Планирование хозяйственной деятельности организации, как центральное звено управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение планирования, как центрального звена управления на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотрение сущности планирования и требования к нему; изучение принципов планирования; рассмотрение видов планирования, стратегическое, текущее и оперативное; анализ планирования деятельности предприятия на конкретном примере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1
Сущность и функции планирования в управлении………………………….4
1.1 Сущность и задачи планирования………………………………………...4
1.2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь……………………...7
1.3 Принципы и методы планирования……………………………………....10
1.4 Функции и структура плановых служб предприятия……………………13
ГЛАВА 2
Организационно-экономическая характеристика предприятия…………….17
2.1 Общая характеристика организации и структура аппарата управления предприятием…………………………………………………………………...17
2.2 Характеристика розничной торговой сети и складского хозяйства предприятия……………………………………………………………………..20
2.3 Маркетинговая и коммерческая деятельность предприятия…………….22
2.4 Эффективность торговой деятельности предприятия……………………26
ГЛАВА 3
Анализ и совершенствование планирования на предприятии, как центрального звена управления………………………………………………..30
3.1 Характеристика и перспективы стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………...30
3.2 Анализ и совершенствование оперативного планирования в системе функций управления предприятием……………………..……………………..34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

экономика курсовая работа.doc

— 475.50 Кб (Скачать)

    К положительным сторонам указанных  договоров можно отнести полноту  условий взаимоотношений между  сторонами договоров, их надлежащее оформление, компактность (на 1 – 2-х листах).

    К недостаткам в содержании договоров  можно отнести следующее:

    — договор с РУП «Минск Кристалл»  не имеет разграничений по разделам, что затрудняет работу с ним;

    — пункт 8 договора с ОДО «Мостра-Групп» гласит, что споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора, подлежат разрешению в Хозяйственном суде. В данном случае не предлагается использовать досудебное разрешение споров путем переговоров (данный способ проще и короче во времени);

    — п. 4.5. договора с ОАО «Коммунарка» определяет, что размер пени за просрочку  оплаты товара составляет 0,5 % от стоимости  неоплаченного в срок товара. Таким  образом, если просрочка оплаты товара превысила 200 дней размер пени превысит сумму стоимости поставленного товара, что для покупателя, если у него возникнут какие-либо затруднения с денежными средствами, экономически невыгодно. Проведем анализ поставщиков товаров. Результаты представлены в следующей таблице 2.1:

    Таблица 2.1 – Анализ поставщиков товаров

Поставщики  товаров Ассортимент Объем закупки, руб. Где заключался договор на поставку товаров
ОАО «Городской молочный завод № 1» Сметана «Традиционная» 800 000     На  переговорах
Молоко  «Детское» 640 000
Молоко  топленое 486 320
Молоко  «Крынка» 1 140 560
Кефир «Траецкi» 1 255 000
КУП «Минский мясокомбинат» Колбаса «Докторская» 700 000     На  переговорах
Колбаса «Восточная» 400 000
Колбаса «Молочная» 125 000
Колбаса «Любительская» 450 500
Сосиски «Аппетитные» 610 000
РУП «Минск Кристалл» Водка «Водолей» 780 000     На  переговорах
Водка «Минск» 556 930
Вино  «Изабелла» 889 720
Ликер «Малина» 120 000
Вино  «Танго» 422 580
 

    Источник: Самостоятельные расчеты по данным предприятия [5]

    Наибольшие  объемы закупаемых товаров — в  ОАО «Городской молочный завод № 1», это объясняется тем, что молочные товары входят в группу товаров первой необходимости и пользуются устойчивым спросом.

    Объем потребности в квотируемых товарах  определяется Минским горисполкомом  с учетом численности населения, проживающего в г. Минске, норм потребления, продажи этих товаров в течение трех предыдущих лет, состояния покупательского спроса на квотируемые товары. Главное управление потребительского рынка доводит количественные рекомендации до торговых организаций, которые анализируют объем квотируемых товаров за предыдущие 2-3 года и самостоятельно прогнозируют количество на планируемый период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4 Эффективность торговой  деятельности предприятия 

    Одним из показателей оценки эффективности  торговой деятельности является розничный  товарооборот, динамика которого представлена ав таблице 2.2:

Таблица 2.2 - Розничный товарооборот ТПЧУП «Юпитер-Тур» по кварталам 2010 года

Период (квартал) Индекс  цен Предыду-щий  год Фактически  за отчётный год Динамика, %
в действующих  ценах в сопоставимых ценах в действующих  ценах в сопоставимых ценах
I 1,012 264 301 297 114% 113%
II 1,013 228 275 271 121% 119%
III 1,016 220 278 274 126% 124%
IV 1,053 267 312 296 117% 111%
Итого: 1,094 979 1 166 1 139 119% 116%

    Источник: Данные годовых отчетов предприятия [5]

    Например, произведем расчет розничного товарооборота  ТПЧУП за I квартал отчетного года в сопоставимых ценах. Для этого разделим величину розничного товарооборота за I квартал отчетного года в действующих ценах на величину индекса роста цен: 301 / 1,012 = 297. Для расчета динамики роста товарооборота возьмем соотношение величин товарооборота в 2009 (предыдущем) году и в 2010 (отчетном) году в действующих и сопоставимых ценах соответственно: 301 / 264 * 100% = 114%; 297 / 264 * 100% = 113%.

    Из  расчетной таблицы видно, что  наибольший рост товарооборота произошел  в III квартале 2010г. по сравнению с 2009 годом, наименьший — в I. Это связано с изменениями в ассортименте товара в магазине, а также с изменениями покупательских предпочтений.

