В науке общепринятой стала
следующая типология нововведений:8
- радикальные (базисные), т. е. принципиально новые технологии, виды продукции, методы управления, которые знаменуют кардинальные подвижки не только в различных сферах хозяйствования, но и во всей жизни общества; они воплощают принципиально новые научные идеи и революционизируют производительные силы;
- эволюционные, основанные на смене поколений техники, появлении новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа;
- модифицирующие, связанные с улучшением, дополнением отдельных параметров продукта, технологии, принципов и форм хозяйственной деятельности, способствуют их обновлению в рамках базовых конструкций и принципов.
При определении инновации
учитываются образцы потребительского
поведения. Этот подход лежит в основе
типологии, в соответствии с которой существуют:
- вялотекущая инновация (имеет минимальное воздействие на образцы поведения);
- динамично развивающаяся инновация (новые и традиционные формы поведения содержатся в личностной структуре индивидов в равной мере);
- скоротечная инновация (быстро утверждает новые образцы поведения).
В общепринятой классификации инновации
можно разделить на:
- продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
- технологические, распространяющиеся на методы производства;
- нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера,
- организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.
По своей научно-технической
значимости и новизне выделяют базисные
и улучшающие идеи, решения
и проекты, а также псевдоинновации. К
базисным относят инновации, которые реализуют
крупные научно-технические разработки
и становятся основой формирования технологий
нового поколения, не имеющих аналогов
в отечественной и мировой практике. Улучшающие
инновации реализуют мелкие и средние
изобретения, усовершенствующие технологию
изготовления и/или технические характеристики
уже известных товаров. Псевдоинновации
направлены на частичные, чаще декоративного
характера (форма, цвет) изменения устаревших
поколений техники и технологии, которые
по своей сути тормозят технический прогресс.9
За этим разделением стоят два
типа инновационных процессов: пионерный
и догоняющий. Стратегия «пионера» или
«первопроходца» означает, что компания
предлагает на рынок принципиально новый
товар или услугу, получая при этом преимущество
«первого хода» в данном бизнесе или данном
регионе. Стратегия «последователя» менее
опасна, но и доходы соответственно у таких
компаний тоже ниже.
В целом подводя итог вышесказанному,
необходимо отметить важность роли инноваций
в разработке действенной системы управления
любым хозяйствующим субъектом. Современный
этап функционирования предприятий требует
от их руководства систематической работы
по разработке бизнес-процессы инновационной
деятельности. Только так можно рассчитывать
на успех.
1.2. Формирование инновационной
стратегии предприятия
В условиях турбулентности
факторов внешней среды и сокращения
жизненного цикла продукции производителям
приходится все чаще обновлять свой
ассортимент, выпускать новую продукцию.
Инновацией может быть:10
- усовершенствование традиционной продукции;
- принципиально новое изделие, открывающее новую отрасль;
- продукция, изготовленная на основе новых материалов;
- внедрение продукции на новые рынки;
- применение новой технологии для производства продукции.
Поэтому и возникает перед
предприятиями проблема выбора наиболее
оптимальной инновационной стратегии,
чтобы добиться устойчивых конкурентных
преимуществ.
Формирование инновационной
стратегии предприятия предусматривает
выбор и обоснование направлений
инновационной деятельности, объема
и структуры инновационных проектов,
сроков их выполнения и условий передачи
заказчику, оценку состояния организационных
структур управления нововведениями.
Процесс выбора наиболее рациональной
инновационной стратегии в конкретных
хозяйственных условиях основывается
на результатах оценки всех форм инновационной
деятельности, проявляющихся в нововведениях
различного свойства. Однако на практике
реализация этого положения вызывает
определенные сложности. Инновационная
деятельность как объект управления
охватывает все аспекты работы предприятия
и является составной частью любой
функциональной или производственной
подсистемы. Например, в число основных
целей предприятия входят:11
- выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки;
- повышение эффективности использования научно-производственного потенциала.
Предпосылками успешности инновационной
стратегии служат:
- состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов;
- рациональная организационная структура управления;
- общая экономическая стратегия предприятия.
Наиболее важными факторами
эффективности инновационной стратегии
являются:12
- весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных потенциально эффективных нововведений;
- гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений;
- процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, освоения новых технологий, методов производства и управления;
- методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создания возможностей для них в будущем.
Исходным моментом формирования
стратегии инновационного развития
может служить анализ состояния
внешней среды. Он направлен на выявление
возможностей и угроз в макро-
и микроэкономическом окружении. При
формировании стратегического поведения
и выборе направлений инновационного
развития предприятию важно проанализировать
текущие условия хозяйствования
и оценить перспективные изменения,
которые могут произойти в
результате освоения технологических
инноваций. Выбрав для внедрения
новую или улучшающую технологию,
наиболее полно отвечающую требованиям
внешней эффективности развития
хозяйственной деятельности, необходимо
приступить к оценке внутренних сильных
и слабых сторон предприятия.
Поэтому следующим этапом
на пути формирования стратегий инновационного
развития должна стать оценка инновационной
активности предприятия. Под инновационной
активностью принято понимать интенсивность
осуществления экономическими субъектами
деятельности по разработке и вовлечению
новых технологий или усовершенствованных
продуктов в хозяйственный оборот.13
Завершающим этапом в процессе
разработки стратегий инновационного
развития является оценка инновационного
потенциала предприятия, которая проводится
с целью определения достаточности
финансово-экономических ресурсов для
обеспечения не только стратегической
инновационной, но и текущей производственной
деятельности.
