Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Введение
1.Роль и значение показателя качество в экономике предприятия
1.1Основные понятия и категории качества
1.2Система показателей качества
1.3Зарубежный опыт повышения уровня качества продукции
2Анализ уровня качества продукции на Осиповичском заводе автомобильных агрегатов
2.1Организационно экономическая характеристика ОЗАА
2.2Оценка качества продукции
2.3Расчет показателей качества продукции
3.Направления повышения уровня качества продукции на ОЗАА
3.1Пути повышения качества продукции на ОЗАА
3.2Расчет экономической эффективности от реализации предлагаемых мероприятий по повышению уровня качества продукции.
1
Роль и значение понятия
качество в экономике
предприятия.
Качество
продукции в условиях современного
производства важнейшая составляющая
эффективности, рентабельности предприятия,
поэтому ему необходимо уделять
постоянное внимание. Заниматься качеством
должны все участники
Качество – это объективно
существующая совокупность
Качество продуктов и услуг является стандартизированной категорией.
Требования
к качеству устанавливаются и
фиксируются в нормативных и
нормативно-технических
При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, действуют примерно по такой схеме:
Рисунок 1 – Схема работы по качеству
Примечание
– Источник: [5]
Но прежде чем приступать к разработке мероприятий, необходимо иметь соответствующую информацию. Реакция потребителей на качество продукции есть та обратная связь, которая диктует необходимость управление качеством. Источники информации, оценивающей качество продукции потребителями, разнообразны.
В целом документацию по качеству подразделяют на планово-директивную, нормативно-технологическую, по техническому контролю, юридически правовую и отчётно-информационную.
Планово-директивные документы выполняют наиболее важную функцию в управлении качеством – функцию проектирования и прогнозирования улучшения качества во всех его аспектах.
Нормативно-
Качество
продукции связано с понятиями
свойство продукции и полезность
продукции. Свойство определяет объективные
стороны объекта без оценивания
важности этих свойств для потребителя
(например технический уровень продукции)
Требования:
-текущие и перспективные;
-общие и специфические (определяются преимущественно условиями их использования).
Факторы, влияющие на качество продукции:
-общественные ожидания, субъективные настроения потребителей;
-качество проекта (совершенство конструкции);
-качество исполнения (совершенство технологий);
-уровень конкурентоспособности рынка.
Необходимость учитывать субъективную сторону восприятия свойств продукции делает проблему оценки качества достаточно сложной[9].
Факторы, влияющие на сохранение качества:
-влажность;
-свет;
-состав воздуха;
-механические факторы;
-биологические.
В результате этих воздействий происходят различные изменения.
Национальная
экономика от высококачественной продукции
имеет ряд преимуществ: увеличение
экспортного потенциала и доходной
части платежного баланса страны,
повышение жизненного уровня населения
и авторитета государства в мировом
сообществе. Ухудшение качества продукции
приводит к появлению обратных тенденций
уменьшению объема продаж, прибыли
и рентабельности, снижению экспорта,
национального богатства и
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, так как оно обеспечивает ее конкурентоспособность.
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке[8].
Новейший
подход к стратегии
Качество
- синтетический показатель, отражающий
совокупное проявление многих факторов
- от динамики и уровня развития национальной
экономики до умения организовать и
управлять процессом
Потребительная
стоимость характеризует
Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.
Качество
прошло многовековой путь развития. Качество
развивалось по мере того, как развивались,
разнообразились и множились
общественные потребности и возрастали
возможности производства по их удовлетворению.
Эволюция понятий качества приведена
в таблице 1.
Таблица 1 - Историческая эволюция понятий качества.
Автор формулировки |
Формулировка определений |
Аристотель
(3 в.до н.э.). |
Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший - плохой». |
Гегель
(19 в. н.э.) |
Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. |
Китайская версия | Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов-«равновесие» и «деньги» (качество=равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой». |
Шухарт
(1931г) |
Качество имеет
два аспекта:
-объективные физические характеристики, -субъективная
сторона: насколько вещь « |
Исикова
К.
(1950г) |
Качество, которое
реально удовлетворяет |
Джуран
Дж.М.
(1974г) |
Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество - есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям. |
ГОСТ 15467-79 | Качество продукции
- совокупность свойств продукции, обуславливающих
ее пригодность удовлетворять |
Международный стандарт ИСО 8402-86 | Качество –
совокупность свойств и характеристик
продукции или услуг, которые
придают им способность удовлетворять
обусловленные или |
Примечание – Источник: собственная разработка
Управление качеством – это «специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более в совместной деятельности».
Предложенный подход позволяет выделить основные составляющие процесса управления, включающие:
-процесс превращения цели в согласованную деятельность;
-функционирование системы управления, взаимодействие звеньев;
-разработку управленческих решений;
-деятельность менеджера во времени и пространстве;
-последовательность действий, составляющих управление (воздействие);
-процесс формирования воздействия; решение проблем развития предприятия.
Управление
качеством продукции
а)разработка плана повышения качества, новых требований к качеству продукции;
б)оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям;
в)при необходимости принятие мер воздействия на процесс создания ценности (качества);
г)изучение условий эксплуатации, потребления продукции с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.
д)управление качеством предполагает регулирование свойств продукции: технико-экономических, социально-экономических.
Важнейшей задачей управления качеством продукции и услуг является обеспечение оптимального уровня качества через определение экономического эффекта от его повышения как на стадии производства и реализации, так и на стадии потребления и эксплуатации[1].
С
течением времени представления
об управлении качеством включали все
новые и новые элементы, требовали
усиления интеграции деятельности различных
служб и подразделений