Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Введение
1.Роль и значение показателя качество в экономике предприятия
1.1Основные понятия и категории качества
1.2Система показателей качества
1.3Зарубежный опыт повышения уровня качества продукции
2Анализ уровня качества продукции на Осиповичском заводе автомобильных агрегатов
2.1Организационно экономическая характеристика ОЗАА
2.2Оценка качества продукции
2.3Расчет показателей качества продукции
3.Направления повышения уровня качества продукции на ОЗАА
3.1Пути повышения качества продукции на ОЗАА
3.2Расчет экономической эффективности от реализации предлагаемых мероприятий по повышению уровня качества продукции.
Под
управлением качеством понимают
воздействие на производственный процесс
с целью обеспечения требуемого
качества продукции. Такое понимание
управления включает три элемента:
субъект управления (кто воздействует),
объект управления (на что направлено
воздействие) и сам процесс воздействия.
Определив объект управления (производственный
процесс), остановимся на самом процессе
воздействия – на «механизме», «технологии»
управлении качеством.
В
соответствии с приведенными определениями
составлена схема процесса управления
качеством.
Рисунок 2 - Содержание процесса управления качеством продукции
Примечание
– Источник: собственная разработка
Таким образом, управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции. Главное в управлении качеством не контроль, а бездефектная работа.
Оценкой качества продукции занимаются разные науки, экономика, квалиметрия. Качество продукции является частным случаем от понятия качество. Для измерения качества продукции применяются статистический анализ данных и экспертное оценивание.
Показатели
качества продукции – это качественная
оценка одного или нескольких свойств
продукции. Основные показатели качества
продукции отражены в стандартах
международных, национальных, отраслевых,
стандартах предприятий и технических
условиях [7].
Для
управления качеством продукции
и его повышением необходимо оценить
уровень качества. Область деятельности,
связанная с количественной оценкой
качества продукции, называется квалиметрией.
Оценка уровня и качества продукции
является основой для выработки
необходимых управляющих
При определении
Общепризнанной является
-показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции;
-показатели надежности безотказность, сохранность, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все 4, так и часть из названных показателей;
-показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции;
-показатели стандартизации и унификации это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя;
-эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием;
-эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия;
-показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции к транспортировке;
-патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности;
-экологические показатели могут вообще отсутствовать в продукции, когда производство данной продукции не может быть экологически опасным - в принципе, например, производство телевизоров, компакт-дисков. Это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции;
-показатели безопасности характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции [6].
Совокупность перечисленных
Показатели качества продукции дают возможность определять уровень качества изготовления продукции в зависимости от состояния факторов и условий бизнес-процесса. Поскольку качество определяется состоянием элементов бизнес-процессом, их организационным взаимодействием, то совокупность показателей качества дает весь спектр возможных путей эффективного повышения качества.
Так, информационные показатели по качеству связаны с получением, обработкой, передачей информации о состоянии качества продукции н условий процессов материальные - с провидением входного контроля сырья, материалов полуфабрикатом, технико-технологические - с обслуживанием оборудования и его состоянием.
Показатели
организационных условий
Так,
показатель качества проектной документации
па продукцию определяется:
где - общее число наименований элементов и документации;
- число ошибок и замечаний по элементам
i-ого проекта.
Показатель
качества продукции:
(2)
где N- количество продукции i-го вида, выпущенного за анализируемый период;
- интегральный показатель качества для продукции i-го вида;
- оптовая цена единицы продукции i-го вида. Показатель сдачи продукции с первого предъявления.
Аналогичные показатели могут вводиться по всем элементам бизнес-процесса, включая маркетинговые исследования, разработку проекта, работы по материально-техническому снабжению, использованию сырья и материалов, сбыту, сервисному обслуживанию.
Наглядные показатели качества, применяемые непосредственно в производстве. К показателям, оценивающим результаты работы по обеспечению качества продукции в производстве, относятся:
-величина
потерь, снижение потерь от брака на один
рубль затрат на обеспечение качества.
Эти показатели дают возможность сопоставлять
результаты и затраты на обеспечение выпуска
продукции заданного качества, устанавливать
и регулировать это соотношение путем
сравнения его фактической величины с
нормативной:
где - потери от брака в производстве;
- затраты на обеспечение качества продукции;
- затраты на контроль и испытания по качеству продукции;
-
затраты на предупреждение брака.
В
основе определения показателя снижения
потерь от брака на один рубль затрат
на обеспечение качества продукции
лежат нормативный и
где, - соответственно фактический и нормативный коэффициенты, характеризующие величину потерь от брака на один рубль затрат на обеспечение качества продукции.
Фактический показатель величины потерь от брака на один рубль затрат равен;
где - фактические потери от брака, руб.;
- фактические затраты на обеспечение качества продукции, руб.
Для
расчета нормативной величины потерь
от брака на единицу затрат используется
значение средней величины показателя
К за анализируемый период:
где - значение показателя K за i-й месяц и количество месяцем;
n- порядковый номер месяца.
Уровень
качества определяется по след формуле:
где – соответственно значение i-го показателя качества оцениваемого и базового изделия, баллы.
n- число показателей качества.
Относительные
показатели качества рассчитываются как:
где - числовое значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
- числовое значение i-го показателя качества
базового образца.
Уровень качества по комплексному методу рассчитывается по следующей формуле:
где - обобщенный показатель качества оцениваемой продукции;
- обобщенный показатель базового образца.
Комплексный
показатель конкурентоспособности
анализируемого товара по отношению
к базовому образцу (К)
где - групповые
индексы конкурентоспособности по регламентируемым,
качественным (сопоставительным) и экономическим
показателям соответственно[11].