В результате обобщения эмпирической
базы выделены следующие условия
эффективных инноваций:14
- выработка стратегии в форме процесса генерирования знаний;
- придание топ-менеджменту роли стратегического центра в управлении знаниями и выявлении структурных единиц - источников инноваций и структур, где могут развиваться инновационные стратегии;
- расширение роли топ-компетенций для обеспечения идентификации взаимосвязей между идеями и действиями, контролем и обучением, стабильностью и переменами;
- участие всего коллектива в процессах управления знаниями и разработке стратегии;
- развивающийся процесс обучения персонала.
Основные этапы разработки
инновационной стратегии предприятия
характеризуются таблицей 1.
Таблица 1 - Предлагаемая модель
формирования инновационной стратегии
предприятия.
Этап |
Параметры |
1. Формулировка миссии
|
Определение значимости предприятия
для общества |
2. Формулировка целей |
диверсификация
увеличение рыночной доли
повышение конкурентоспособности
предприятия
исследования и развитие
- снижение себестоимости и экономия ресурсов
- повышение платежеспособности
- укрепление финансовой устойчивости
- совершенствование управления
|
3. Оценка и анализ внешней
среды |
- стадия жизненного цикла спроса и технологии
- емкость рынка
- государственная политика
- рост рынка
- уровень конкурентоспособности предприятия
- уровень конкурентоспособности продукции
|
Продолжение Таблицы 1
Этап |
Параметры |
4. Анализ внутренней среды |
- себестоимость
- валовая прибыль
- кадры
- коэффициент платежеспособности
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
- коэффициент финансовой устойчивости
- производственная мощность
- коэффициенты оборачиваемости
- показатели рентабельности
|
5. Индикаторы инновационной
активности |
- затраты нанаучно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы(НИОКР)
- патенты и их применение
- затраты на инновации, не вошедшие в НИОКР
- анонсированные новые продукты
- значимые (основные) инновации
- коммерционализация инноваций
|
6. Определение стадии
жизненного цикла организации
|
стадия зарождения, роста,
зрелости и упада |
7. Анализ инновационных
стратегических альтернатив |
- для предприятии, находящихся на стадии роста (оптимизация роста рынка и доли продукта на нем, дифференциация продукта и др.)
- для предприятий, находящихся на стадии зрелости (снижение издержек, диверсификация производства, создание инновационного и инвестиционного потенциала и др.)
|
8. Критерии обоснования
выбора инновационной стратегии |
на основе расчета оптимистического
и пессимистического размера
выручки по рыночным показателям |
9. Выбор инновационной
стратегии |
на основе предлагаемых нормативных
значений ключевых параметров |
10. Реализация инновационной
стратегии |
повышение уровня конкурентоспособности
предприятия, продукции |
11. Сравнение результатов |
достигнуты ли цели предприятия |
12. Корректировка миссии
|
В зависимости от достижения
целей |
Собственно инновационная
стратегия развития предприятия
предполагает самостоятельную разработку
и внедрение инноваций высокой
степени радикальности с целью
создания и развития рынков и технологий.
Она охватывает полный жизненный
цикл новшества, являясь, как следствие,
наиболее длительной и ресурсоемкой.
Стимулы использования этой стратегии
в существенной мере совпадают с
мотивацией разработки радикальных
инноваций.
Инновационно-инвестиционная
стратегия в отличие от разовой
разработки радикального новшества
является сложным организационно-управленческим
процессом, охватывающим существенную
часть системных связей организации, предполагающим
существование постоянных исследовательских
подразделений и формирование особой
инновационной культуры организации.15
Существует множество
классификаций инновационных стратегий,
например классификация стратегий,
предложенная Б. Санто.16 По его мнению, стратегии делятся
следующим образом:
- По характеру «плановиков» и «реализаторов» инновационные стратегии можно разделить на институциональные (на уровне предприятия) и центральные (на государственном уровне). Центральная инновационная стратегия означает реализацию запланированных на государственном уровне конкретных инновационных мероприятий (например, программа исследований и разработок, направленная на развитие какой-то промышленной отрасли), формирование внешних инфраструктурных условий, повышающих инновационный динамизм предприятий и способствующих их развитию, а также модернизации внутреннего механизма предприятия и системы связей.
- По предметному содержанию на уровне предприятий различаются стратегии в области исследований и разработок, продуктовой структуры, рынка, финансов, организации и другие, являющиеся составными частями долгосрочной инновационной стратегии.
По менеджерскому «поведению»
на основе классификации К. Фримана
различаются следующие модификации
инновационной стратегии предприятия:17
- Традиционная - предприятие стремится только к повышению качества существующих продуктов, поэтому наверняка в долгосрочной перспективе оно будет отставать сначала в технико-технологическом, а затем и в экономическом отношении.
- Оппортунистская - предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использование таких секторов предполагают глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности. В этом случае высока степень риска быстрой утраты монопольного положения.
- Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Новая технология приобретается у других, например, путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается быстрее и действует надежнее, чем собственные разработки, изобретения. Это успешная стратегия, но для адаптации оригинального и создающего монопольную ситуацию продукта умственного труда (изобретения) необходимы высокая специальная квалификация и неутомимое поддержание достигнутого уровня.
- Оборонительная - предприятия проводят исследования и разработки без претензий на занятие ведущих позиций, их цель заключается в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и повысить технический уровень производства. Это весьма затратоёмкая стратегия. Она используется главным образом в обособленных (государственных) научно-исследовательских учреждениях.
- Зависимая - наблюдается преимущественно на мелких предприятиях, которым крупные вменяют новый продукт или производственный метод.
- Наступательная - амбиция в данном случае заключается в том, чтобы быть первым на рынке.