Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.
Основные задачи – понять сущность инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие инноваций и их роль в развитии предприятия…………………………..5
Понятие инноваций………………………………………………………5
Роль инноваций в развитии предприятия………………………………6
Направления и организация инновационной деятельности предприятия…………………………………………………………………………..9
Политика финансирования инновационной деятельности предприятия………………………………………………………………9
Механизм венчурного финансирования инновационных процессов………………………………………………………………..12
Персонал как фактор инновационного поведения предприятия……14
Инновационный потенциал российского предпринимательства……15
Инновационный потенциал российской промышленности………….16
Статистическое измерение инновационной деятельности в экономике России……………………………………………………………………19
Статистическое обследование инноваций…………………….20
Задачи и содержание подготовки нового производства…………………………22
Опыт эффективной инновационной деятельности предприятия………………..25
Инновационный план ОАО «Северсталь»……………………………25
Производство металлопроката…………………………………………27
Производственная программа………………………………….27
Сбытовая программа……………………………………………29
Коммерческая программа………………………………………30
Техническая программа………………………………………...31
Персонал………………………………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 8 файлов

основная часть.docx

— 64.43 Кб (Скачать)
  1. Введение

     Инновации представляют собой основной фактор эффективности экономически развитых стран. По мнению профессора В.Я. Горфинкеля,  вклад инноваций в экономический рост в этих странах составляет 35-50%. В России его действие весьма ослаблено.

     Как отмечает автор, с 1990-х гг. началось постепенное формирование новых рыночных форм инновационной деятельности. Но процесс реформирования затянулся. Современное состояние системы государственного регулирования инновационной деятельности характеризуется серьезными структурными дисбалансами и непоследовательностью государственной политики. Отличительной особенностью инновационной системы России является высокая доля государственного научного сектора (на этот сектор приходится 72,2% затрат на исследовательские работы; в развитых странах 20-30%); отсутствие крупных наукоемких корпораций; слабое развитие малого инновационного бизнеса, фондового рынка, венчурных фондов. Современная система рыночных отношений деформирована. Она не обеспечивает необходимого притока ресурсов в развитие фундаментального знания, кадровую и информационную инфраструктуру. Компенсацией «провала рынка» является высокая степень участия государства. Только с государственной поддержкой можно вернуть стратегию развития инноваций, создать в стране атмосферу инновационной активности, обеспечить быструю коммерческую реализацию инноваций. Разработка такой стратегии составляет основную задачу экономической политики современной России. [1, стр.251-275 ]

     В настоящее время  в обществе, государственных  структурах и бизнес-среде растет понимание необходимости создания экономики нового типа, ключевым моментом которой должны стать инновации. Условием перехода к такой экономике  является создание национальных инновационных  систем, в которых воедино работают и наука, и образование, и технологии, и капитал, и государство. В этой связи просматривается совершенно новая роль государства, создающего необходимый климат для этих процессов, развивая институты управления научно-технической деятельностью крупных компаний. Для страны нет более важной задачи, чем уходить от сырьевой специализации, вставая на путь создания инновационной системы движения к экономике нового типа, к обществу знаний.

     Цель  этой работы – дать представление  об инновационной деятельности предприятий  и применения ее на практике. 

     Основные  задачи – понять сущность инноваций, а также рассмотреть влияние  инновационной деятельности на развитие предприятия.

       Объектом этой работы является  предприятие, как хозяйствующий  субъект, а предметом - инновационная  деятельность.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Понятие инноваций и их роль в развитии предприятия

    1. Понятие инноваций

     Проблемы  закономерностей научно-технического прогресса во многом носят дискуссионный характер, в том числе и по основным базовым понятиям. Так, по мнению одних авторов, понятия «новшество», «нововведение» и «инновация» являются синонимами и представляют собой результат научно-технического прогресса. Другая точка зрения состоит в том, что между этими понятиями есть определенные различия. Если новшеством можно считать новый метод, изобретение или открытие, то нововведение (инновация) означает практическое применение данного новшества.

     Новшествоэто оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности, являющийся промежуточным итогом этой деятельности по практическому, рыночному использованию достижений науки и техники. После того как новшество превращается в новый продукт, потребляемый на рынке, последний становится нововведением (инновацией). Таким образом, в современной теории инноваций не проводятся различия между терминами «нововведения» и «инновации» — они синонимы. Под нововведением зачастую понимают первое применение новшества, а инновация подразумевает принятие новшества к повсеместному распространению (диффузия).

