Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение планирования, как центрального звена управления на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотрение сущности планирования и требования к нему; изучение принципов планирования; рассмотрение видов планирования, стратегическое, текущее и оперативное; анализ планирования деятельности предприятия на конкретном примере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1
Сущность и функции планирования в управлении………………………….4
1.1 Сущность и задачи планирования………………………………………...4
1.2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь……………………...7
1.3 Принципы и методы планирования……………………………………....10
1.4 Функции и структура плановых служб предприятия……………………13
ГЛАВА 2
Организационно-экономическая характеристика предприятия…………….17
2.1 Общая характеристика организации и структура аппарата управления предприятием…………………………………………………………………...17
2.2 Характеристика розничной торговой сети и складского хозяйства предприятия……………………………………………………………………..20
2.3 Маркетинговая и коммерческая деятельность предприятия…………….22
2.4 Эффективность торговой деятельности предприятия……………………26
ГЛАВА 3
Анализ и совершенствование планирования на предприятии, как центрального звена управления………………………………………………..30
3.1 Характеристика и перспективы стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………...30
3.2 Анализ и совершенствование оперативного планирования в системе функций управления предприятием……………………..……………………..34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1
Сущность и функции планирования в управлении………………………….4
1.1 Сущность и
задачи планирования……………………………
1.2 Система планов
на предприятии и их
1.3 Принципы и
методы планирования……………………………
1.4 Функции и
структура плановых служб
ГЛАВА 2
Организационно-экономическая характеристика предприятия…………….17
2.1 Общая характеристика
организации и структура
2.2 Характеристика
розничной торговой сети и
складского хозяйства
2.3 Маркетинговая и коммерческая деятельность предприятия…………….22
2.4 Эффективность
торговой деятельности
ГЛАВА 3
Анализ и совершенствование
планирования на предприятии, как центрального
звена управления……………………………………
3.1 Характеристика
и перспективы стратегического
планирования на предприятии………
3.2 Анализ и
совершенствование оперативного планирования
в системе функций управления предприятием……………………..……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Целью данной курсовой работы является изучение планирования, как центрального звена управления на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотрение сущности планирования и требования к нему; изучение принципов планирования; рассмотрение видов планирования, стратегическое, текущее и оперативное; анализ планирования деятельности предприятия на конкретном примере.
В качестве объекта курсовой работы выступило Торгово-производственное частное унитарное предприятие «ЮПИТЕР-ТУР» Минской области.
Методической базой выполнения курсовой работы явился универсальный диалектический метод. На его основе использованы монографический, расчетно-конструктивный и аналитический методы.
Для
написания курсовой работы были использованы
учебные пособия, данные из годовых
отчётов предприятия, бизнес-плана,
первичной документации.
1.
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
ПЛАНИРОВАНИЯ В
УПРАВЛЕНИИ
1.1.
Сущность и задачи планирования
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования, как считает В.Н.Шимов [21, с. 406] .
План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.
План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах, утверждает Гончаров В.И. [6, с. 146].
Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции по мнению М.К.Жудро объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия [8, с. 382].
Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
В
современном отечественном
Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.
Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.
Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся, как считают Авдеева Т.Г. и В.С.Печень [13, с. 174]:
формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
планирование
основных средств достижения поставленных
целей и задач, выбор или создание
необходимых средств для
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.
В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.
Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.
Конечным
результатом планирования является
ожидаемый экономический
1.2.
Система планов
на предприятии
и их взаимосвязь
В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п. [17, с. 86]
Оперативно-
Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:
по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;