Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются фирмы монополисты, конкуренция и регулирующие силы.
Рынок и конкуренция являются мощными стимуляторами повышения качества, обновления продукции и технологии. Фирма может получить дополнительную прибыль лишь в том случае, если она будет осуществлять предпринимательскую деятельность более эффективно, нежели ее конкуренты. Инновационное развитие фирмы является основой повышения эффективности ее деятельности и одним из главных факторов ее конкурентоспособности.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
Новизна как главный фактор конкурентных преимуществ фирмы…………4
Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности…...………………………...…5
Мотивы инновационной деятельности предприятия………………….6
Виды и классификация инновационного процесса на предприятии……….7
Источники финансирования инновационной деятельности…………….9
Внутренние источники финансирования инновационной деятельности………………………………………………………...9
Внешние источники финансирования инновационной деятельности……………………………………………………….10
Жизненный цикл инновации…………………...………………………….11
Разработка инновационных стратегий фирмы…………………………………13
Планирование и организация инновационной деятельности предприятия…...15
Экономические расчеты прибыльности инновационного процесса…………..16
Сущность и виды инновационных рисков……………………………………..16
Внешние и внутренние факторы рисков………………………………...17
Методические основы управления рисками…………………………….18
Управление инновационными затратами………………………………………19
Факторы, влияющие на величину затрат……………………………..…20
Алгоритм управления инновационными затратами……………………20
Внутренняя культура фирмы и ее изменение в ходе инноваций……………...21
Заключение…………………………………………………...…………………..23
Список литературы……………………………………………………………....24
Практическая часть…………………………………

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик Эк.фирмы (Автосохраненный).docx

— 248.66 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по курсу «Экономика фирмы»

 

Тема: «Инновационная деятельность предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

         Допущен к защите

          Дата_______________

Подпись___________

 

Оценка____________

 

                                                                                   Выполнила студентка:

                                                                               Группы: «458»

                                                                   Кукушкина О.В.                                                                                                                              

                                                                               Руководитель проекта

                                                                               Векторова Е. Н.

 

                                                                                

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

  1. Новизна как главный фактор конкурентных преимуществ фирмы…………4
  2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности…...………………………...…5
  3. Мотивы инновационной деятельности предприятия………………….6
  4. Виды и классификация инновационного процесса на предприятии……….7
  5. Источники финансирования инновационной деятельности…………….9
    • Внутренние источники финансирования инновационной деятельности………………………………………………………...9
    • Внешние источники финансирования инновационной деятельности……………………………………………………….10
  1. Жизненный цикл инновации…………………...………………………….11
  1. Разработка инновационных стратегий фирмы…………………………………13
  2. Планирование и организация инновационной деятельности предприятия…...15
  3. Экономические расчеты прибыльности инновационного процесса…………..16
  4. Сущность и виды инновационных рисков……………………………………..16
    • Внешние и внутренние факторы рисков………………………………...17
    • Методические основы управления рисками…………………………….18
  1. Управление инновационными затратами………………………………………19
    • Факторы, влияющие на величину затрат……………………………..…20
    • Алгоритм управления инновационными затратами……………………20
  1. Внутренняя культура фирмы и ее изменение в ходе инноваций……………...21

Заключение…………………………………………………...…………………..23

Список литературы……………………………………………………………....24

Практическая часть………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рыночные отношения в современных  условиях представляют собой сложный  механизм, в котором сочетаются фирмы  монополисты, конкуренция и регулирующие силы.

Рынок и конкуренция являются мощными  стимуляторами повышения качества, обновления продукции и технологии. Фирма может получить дополнительную прибыль лишь в том случае, если она будет осуществлять предпринимательскую  деятельность более эффективно, нежели ее конкуренты. Инновационное развитие фирмы  является основой повышения  эффективности ее деятельности и  одним из главных факторов ее конкурентоспособности.