     В соответствии с российским законодательством  «инновация — это конечный результат в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Отметим, что не всякое нововведение есть элемент прогресса. Только при целесообразности его распространения можно говорить об инновационной значимости данного новшества для общественного производства и развития. Не случайно в мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

     Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) и их воплощением: 1) в новых или усовершенствованных технологических процессах;                    2) технологически новых или усовершенствованных продуктах или услугах, внедренных на рынке; 3) новых способах производства и его организации, использованных в практической деятельности. Таким образом, «инновации — это одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса». Когда изменение происходит только на уровне технологии, Шумпетер называет его изобретением, а когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями [2, стр. 415-462]. 

     2.2 Роль инноваций в развитии предприятия.

         Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

         Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

         Вместе с тем обслуживание  на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

     Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

         Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

        По существу, основа современной  "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

        Для анализа положения изделия  на рынке, оценки перспектив  его сбыта, выбора стратегии  продаж используется концепция  "жизненного цикла товара.

        Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях  жизненного цикла, под силу  лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

     • фирма-новатор, занимающаяся прежде всего  вопросами нововведений;

     • инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;

     • узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;

     • производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

        Как показывает опыт, небольшие  фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

        Обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

        В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.

        Главной предпосылкой инновационной  стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Направления и организация инновационной деятельности предприятий.

     Инновационная деятельность направлена на поддержание  конкурентоспособности предприятий. Она не может быть дискретной. Непрерывное  ее осуществление требует существенных инвестиций при высоком уровне риска  эффективности их освоения. Для ослабления риска применяют специальные  организационные формы осуществления  инновационной деятельности: 1) Научные  центры и лаборатории в составе  корпоративных структур; 2) Рисковое подразделение предприятия; 3) Государственные  научные центры; 4) Технопарки и технополисы; 5) Бизнес-инкубаторы; 6) Бригадное новаторство  и временные творческие коллективы или центры; 7) Венчурная фирма (рискофирма); 8) Бутлегерство – контрабандное  изобретательство, работа над внеплановыми проектами [1, стр. 251-275].

     Благодаря разнообразию применяемых организационных  форм инновационной деятельности научные  достижения быстро проникают в предпринимательский  сектор через научные центры корпораций и малый наукоемкий бизнес (приложение 1). В результате интеграции предпринимательства с государственным научным сектором и инновационными элементами системы образования (университетские лаборатории, технопарки) образуется инновационная среда экономики. В такой среде новая идея или изобретение оказывается под опекой одновременно нескольких структур национальной инновационной системы, получая на каждой стадии инновационного процесса необходимую финансовую поддержку из различных источников. 
 

     3.1 Политика финансирования инновационной деятельности предприятия

     В настоящее время приходит понимание  того, что инновационная деятельность — основа устойчивого развития предприятия. При разработке политики финансирования инновационной деятельности нужно учитывать ее системные связи, а именно то, что инновационная политика в ее реализации имеет финансовую, технологическую (интеллектуальную), кадровую составляющие. Эти составляющие могут быть выделены в механизме управления инновационной деятельностью предприятия. При этом схема разработки политики финансирования и инновационной политики совпадают. Поэтому для разработки политики финансирования инновационной деятельности достаточно следовать структурной схеме для формирования и реализации механизма управления инновационной деятельностью - структурной схеме реализации концепции формирования механизма управления инновационной деятельностью предприятия (приложение 2). Анализ процесса формирования механизма управления финансированием инновационной деятельности показывает, что разработка механизма управления финансированием инновационной   деятельности предприятия может включать этапы формирования: философии; идеологии; политики; стратегии и тактики финансирования инновационной деятельности предприятия; механизма реализации финансового обеспечения стратегии инновационной деятельности предприятия.

     Философией  финансирования инновационной деятельности предприятия назовем систему взглядов на место, роль и сущность финансовых отношений в инновационной деятельности и в совокупной деятельности предприятия.

     Поэтому философию финансирования инновационной деятельности предприятия можно признать отправной точкой построения механизма управления финансированием инновационной деятельности предприятия.

     Идеология финансирования инновационной деятельности предприятия может рассматриваться как основа для формирования политики финансирования инновационной деятельности предприятия.

     В свою очередь политика финансирования инновационной деятельности предприятия может быть представлена как совокупность практических мероприятий, составляющих стратегию и тактику финансирования инновационной деятельности предприятия.

     Далее политика реализуется уже в виде политической стратегии, направленной на достижение желаемого результата инновационной деятельности предприятия за время, сравнимое с жизненным циклом товара или предприятия в целом.

Приложение1.doc

— 92.50 Кб (Открыть, Скачать)

приложение2.doc

— 76.50 Кб (Открыть, Скачать)

приложение3.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

приложение4.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

приложение5.doc

— 89.50 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.docx

— 14.82 Кб (Открыть, Скачать)

Список литературы.docx

— 15.61 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия