Пути повышения качества продукции (на примере ОАО Осиповичский завод автомобильных агрегатов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Содержание

Введение
1.Роль и значение показателя качество в экономике предприятия
1.1Основные понятия и категории качества
1.2Система показателей качества
1.3Зарубежный опыт повышения уровня качества продукции
2Анализ уровня качества продукции на Осиповичском заводе автомобильных агрегатов
2.1Организационно экономическая характеристика ОЗАА
2.2Оценка качества продукции
2.3Расчет показателей качества продукции
3.Направления повышения уровня качества продукции на ОЗАА
3.1Пути повышения качества продукции на ОЗАА
3.2Расчет экономической эффективности от реализации предлагаемых мероприятий по повышению уровня качества продукции.

Работа содержит 13 файлов

1 часть.docx

— 44.33 Кб (Открыть, Скачать)

2 часть.docx

— 50.06 Кб (Открыть, Скачать)

3 часть.docx

— 26.24 Кб (Открыть, Скачать)

~$тульник.doc

— 162 байт (Скачать)

Введение.docx

— 16.76 Кб (Открыть, Скачать)

заключение.docx

— 14.45 Кб (Открыть, Скачать)

литература.docx

— 14.44 Кб (Открыть, Скачать)

литература1.docx

— 15.41 Кб (Открыть, Скачать)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 119.66 Кб (Скачать)

    1 Роль и значение понятия качество в  экономике предприятия. 
     

  
    1. Основные  понятия и категории  качества.
 

    Качество  продукции в условиях современного производства важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять  постоянное внимание. Заниматься качеством  должны все участники производственного  процесса от директора предприятия  до конкретного исполнителя любой  операции. Улучшение качества продукции  важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного  производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством  продукции и эффективностью производства [7].

       Качество – это объективно  существующая совокупность свойств  и характеристик изделия, которая  определяет его пригодность для  использования по назначению. Эти  свойства и характеристики формируются  при создании продукции  и  в зависимости от требований  заказчиков могут быть самыми  разнообразными как по уровню, так и по сочетанию. Поэтому  под обеспечением качества логично  понимать процесс формирования  необходимых свойств и характеристик  продукции. И не только процесс,  но и результат, когда говорят,  что требуемое качество обеспечено.

    Качество продуктов и услуг является стандартизированной категорией.

    Требования  к качеству устанавливаются и  фиксируются в нормативных и  нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных  стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических  картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Также можно отметить такую характеристику качества, как неустойчивость, изменчивость качества продукции, которая проявляется  не только в двух общих тенденциях физического и  морального старения. Имеют место так называемые частные  отклонения качества от установленных  требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической  и технологической природой, а  условиями внешнего характера: нарушениями  правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью  которого изготовляется и используется продукция, и т. д. Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и  изменчивость потребностей. Параметры  продукции могут строго соответствовать  нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе. Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело[3].

     При организации  рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, действуют  примерно по такой схеме:

    

     Рисунок 1 – Схема  работы по качеству

    Примечание  – Источник: [5] 

    Но  прежде чем приступать к разработке мероприятий, необходимо иметь соответствующую  информацию. Реакция потребителей на качество продукции есть та обратная связь, которая диктует необходимость  управление качеством. Источники информации, оценивающей качество продукции  потребителями, разнообразны.

    В целом документацию по качеству подразделяют на планово-директивную, нормативно-технологическую, по техническому контролю, юридически правовую и отчётно-информационную.

    Планово-директивные  документы выполняют наиболее важную функцию в управлении качеством  – функцию проектирования и прогнозирования  улучшения качества во всех его аспектах.

    Нормативно-технологические  документы – это госты на исходные материалы и готовую продукцию, методики производства, паспорта изделий, технологические карты и предписания, документы аттестации обуви, трудовые нормативы качества[2].

    Качество  продукции связано с понятиями  свойство продукции и полезность продукции. Свойство определяет объективные  стороны объекта без оценивания важности этих свойств для потребителя (например технический уровень продукции), а полезность - способность продукции  приносить пользу и удовлетворять  конкретного потребителя. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

      Требования:

    -текущие и перспективные;

    -общие и специфические (определяются преимущественно условиями их использования).

    Факторы, влияющие на качество продукции:

    -общественные ожидания, субъективные настроения потребителей;

    -качество проекта (совершенство конструкции);

    -качество исполнения (совершенство технологий);

    -уровень конкурентоспособности рынка.

    Необходимость учитывать субъективную сторону  восприятия свойств продукции делает проблему оценки качества достаточно сложной[9].

    Факторы, влияющие на сохранение качества:

    -влажность;

    -свет;

    -состав воздуха;

    -механические факторы;

    -биологические.

    В результате этих воздействий происходят различные изменения.

    Национальная  экономика от высококачественной продукции  имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения  и авторитета государства в мировом  сообществе. Ухудшение качества продукции  приводит к появлению обратных тенденций  уменьшению объема продаж, прибыли  и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа. Отсюда вытекает необходимость  постоянной, целенаправленной, кропотливой  работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции.

    Рыночная  экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, так как оно обеспечивает ее конкурентоспособность.

    В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке[8].

    Новейший  подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижения издержек производства.

    Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и  управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной  единице. Вместе с тем мировой  опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются  факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности. Являясь продуктом труда, качество товара - категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительской стоимостью.

    Потребительная  стоимость характеризует способность  вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость  может в различной степени  удовлетворять потребность. Поэтому  качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности  и полезности.

    Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.

    Качество  прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились  общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Эволюция понятий качества приведена  в таблице 1.  

Таблица 1 - Историческая эволюция понятий качества.

    Автор формулировки       Формулировка определений качества.
    Аристотель 

    (3 в.до н.э.).

Различие между  предметами. Дифференциация по признаку «хороший - плохой».
    Гегель 

    (19 в. н.э.)

Качество есть в первую очередь тождественная  с бытием определенность, так что  нечто перестает быть тем, что  оно есть, когда оно теряет свое качество.
    Китайская версия Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов-«равновесие» и «деньги» (качество=равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».
    Шухарт

    (1931г)

Качество имеет  два аспекта:

-объективные  физические характеристики,

-субъективная  сторона: насколько вещь «хороша».

    Исикова К.

    (1950г)

Качество, которое  реально удовлетворяет потребителей.
    Джуран  Дж.М.

    (1974г)

Пригодность для  использования (соответствие назначению). Качество - есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию  такой, чтобы она удовлетворяла  этим требованиям.
    ГОСТ 15467-79 Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением.
    Международный стандарт ИСО 8402-86 Качество –  совокупность свойств и характеристик  продукции или услуг, которые  придают им способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности.

    Примечание  – Источник: собственная разработка

    Управление качеством – это «специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более в совместной деятельности».

    Предложенный  подход позволяет выделить основные составляющие процесса управления, включающие:

      -процесс превращения цели в согласованную деятельность;

    -функционирование системы управления, взаимодействие звеньев;

    -разработку управленческих решений;

    -деятельность менеджера во времени и пространстве;

    -последовательность действий, составляющих управление (воздействие);

    -процесс формирования воздействия; решение проблем развития предприятия.

    Управление  качеством продукции предполагает работу по следующим направлениям:

    а)разработка плана повышения качества, новых требований к качеству продукции;

    б)оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям;

    в)при необходимости принятие мер воздействия на процесс создания ценности (качества);

    г)изучение условий эксплуатации, потребления продукции с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.

    д)управление качеством предполагает регулирование свойств продукции: технико-экономических, социально-экономических.

    Важнейшей задачей управления качеством продукции  и услуг является обеспечение  оптимального уровня качества через  определение экономического эффекта  от его повышения как на стадии производства и реализации, так и  на стадии потребления и эксплуатации[1].

    С течением времени представления  об управлении качеством включали все  новые и новые элементы, требовали  усиления интеграции деятельности различных  служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно  предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается  в структуризации и развертывании  целей, а затем проектировании системы  организации и мотивации достижения этих целей.

РЕФЕРАТ курсовой.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

Спосок литературы.docx

— 11.20 Кб (Открыть, Скачать)

термины.docx

— 15.44 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Пути повышения качества продукции (на примере ОАО Осиповичский завод автомобильных агрегатов)