В современных условиях инновационная  деятельность в той или иной степени  присуща любому производственному  предприятию, она предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциалов с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВИЗНА КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТНЫХ

ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ

Рыночная  экономика требует наличия конкурентных преимуществ фирмы. Конкурентные преимущества могут создаваться различными способами:  низкой ценой,  высоким имиджем фирмы,  приоритетным доступом к ограниченным ресурсам,  различными льготами и т.д.

Решающими являются два вида преимуществ –  качество продукта и его новизна.

Для перехода на новый уровень качества необходимо не просто совершенствование,  а развитие объекта на основе использования новых принципов, методов и законов, то есть, необходима новизна, другими словами – инновация.                                                                  

Логическая  схема обоснования приоритетности новизны как конкурентного преимущества фирм


 

 


                                                требует наличия



 

 

 


                                           создаются


 

 



 

  обеспечивается


                                                                                      на основе


 

 

                                           т.о. необходимо


                                     

 

 

 

    имеет пределы

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ФИРМЫ – ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Опыт показывает, что стабильное развитие производства в течение  длительного времени зависит  не только от ресурсов, но и от характера и размеров инновационной деятельности, связанной с разработкой, внедрением и применением нововведений, которая обеспечивает его конкурентоспособность, экономическую безопасность и дальнейшее развитие.

В наше время с ростом научно - технической конкуренции инновации стали главным условием выживания. Снижение нормы прибыли служит побудительным фактором к крупным инвестициям в инновации.

Инновационная деятельность очень  сильно влияет на экономическое развитие фирмы.

Предприниматели рассматривают издержки, которые связаны с созданием  инноваций, как неизбежные вложения.

Что дает инновационное развитие фирмы  предпринимателю:

1) позволяет приспособиться к меняющимся условиям;

2) помогает увеличить качество товаров и услуг, более широко удовлетворить запросы потребителей;

3) создает условия для выживания и развития в конкурентной борьбе;

4) оказывает содействие в поддержании высокого уровня эффективности производства;

5) укрепляет финансовое положение фирмы;

6) укрепляет имидж фирмы, поднимает ее конкурентоспособность;

7) упрочает партнерские связи;

8) способствует развитию организационной структуры;

9) способствует повышению квалификации персонала;

10) увеличивает производительность труда.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств,  включает:

  1. проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
  2. подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  3. разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
  4. проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
  5. разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  6. исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  7. подготовку обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИИОКР;
  8. проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
  9. организацию и проведение маркетинговых исследований и т.д.

Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Ее цель - предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличить рентабельность производства и сбыта.

МОТИВЫ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Мотивами  инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы.

Внешними  мотивами наиболее часто служат:

  • необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;
  • изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;
  • совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса;
  • активизация конкурентов;
  • конъюнктурные колебания;
  • структурные отраслевые изменения;
  • появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д.

Внутренними мотивами инновационной деятельности предприятия являются:

  • стремление увеличить объем продаж;
  • расширение доли рынка, переход на новые рынки;
  • улучшение конкурентоспособности фирмы;
  • экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;
  • максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы. Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников.

ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

НА  ПРЕДПРИЯТИИ

В зависимости от того, где применяется инновация –  внутри фирмы

или за ее пределами различают  три вида инновационного процесса:

• простой внутриорганизационный (натуральный);

• простой межорганизационный (товарный);

• расширенный.

          Простой внутриорганизационный  (натуральный) процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации.  Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Хотя в роли потребителей выступают те подразделения и сотрудники, которые используют внутрифирменную инновацию.

          При простом межорганизационном  (товарном) процессе новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке.  Такая форма инновационного процесса означает полное отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

          Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей,  нарушении монополии производителя-пионера.

ДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО УРОВНЯМ

          На первом уровне организация рассматривается как единое целое –  корпорация.  Этому уровню соответствует стратегический менеджмент;

          На втором,  нижележащем уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений,  обладающих связями и отношениями друг с другом.  Этому уровню соответствует внутрифирменный (производственный) менеджмент;

          На третьем уровне организация рассматривается как система людей,  личностей.  Этому уровню соответствует персональный менеджмент.  Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия