратегии предприятия. В ней рассмотрена сущность инноваций, дана классификация инновационных проектов, проанализирована организация инновационной деятельности предприятия, а также сформированы методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические и методологические основы организации инновационной деятельности на предприятии ………………………… 6
1.1 Содержание понятия «инновация». Инновационная стратегия предприятия …………………………………………………………… 6
1.2 Классификация инноваций. Функции инноваций …………… 9
1.3 Методы оценки инновационного потенциала предприятия ... 11
2 Анализ и диагностика инновационной деятельности ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» ………………………………19
2.1 Общая характеристика ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» …………………………………………………………… 19
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей …….. 21
2.3 Оценка деятельности предприятия в области инноваций .….. 22
3. Разработка предложений по совершенствованию управления ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» на основе инновационной деятельности …………………………………………………………………... 30
3.1 Внедрение современных методов разработки конструкторской документации …………………………………………………………… 30
3.2 Внедрение системы электронного документооборота на предприятии …………………………………………………………….. 33
3.3 Кадровое планирование – инновации в сфере управления персоналом ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» ………………………. 39
Заключение ……………………………………………………………………. 41
Список использованной литературы ……………………………………… 44
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства
Курсовая работа
по предмету экономика организации
Тема: Инновационная деятельность предприятия
(на примере ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова»)
Исполнитель: студент
гр. М-С-11з Якимова Е.М.
Руководитель:
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические и методологические основы организации инновационной деятельности на предприятии ………………………… 6
1.1 Содержание понятия «инновация». Инновационная стратегия предприятия …………………………………………………………… 6
1.2 Классификация инноваций. Функции инноваций …………… 9
1.3 Методы оценки инновационного потенциала предприятия ... 11
2 Анализ и диагностика инновационной деятельности ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» ………………………………19
2.1 Общая характеристика ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» …………………………………………………………… 19
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей …….. 21
2.3 Оценка деятельности предприятия в области инноваций .….. 22
3. Разработка предложений
по совершенствованию
3.1 Внедрение современных методов разработки конструкторской документации …………………………………………………………… 30
3.2 Внедрение системы электронного документооборота на предприятии …………………………………………………………….. 33
3.3 Кадровое планирование – инновации в сфере управления персоналом ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» ………………………. 39
Заключение ……………………………………………………………………. 41
Список использованной литературы ……………………………………… 44
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап в развитии
российской металлургии характеризуется
интеграцией в мировую
Между тем производственно-
Вместе с тем, потенциал
металлургического комплекса
Учитывая высокую степень
износа производственного оборудования
и значительную долю полностью изношенных
машин и оборудования, а также
низкую загрузку производственных мощностей,
задачей технико-
Актуальность исследования по организации инновационной деятельности на ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова» обусловлена необходимостью:
Объектом исследования является степень внедрения инноваций в технологический процесс ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова». В качестве предмета исследования выступает методология оценки и пути совершенствования управления ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» в рыночной среде на основе инновационной деятельности.
ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» – динамично развивающееся предприятие, имеющее свою сырьевую базу и выпускающее более 200 марок высококачественной стали.
Номенклатура продукции предприятия, предлагаемой покупателям, достаточно широка и включает: чугун передельный; прокат стальной, калиброванный, круглый; заготовка трубная; сталь буровая; уголки стальные; заготовка квадратная горячекатаная; шлак доменный гранулированный; купорос железный технический.
Вся выпускаемая продукция завода имеет международный сертификат качества AD-WO/TRD100 фирмы «TUF Berlin Branderburg». Неоднократно продукции ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» присуждались международные призы за качество. По решению экспертного совета по вопросам экономики на базе методик Комиссии ООН по промышленному развитию заводу выдан сертификат РФ, удостоверяющий статус «Лидера Российской экономики».
Цель курсовой работы состоит в разработке предложений, направленных на совершенствование управления ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» благодаря внедрению на предприятие инновационных проектов.
Логика исследования определяет структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая
глава имеет теоретическое
Вторая глава имеет практическое значение. В данной главе проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова». Также в данной главе произведен анализ инновационной деятельности на исследуемом предприятии.
В третьей главе курсовой работы разработаны рекомендации по совершенствованию управления исследуемого предприятия на основе инновационной деятельности.
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Содержание понятия «инновация». Инновационная стратегия предприятия
Инновационный менеджмент – это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности.
Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее эффективное использование инноваций для обеспечения развития и устойчивости организаций в динамичной рыночной среде.
В литературе насчитываются сотни определений «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие.
При этом выделяются такие признаки, как: масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий); закономерности процесса внедрения и т.п. Различные авторы, в основном, зарубежные (Н. Мончев, В. Д. Хартмак, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство Фраскати). В соответствии с этими стандартами, инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 1930-е годы он уже ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности1.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени, имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты.
Непременными свойствами
инновации являются научно-техническая
новизна и производственная применимость.
Одним из основных факторов распространения
любой инновации является ее взаимодействие
с соответствующим социально-
______________________________
Инновационная стратегия – система концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.
Инновационная стратегия, с одной стороны, призвана регулировать функционирование инновационной сферы, а с другой – включает отдельные экономико-мотивационные элементы (например, налоговое регулирование инновационной деятельности).
Методологическая
постановка проблемы инновационного регулирования,
а также фактическое протекание
научно-технических процессов
Создание
условий предпринимательской
Региональная и отраслевая стратегии вместе и по отдельности являются стратегиями мезоуровня (среднего уровня). Разновидностью отраслевого уровня является так называемый ассоциативно-корпоративный уровень. Последний характеризует процессы, протекающие на уровне объединений предприятий в масштабе отрасли, подотрасли, системы производств промышленности. Одной из форм ассоциативно-корпоративного уровня выступают вертикально-интегрированные компании и транснациональные корпорации.
Переходя к задачам мезоуровня, следует отметить, что проблемы макроуровня в этом случае трансформируются в соответствующие проблемы мезоуровня: макроинновапионная безопасность – в региональную и отраслевую инновационную безопасность; государственные приоритеты – в региональные и отраслевые; инновационная активность – в проблему усиления инновационной активности в регионе и стимулирования повышения инновационного потенциала региона, а также активизации инновационной деятельности внутри ассоциативных отраслевых образований.