Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

В условиях современной экономики и научно-технического прогресса предприятию необходимо постоянно развиваться. Современный рынок большинства отраслей представляет собой непрерывную гонку технологий, поэтому предприятию, чтобы выстоять в ожесточенной конкурентной борьбе, необходимо постоянно совершенствовать технологии своего производства и методы хозяйствования. Также в современных экономических условиях многим предприятиям приходится координально менять сферу деятельности или подготавливать новые производства.

Работа содержит 1 файл

Инновационная деятельность предприятия.doc

— 131.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях современной  экономики и научно-технического прогресса предприятию необходимо постоянно развиваться. Современный  рынок большинства отраслей представляет собой непрерывную гонку технологий, поэтому предприятию, чтобы выстоять в ожесточенной конкурентной борьбе, необходимо постоянно совершенствовать технологии своего производства и методы хозяйствования. Также в современных экономических условиях многим предприятиям приходится координально менять сферу деятельности или подготавливать новые производства.

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий  по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или  улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для  удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Качественное совершенствование производства осуществляется в форме нововведений, которые составляют основу инвестиционного процесса в условиях рынка. Развитие спроса, его диверсификация приводят к необходимости совершенствовать производственные способы удовлетворения этого спроса.

Технические и экономические  возможности конкретного производства неизбежно начинают отставать от темпов развития и усложнения спроса, так как потребителям нужен больший полезный эффект за ту же цену.

Таким образом, нововведение - это новый способ удовлетворения потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники. Экономическая природа нововведений обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической, поэтому темой моей курсовой работы была выбрана инновационная деятельность предприятия и подготовка нового производства.

Исходя из всего вышесказанного, данная тема является достаточно актуальной в современных условиях.

 

1 ИННОВАЦИОННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОДГОТОВКА  НОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Инновации как объект деятельности  предприятия

 

Понятия нововведений и инвестиций являются основными при рассмотрении закономерностей воспроизводства капитала в современных условиях, при переходе к новой технологической базе промышленного производства.

В процессе инновационной  деятельности предприятие может  функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды.

Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования. Инновации можно классифицировать следующим образом.

По содержанию: товары, услуги, технические, организационные, экономические, экологические.

По степени новизны: абсолютная, относительная, условная, частная.

По новационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицированные.

По уровню разработки и распространения: государственные, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные.

По сферам разработки и распространения: промышленные, финансовые, услуги, торгово-посреднические, научно-теоретические.

По источникам финансирования: собственные средства, прямое бюджетное финансирование, привлеченные средства, льготное налогообложение, заемные средства.

 

Наиболее характерными показателями нововведений являются такие  показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивностью новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности.

Все эти показатели новшества  являются по сути воплощением показателей  технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом.

По степени новизны  инновации подразделяются на: принципиально  новые, то есть не имеющие аналогов в прошлом в отечественной  и в зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Для принципиально новых видов  продукции, технологии и услуг особенно важен показатель их патентной и лицензионной чистоты и защиты, ибо они являются не только интеллектуальными продуктами первого рода, то есть обладают приоритетностью, абсолютной новизной, но и являются оригинальным образцом, на основании которого тиражированием получают новшества-имитации, копии или интеллектуальный продукт второго рода - интеллектуальный продукт защищается правом собственности, вот почему предприятию для развития инновационной деятельности необходимо наличие патентов, лицензий, изобретений и ноу-хау.

Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и  продукцию рыночной новизны, новой  сферы применения и новшества  сравнительной новизны (имеющие  аналоги на лучших зарубежных и отечественных  предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь, нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и прочие.

Жизненный цикл инновации  представляет собой совокупность взаимосвязанных  процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства, реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем  жизненном цикле проходит ряд  стадий, включающих:

- зарождение, сопровождающееся  выполнением необходимого объема  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, разработкой и созданием  опытной партии новшества;

- рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

- зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);

- насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

- упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

С позиций инновационной  деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.

Первая стадия — внедрение  новшества — является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик  объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

Вторая стадия — стадия промышленного освоения производства — характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

Третья стадия — стадия подъема — отличается быстрым  наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, сглаженностью технологического процесса и организации производства

Четвертая стадия — стадия зрелости и стабилизации — характеризуется  устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и  максимально возможной загрузкой  производственных мощностей.

Пятая стадия — стадии увядания или упадка — связана  с падением загрузки мощностей, сворачиванием  производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

Состав и структура  циклов жизни новой техники и  технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.

Частая смена техники  и технологии создает большие  сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцесный и подетальный расчет экономической эффективности.

Жизнециклическая концепция инноваций  играет очень важную роль в определении  как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и  продолжительности цикла жизни  конкретного новшества.

Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей:

- определение обшей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем, чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;

- определение  распределений  продолжительностей   циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;

- выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;

- распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;

- тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;

- формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.

Методика анализа продолжительности  циклов жизни позволяет дать ответ  о динамике технико-экономических  показателей производства и прогнозировать тенденции развития.

Нововведение — это  изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рычагов и форм организации производство и управления. Понятие «инновация» идентично понятию «нововведение». Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и приносящий прибыль.

Период создания, распространения  и использования нововведений называют инновационным циклом. В зависимости от ряда факторов предприятие может осуществлять полный инновационный цикл: фундаментальные исследования, поисковые исследования, прикладные научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, промышленное освоение, производство, сбыт, а может осуществлять только какую-либо часть инновационного цикла.

Инновационный процесс  — это совокупность научно-технических, технологических и организационных  изменений, происходящих в процессе реализации инноваций. Отметим, что  инновационный процесс осуществляется путем перехода из одного качественного состояния в другое – от фундаментальных исследований к производству новой продукции, что характеризуется линией жизненного цикла инноваций и масштабом их распространения. Необходимо различать также понятия «новшества» и «инновации».

Под новшеством понимается оформленный результат исследований и разработок в какой-либо сфере  деятельности, связанный с повышением ее эффективности, а инновация —  это конечный результат внедрения  новшества с целью изменения  объекта управления и получения экономического, социального, экологического и других видов эффекта.

Новшество — это предмет  инновации, они имеют различный  жизненный цикл. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Рынок инноваций —  это совокупность инновационных  продуктов и процессов, продавцов  и покупателей, приобретающих научно-техническую, наукоемкую продукцию. Основным товаром на рынке инноваций является научный и научно-технический результат Рынок инноваций формируют научные организации, научно-исследовательские организации, вузы, временные творческие коллективы, самостоятельные лаборатории, новаторы и другие.

Техническое перевооружение предприятия или его подразделения — это замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями, без расширения производственной площади.

Как правило, оно ведется  на новой технической основе и способствует повышению технического уровня производства. К реконструкции относятся мероприятия, связанные как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений. Реконструкция направлена на рост технического уровня производства продукции и способствует более быстрому освоению мощностей.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия