Развитие инновационной деятельности на предприятии ОАО «Протон-ПМ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений по совершенствованию деятельности современного инновационного предприятия и оценка их эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
6
Сущность и классификация инноваций на предприятии
6
Формирование инновационной стратегии предприятия
11
Возможности воздействия инноваций на предприятие
21
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПРОТОН-ПМ»
24
Организационно-экономическая характеристика
24
Анализ инновационной деятельности предприятия
28
Оценка инновационной политики предприятия и рекомендации по её совершенствованию
40
Расчетов основных показателей экономической эффективности от внедрения инновационных технологий
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Развитие инновационной деятельности на предприятии ОАО Протон-ПМ.docx

— 241.04 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

Пермский национальный  исследовательский политехнический

университет

 

 

Факультет гуманитарный

Направление 080100 «Экономика»

Кафедра экономической  теории

Зав. кафедрой

Прокин В.В. (______________)

«_____»___________________20__г

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

  На тему: Развитие инновационной деятельности на предприятии ОАО «Протон-ПМ»

 

Студен: гр. 11Б-08-2з Чубуков А.О. (________________)

 

Состав выпускной  квалификационной работы:

Пояснительная записка на 69 стр.

 

 

Руководитель выпускной 

квалификационной работы

 

Толстоброва Н.А. (______________)

 

 

 

Пермь 2012г.

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

6

    1. Сущность и классификация инноваций на предприятии

6

    1. Формирование инновационной стратегии предприятия

11

    1. Возможности воздействия инноваций на предприятие

21

  1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПРОТОН-ПМ»

24

    1. Организационно-экономическая характеристика

24

    1. Анализ инновационной деятельности предприятия

28

    1. Оценка инновационной политики предприятия и рекомендации по её совершенствованию

40

    1. Расчетов основных показателей экономической эффективности от внедрения инновационных технологий

47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

59

ПРИЛОЖЕНИЯ

62


 

 

Введение

 

К началу нового тысячелетия человечество пришло с большими научными и технологическими достижениями, коренным образом изменившими уклад жизни. В XX веке освоены источники энергии, сопоставимые с природными явлениями, созданы вычислительные машины, позволяющие расширить интеллектуальные возможности людей, системы связи и транспорта, сблизившие людей и континенты, начато освоение внеземного пространства. Все это плоды инновационной деятельности, результаты интеллектуального труда человека.

Инновационная деятельность стала решающим фактором повышения конкурентоспособности на современном этапе развития экономических систем.

Компании должны обладать достаточной гибкостью, чтобы оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке и в конкуренции. Они  должны непрерывно отслеживать эффективность  системы с целью достичь лучших практических результатов. Им следует  быть достаточно жесткими, чтобы изыскивать новые ресурсы для повышения  результативности. И они должны быть абсолютно компетентны в основных направлениях своей деятельности, чтобы  всегда оставаться впереди соперников.

Стратегическое управление инновациями является составной  частью инновационного менеджмента  и решает вопросы управления, планирования и реализации инновационных проектов, имеет дело с процессом предвидения  изменений в экономической ситуации фирм, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих ее выживание  и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.

Стратегическое управление инновациями - это значительно более  широкое понятие, чем перспективное  планирование крупномасштабных новшеств. Оно включает: ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона  производственных и предпринимательских  факторов успеха, в том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) и внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень); потенциал сферы исследований и разработок; систему управления; ее организационные формы; этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская политика).

Стратегическое управление инновациями предполагает разработку инновационной стратегии. В современных  условиях процедура разработки инновационной  стратегии является еще не до конца  сформированной. Поэтому изучение стратегии  инновационного предприятия и её совершенствование является на сегодняшний  день актуальной темой.

Объектом исследования является производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Протон-ПМ», предмет изучения - инновационная деятельность предприятия.

Целью работы является разработка предложений по совершенствованию деятельности современного инновационного предприятия и оценка их эффективности.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. изучить понятие и содержание инновационной политики предприятия,
  2. выявить задачи и функции инновационной политики,
  3. исследовать роль инноваций в развитии предприятия,
  4. провести анализ инновационной деятельности ОАО «Протон-ПМ»,
  5. оценить эффективность внедрения инновационных технологий на предприятии,
  6. предложить мероприятия по совершенствованию механизма инновационной деятельности,
  7. рассчитать основные показатели экономической эффективности от внедрения инновационных технологий.

Вопросы инновационной стратегии  были изучены такими авторами, как  В. Г.Медынский, Р. А.Фатхутдинов, Г.К.Джолдасбаева, О.В.Васюхин, Н.И.Комков, Е.А.Татарников, Н.С.Соменкова, Е.Ю.Кузнецов и другие. При написании работы использовалась как научная и учебная литература по данной теме, так и материалы периодической печати.

Методологической базой исследования стали методы общенаучного познания - контент-анализ научных текстов, традиционные логические способы, которые применяются для обработки и изучения информации (сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т.д.).

Исследование направлено на представление расчетов основных показателей экономической эффективности реализации инновационной стратегии на крупном промышленном предприятии.

Практическая значимость заключается  в возможности использования данных исследований в процессе стратегического управления предприятием.

Поставленные задачи предопределили логику и содержание работы. Она  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты инновационной  политики предприятии, дана классификация инноваций и обоснована их роль.

Во второй главе изучена деятельность современного инновационного предприятия ОАО «Протон-ПМ», определены приоритетные направления деятельности, произведено прогнозирование выручки от внедрения инновационных технологий.

 

1. Теоретические аспекты инноваций на предприятии

1.1 Сущность и классификация инноваций на предприятии

 

«Понятие нововведение означает прогрессивнее новшество, задействованное  в динамике, которое является новым  для организационной системы, принимающей  и использующей её. Под инновацией понимается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего  аналога.

Это не просто внедренный в  производство объект, а успешно внедренный и приносящий прибыль. Совокупность научно-технических, технологических  и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно  определить как инновационный процесс, а период создания, распространения  и использования нововведений называют инновационным циклом».1

Австрийский экономист Й. Шумпетер является основоположником теории инноваций. Он рассматривал инновацию (техническую) как средство предпринимателя  для получения прибыли и обосновал, что «динамичный предприниматель» является источником конъюнктурных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й. Шумпетер, впервые в экономической науке, выделил и дал характеристику «новых комбинаций изменений в развитии».

Шумпетер выделил пять типичных изменений:2

  • изготовление продукции с новыми свойствами;
  • внедрение нового метода (способа) производства;
  • освоение новых рынков сбыта;
  • использование нового источника сырья;
  • проведение соответствующей реорганизации производства.

В соответствии с данной точкой зрения содержание понятия «инновация»  входит в определенное противоречие с законодательной регламентацией понятия инновации как процесса использования результатов интеллектуальной собственности в производстве, сфере  услуг.

В целом следует отметить, что научно-инновационный процесс, как комплекс реализуемых мер  и действий субъектом управления инновационной организационно-правовой структурой, последовательно осуществляемых этапов создания новшеств (от фундаментальных  исследований и прикладных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок), представляет собой завершенный  цикл не только создания новшества, но и его реализации, превращения  в инновацию, нововведение.3

Определяющими для инноваций  являются следующие признаки:4

  • они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
  • дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
  • означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
  • нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой  инновационный процесс. Инновационные  процессы зарождаются в отдельных  отраслях науки, а завершаются в  сфере производства, вызывая в  ней прогрессивные, качественно  новые изменения.5

Главная задача внедрения  инновации - улучшение функционирования компании в условиях рыночной экономики за счет новых решений, открытий и изобретений. Основой любой инновации служат новшества или изобретения, представляющие собой новые решения задач, стоящих перед разными отраслями хозяйствования. 6

Инновация является результатом  инновационного процесса, представляющих собой совокупность трудовых процессов  по её реализации. В свою очередь  инновационная деятельность представляет собой организацию работ на стадиях  инновационного процесса в ходе реализации различных инноваций в рамках определенного промышленного предприятия.

Стратегию инновационного развития предприятия можно определить как совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности, обеспечивающей конкурентные преимущества за счет разработки и внедрения инноваций.

На уровне предприятия  инновационная стратегия связана  с уровнем его инновационного развития или способности к изменениям. Речь идет о степени приспособляемости  организационно-экономической структуры  предприятия и его материально-технической  базы к намечаемым целям развития и требованиям внешней среды, включая долговременные социальные цели.

Роль инновационных стратегий  в современных условиях резко  повысилась, так как нововведения определяют основные направления развития фирмы.

Различные типы нововведений можно дифференцировать в зависимости от масштабности самого процесса, меры и кардинальности преобразований, степени инновационного воздействия на все сферы социально-экономической жизни общества. Й. Шумпетер разделил нововведения на базисные, которые являются основой для появления новых отраслей и новых рынков, и вторичные (улучшающие), не затрагивающие основную технологическую схему, но улучшающие качество товара или незначительно изменяющие отдельные элементы технологического процесса в целях экономии определенных видов ресурсов.7 Г. Менш выделил псевдонововведения или мнимые нововведения, которые вносят изменения под влиянием краткосрочных колебаний потребительских предпочтений. Дж. Гроссман выделил инструментальные и принципиальные инновации. Принципиальные инновации представляют собой «ценность в себе», тогда как инструментальные инновации замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения принципиальных инноваций.

Информация о работе Развитие инновационной деятельности на предприятии ОАО «Протон-ПМ»