Развитие инновационной деятельности на предприятии ОАО «Протон-ПМ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений по совершенствованию деятельности современного инновационного предприятия и оценка их эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
6
Сущность и классификация инноваций на предприятии
6
Формирование инновационной стратегии предприятия
11
Возможности воздействия инноваций на предприятие
21
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПРОТОН-ПМ»
24
Организационно-экономическая характеристика
24
Анализ инновационной деятельности предприятия
28
Оценка инновационной политики предприятия и рекомендации по её совершенствованию
40
Расчетов основных показателей экономической эффективности от внедрения инновационных технологий
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Развитие инновационной деятельности на предприятии ОАО Протон-ПМ.docx

— 241.04 Кб (Скачать)

В науке общепринятой стала  следующая типология нововведений:8

  • радикальные (базисные), т. е. принципиально новые технологии, виды продукции, методы управления, которые знаменуют кардинальные подвижки не только в различных сферах хозяйствования, но и во всей жизни общества; они воплощают принципиально новые научные идеи и революционизируют производительные силы;
  • эволюционные, основанные на смене поколений техники, появлении новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа;
  • модифицирующие, связанные с улучшением, дополнением отдельных параметров продукта, технологии, принципов и форм хозяйственной деятельности, способствуют их обновлению в рамках базовых конструкций и принципов.

При определении инновации учитываются образцы потребительского поведения. Этот подход лежит в основе типологии, в соответствии с которой существуют:

    • вялотекущая инновация (имеет минимальное воздействие на образцы поведения);
    • динамично развивающаяся инновация (новые и традиционные формы поведения содержатся в личностной структуре индивидов в равной мере);
    • скоротечная инновация (быстро утверждает новые образцы поведения).

В общепринятой классификации инновации можно разделить на:

  • продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
  • технологические, распространяющиеся на методы производства;
  • нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера,
  • организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.

По своей научно-технической  значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации. К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет) изменения устаревших поколений техники и технологии, которые по своей сути тормозят технический прогресс.9

За этим разделением стоят два  типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий. Стратегия «пионера» или «первопроходца» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.

В целом подводя итог вышесказанному, необходимо отметить важность роли инноваций в разработке действенной системы управления любым хозяйствующим субъектом. Современный этап функционирования предприятий требует от их руководства систематической работы по разработке бизнес-процессы инновационной деятельности. Только так можно рассчитывать на успех.

1.2. Формирование инновационной  стратегии предприятия

 

В условиях турбулентности факторов внешней среды и сокращения жизненного цикла продукции производителям приходится все чаще обновлять свой ассортимент, выпускать новую продукцию. Инновацией может быть:10

  • усовершенствование традиционной продукции;
  • принципиально новое изделие, открывающее новую отрасль;
  • продукция, изготовленная на основе новых материалов;
  • внедрение продукции на новые рынки;
  • применение новой технологии для производства продукции.

Поэтому и возникает перед  предприятиями проблема выбора наиболее оптимальной инновационной стратегии, чтобы добиться устойчивых конкурентных преимуществ.

Формирование инновационной  стратегии предприятия предусматривает  выбор и обоснование направлений  инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных  структур управления нововведениями.

Процесс выбора наиболее рациональной инновационной стратегии в конкретных хозяйственных условиях основывается на результатах оценки всех форм инновационной  деятельности, проявляющихся в нововведениях  различного свойства. Однако на практике реализация этого положения вызывает определенные сложности. Инновационная  деятельность как объект управления охватывает все аспекты работы предприятия  и является составной частью любой  функциональной или производственной подсистемы. Например, в число основных целей предприятия входят:11

  • выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки;
  • повышение эффективности использования научно-производственного потенциала.

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат:

  • состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов;
  • рациональная организационная структура управления;
  • общая экономическая стратегия предприятия.

Наиболее важными факторами  эффективности инновационной стратегии  являются:12

  • весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных потенциально эффективных нововведений;
  • гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений;
  • процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, освоения новых технологий, методов производства и управления;
  • методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создания возможностей для них в будущем.

Исходным моментом формирования стратегии инновационного развития может служить анализ состояния  внешней среды. Он направлен на выявление  возможностей и угроз в макро- и микроэкономическом окружении. При  формировании стратегического поведения  и выборе направлений инновационного развития предприятию важно проанализировать текущие условия хозяйствования и оценить перспективные изменения, которые могут произойти в  результате освоения технологических  инноваций. Выбрав для внедрения  новую или улучшающую технологию, наиболее полно отвечающую требованиям  внешней эффективности развития хозяйственной деятельности, необходимо приступить к оценке внутренних сильных  и слабых сторон предприятия.

Поэтому следующим этапом на пути формирования стратегий инновационного развития должна стать оценка инновационной  активности предприятия. Под инновационной  активностью принято понимать интенсивность  осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствованных  продуктов в хозяйственный оборот.13

Завершающим этапом в процессе разработки стратегий инновационного развития является оценка инновационного потенциала предприятия, которая проводится с целью определения достаточности  финансово-экономических ресурсов для обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности.

В результате обобщения эмпирической базы выделены следующие условия  эффективных инноваций:14

  • выработка стратегии в форме процесса генерирования знаний;
  • придание топ-менеджменту роли стратегического центра в управлении знаниями и выявлении структурных единиц - источников инноваций и структур, где могут развиваться инновационные стратегии;
  • расширение роли топ-компетенций для обеспечения идентификации взаимосвязей между идеями и действиями, контролем и обучением, стабильностью и переменами;
  • участие всего коллектива в процессах управления знаниями и разработке стратегии;
  • развивающийся процесс обучения персонала.

Основные этапы разработки инновационной стратегии предприятия  характеризуются  таблицей 1.

Таблица 1 - Предлагаемая модель формирования инновационной стратегии предприятия.

Этап

Параметры

1. Формулировка миссии 

Определение значимости предприятия  для общества

2. Формулировка целей

диверсификация

увеличение рыночной доли

повышение конкурентоспособности  предприятия

исследования и развитие

  • снижение себестоимости и экономия ресурсов
  • повышение платежеспособности
  • укрепление финансовой устойчивости
  • совершенствование управления

3. Оценка и анализ внешней  среды

  • стадия жизненного цикла спроса и технологии
  • емкость рынка
  • государственная политика
  • рост рынка
  • уровень конкурентоспособности предприятия
  • уровень конкурентоспособности продукции

Продолжение Таблицы 1

Этап

Параметры

4. Анализ внутренней среды

  • себестоимость
  • валовая прибыль
  • кадры
  • коэффициент платежеспособности
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
  • коэффициент финансовой устойчивости
  • производственная мощность
  • коэффициенты оборачиваемости
  • показатели рентабельности

5. Индикаторы инновационной  активности

  • затраты нанаучно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы(НИОКР)
  • патенты и их применение
  • затраты на инновации, не вошедшие в НИОКР
  • анонсированные новые продукты
  • значимые (основные) инновации
  • коммерционализация инноваций

6. Определение стадии  жизненного цикла организации 

стадия зарождения, роста, зрелости и упада 

7. Анализ инновационных  стратегических альтернатив

  • для предприятии, находящихся на стадии роста (оптимизация роста рынка и доли продукта на нем, дифференциация продукта и др.)
  • для предприятий, находящихся на стадии зрелости (снижение издержек, диверсификация производства, создание инновационного и инвестиционного потенциала и др.)

8. Критерии обоснования  выбора инновационной стратегии

на основе расчета оптимистического и пессимистического размера  выручки по рыночным показателям

9. Выбор инновационной  стратегии

на основе предлагаемых нормативных  значений ключевых параметров

10. Реализация инновационной  стратегии

повышение уровня конкурентоспособности  предприятия, продукции

11. Сравнение результатов

достигнуты ли цели предприятия

12. Корректировка миссии 

В зависимости от достижения целей


 

Собственно инновационная  стратегия развития предприятия  предполагает самостоятельную разработку и внедрение инноваций высокой  степени радикальности с целью  создания и развития рынков и технологий. Она охватывает полный жизненный  цикл новшества, являясь, как следствие, наиболее длительной и ресурсоемкой. Стимулы использования этой стратегии  в существенной мере совпадают с  мотивацией разработки радикальных  инноваций.

Инновационно-инвестиционная стратегия в отличие от разовой  разработки радикального новшества  является сложным организационно-управленческим процессом, охватывающим существенную часть системных связей организации, предполагающим существование постоянных исследовательских подразделений и формирование особой инновационной культуры организации.15

Существует множество  классификаций инновационных стратегий, например классификация стратегий, предложенная Б. Санто.16 По его мнению, стратегии делятся следующим образом:

    • По характеру «плановиков» и «реализаторов» инновационные стратегии можно разделить на институциональные (на уровне предприятия) и центральные (на государственном уровне). Центральная инновационная стратегия означает реализацию запланированных на государственном уровне конкретных инновационных мероприятий (например, программа исследований и разработок, направленная на развитие какой-то промышленной отрасли), формирование внешних инфраструктурных условий, повышающих инновационный динамизм предприятий и способствующих их развитию, а также модернизации внутреннего механизма предприятия и системы связей.
    • По предметному содержанию на уровне предприятий различаются стратегии в области исследований и разработок, продуктовой структуры, рынка, финансов, организации и другие, являющиеся составными частями долгосрочной инновационной стратегии.

По менеджерскому «поведению»  на основе классификации К. Фримана  различаются следующие модификации  инновационной стратегии предприятия:17

  • Традиционная - предприятие стремится только к повышению качества существующих продуктов, поэтому наверняка в долгосрочной перспективе оно будет отставать сначала в технико-технологическом, а затем и в экономическом отношении.
  • Оппортунистская - предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использование таких секторов предполагают глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности. В этом случае высока степень риска быстрой утраты монопольного положения.
  • Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Новая технология приобретается у других, например, путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается быстрее и действует надежнее, чем собственные разработки, изобретения. Это успешная стратегия, но для адаптации оригинального и создающего монопольную ситуацию продукта умственного труда (изобретения) необходимы высокая специальная квалификация и неутомимое поддержание достигнутого уровня.
  • Оборонительная - предприятия проводят исследования и разработки без претензий на занятие ведущих позиций, их цель заключается в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и повысить технический уровень производства. Это весьма затратоёмкая стратегия. Она используется главным образом в обособленных (государственных) научно-исследовательских учреждениях.
  • Зависимая - наблюдается преимущественно на мелких предприятиях, которым крупные вменяют новый продукт или производственный метод.
  • Наступательная - амбиция в данном случае заключается в том, чтобы быть первым на рынке.

Информация о работе Развитие инновационной деятельности на предприятии ОАО «Протон-ПМ»