    В основе кадровой политики предприятия  лежат два основных критерия: образование, соответствующее специальности, и  опыт работы в сфере торговли. Квалификационным минимумом для специалистов, относящихся к административно-управленческому персоналу, является высшее образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

    Оценку  организации труда и его эффективности по основным категориям работников осуществляют экономисты. Для этого проводится анализ численности работников, среднемесячной заработной платы, товарооборота, нагрузки на одного работника за отчетный период и сравнение этих показателей с предыдущим периодом.

    Основным  документом, определяющим формы и  размеры оплаты труда работников ТПЧУП является Положение об образовании  и использовании фонда заработной платы работников, в котором указан порядок начисления и использования  средств фонда заработной платы. Он включает в себя следующие основные положения:

    — использование фонда заработной платы, формируемого за счет себестоимости;

    — использование фонда заработной платы, формируемого за счет прибыли.

    Также для определения размеров и порядка  премирования работников магазина существует Положение о премировании работников ТПЧУП «Юпитер-Тур» за основные результаты хозяйственной деятельности. Оно определяет:

    1. Условия, показатели и размер премирования:

    — работников подразделений;

    — работников аппарата управления и вспомогательной службы (грузчики, уборщицы).

    1. Порядок утверждения, начисления и выплаты премии:

    — основание для расчета размера  премии — данные оперативного учета;

    — конкретный размер премии работника  определяется ежемесячно комиссией  по подведению итогов хозяйственной деятельности;

    — выплата премий производится на основании  приказа директора ТПЧУП.

    Проведем  анализ показателей по труду и  заработной плате на основе данных из статистической отчетности формы  «1-т (торг)». Результаты представлены в  таблице 2.3: 

Таблица 2.3 - Показатели по труду и заработной плате за III квартал 2010 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур» 

    Показатель Фактически  за предыдущий квартал Факт  отчетного года Отклонение
Сумма %
    Товарооборот, млн. руб. 220 278 58 26,36
    Численность работников, чел. 32 34 2 6,25
    Сумма расходов по заработной плате, руб. 57,60 65,70 8,1 14,06
    Уровень расходов по заработной плате, % 26,18 23,63 -2,55 -9,73
    Производительность  труда,

    руб./ чел.

6,86 8,18 1,32 18,93
    Средняя заработная плата на 1 работника, руб. 600 000 644 118 44 118 7,35

    Источник: Данные годовых отчетов предприятия [5]

    Расчет  суммы отклонений произведен вычитанием из статей факта III квартала отчетного года соответствующих величин факта предыдущего квартала (например: 58 = 278 – 220). Расчет % произведен делением соответствующих статей факта III квартала отчетного года на соответствующую величину факта предыдущего квартала (например: 26,36% = 58 / 220 * 100%). Величина уровня расходов по заработной плате получена путем деления суммы расходов по заработной плате к товарообороту соответствующего периода (например: 26,18% = 57,6 / 220 * 100%).

    Из  результатов анализа видно, что  товарооборот в действительных ценах  вырос в III кв. 2007 года на 26,36% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Несмотря на увеличение расходов по заработной плате в отчетном периоде по сравнению с плановым на 8,1 млн. руб. произошло снижение удельного веса расходов по заработной плате на 2,55%. При этом производительность труда работников выросла на 1,32 рублей на человека. Средняя заработная плата на 1 работника выросла за рассматриваемый период на 44118 рублей или на 7,35%. В целом показатели по труду и заработной плате за рассматриваемый период улучшились.

    Основным  путем снижения расходов на заработную плату является снижение доли тарифной части в общем объеме оплаты труда и увеличение премиальной части. В этом случае увеличивается зависимость оплаты труда работников от результатов их труда. Проведем анализ издержек обращения на основе данных из бухгалтерского баланса. Результаты представлены в следующей таблице 2.4: 

Таблица 2.4 - Издержки обращения за III, IV квартал 2007 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур»

Статья  издержек обращения III квартал IV квартал Отклонение
сумма, млн.р. % к уровню сумма, млн.р. % к уровню сумма, млн.р. % к уровню прошлого кварт
1. Транспортные расходы 4,00 1,44% 4,10 1,47% 0,10 2,50
2. Фонд оплаты труда 65,70 23,63% 65,90 23,71% 0,20 0,30
3. Расходы по аренде 5,40 1,94% 5,50 1,98% 0,10 1,85
4. Расходы на содержание здания 1,13 0,41% 1,11 0,40% -0,02 -1,77
5. Амортизация 0,88 0,32% 0,88 0,32% 0,00 0,00
6. Ремонт основных средств 4,31 1,55% 1,60 0,58% -2,71 -62,88
7. Износ МБП 4,99 1,79% 4,98 1,79% -0,01 -0,20
8. Расходы на хранение товара 1,57 0,56% 1,61 0,58% 0,04 2,55
9. Потери товаров 0,81 0,29% 0,80 0,29% -0,01 -1,23
10. Расходы на тару 0,14 0,05% 0,13 0,05% -0,01 -7,14
11. Налоги и отчисления 12,32 4,43% 12,33 4,44% 0,01 0,08
12. Прочие нормируемые затраты 0,59 0,21% 0,61 0,22% 0,02 3,39
13. Расходы по обеспечению условий  труда 0,93 0,33% 0,90 0,32% -0,03 -3,23
14. Прочие расходы 0,25 0,09% 0,24 0,09% -0,01 -4,00
Итого: 103,02 37,06% 100,69 36,22% -2,33 -2,26
Розничный товарооборот, к которому исчислены  издержки обращения 278,00   312,00      

Информация о работе Планирование хозяйственной деятельности организации, как центральное звено управления