Планирование хозяйственной деятельности организации, как центральное звено управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение планирования, как центрального звена управления на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотрение сущности планирования и требования к нему; изучение принципов планирования; рассмотрение видов планирования, стратегическое, текущее и оперативное; анализ планирования деятельности предприятия на конкретном примере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1
Сущность и функции планирования в управлении………………………….4
1.1 Сущность и задачи планирования………………………………………...4
1.2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь……………………...7
1.3 Принципы и методы планирования……………………………………....10
1.4 Функции и структура плановых служб предприятия……………………13
ГЛАВА 2
Организационно-экономическая характеристика предприятия…………….17
2.1 Общая характеристика организации и структура аппарата управления предприятием…………………………………………………………………...17
2.2 Характеристика розничной торговой сети и складского хозяйства предприятия……………………………………………………………………..20
2.3 Маркетинговая и коммерческая деятельность предприятия…………….22
2.4 Эффективность торговой деятельности предприятия……………………26
ГЛАВА 3
Анализ и совершенствование планирования на предприятии, как центрального звена управления………………………………………………..30
3.1 Характеристика и перспективы стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………...30
3.2 Анализ и совершенствование оперативного планирования в системе функций управления предприятием……………………..……………………..34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

экономика курсовая работа.doc

— 475.50 Кб (Скачать)

Таблица 3.3 - Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости за декабрь месяц 2010 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур»(миллионов рублей)

Пери-оды  месяца Лимит товарных запасов Фактические товарные

запасы

Отклонение  товарных запасов Товароооборот Средние товарные запасы Фактическая товарооборачи-ваемость
Всего Однодневный
сумма дни сумма дни в сумме в днях план факт план факт
1-7 1,50 3,00 1,52 3,04 0,02 0,04 25,00 26,40 3,57 3,77 1,41 0,37
8-15 1,50 3,00 1,54 3,08 0,04 0,08 27,20 27,10 3,40 3,87 0,36
16-23 1,50 3,00 1,50 3,00 0,00 0,00 30,00 32,08 3,75 4,58 0,31
24-31 1,50 3,00 1,08 2,16 -0,42 -0,84 31,00 32,40 3,88 4,63 0,30

    Источник: Данные годовых отчетов предприятия [5]

    Расчет  средних товарных запасов произведен по формуле расчета средней арифметической из величины фактических товарных запасов ((1,52 + 1,54 + + 1,50 + 1,08) / 4 = 1,41. Фактическая товарооборачиваемость получена делением однодневного товарооборота на средние товарные запасы.

    Проанализировав товарные запасы и товарооборачиваемость  можно сделать следующие выводы: фактические товарные запасы на протяжении трех первых четвертей месяца незначительно превышают установленный лимит товарных запасов. Фактический товарооборот в течение месяца превышает планируемые величины, что связано с увеличением покупательского спроса во 2-й половине декабря. Таким образом, на протяжении месяца наблюдается снижение товарооборачиваемости, что является положительным моментом для предприятия (это говорит о повышении уровня товарооборота).

    Основными мероприятиями по нормализации товарных запасов будут следующие:

    — увеличение точности установления лимитов  запасов и планирования товарооборота;

    — строгое соблюдение графиков поставки продукции, недопущение задержек или  слишком раннего завоза;

    — установление скидок с цены на товары, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени, или срок годности которых заканчивается;

    — проведение распродаж и прочих аналогичных  мероприятий для товаров, которые  находятся на складе сверх установленного лимита времени.

    Проведем  анализ розничного товарооборота торговой организации (таблица 3.4): 

Таблица 3.4 - Показатели розничного товарооборота за I квартал 2010 года ТПЧУП «Юпитер-Тур» по отделам 

Отдел Розничный товарооборот, млн. руб. Товарные  запасы Поступление товаров
план факт отклоне-ние

(+, -)

на начало периода на конец  периода
норма-тив факти-ческие отклоне-ние

(+, -)

план факт откло-нение (+, -)
Молочный 24 24,8 0,8 2,8 1,0 1,4 -1,4 22 23 1,0
Хлебо-булочный 4,4 4,5 0,1 0,1 0,0 0,2 0,1 4,2 4,1 -0,1
Безалкогольных  напитков 3,8 3,7 -0,1 0 1,0 0,5 0,5 3,9 4,1 0,2
Итого: 32,2 33 х 2,9 х 2,1 х 30,1 31,2 х

    Источник: Данные годовых отчетов предприятия [5]

    Расчет  отклонений товарооборота, товарных запасов  и поступлений произведен вычитанием плановых величин из фактических (например: по молочному отделу: 0,8 = 24,8 - 24). Проведя анализ розничного товарооборота по трем отделам можно сделать следующие выводы: товарооборот по молочным продуктам превысил плановую величину на 0,8 млн. руб., по хлебобулочным – на 0,1 млн. руб., по напиткам — наблюдается недовыполнение плана на 0,1 млн. руб. Это связано с изменениями покупательских предпочтений. Наблюдается также превышение норматива товарных запасов по всем отделам, за исключением напитков. Наблюдается превышение поступления товаров по молочным товарам — на 1 млн. руб. и напиткам — 0,2 млн. руб. по сравнению с запланированным. Это связано с нарушением графиков поставок данных групп товаров.

Таблица 3.5 - Комплексный анализ показателей розничного товарооборота за декабрь 2010 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур» (миллионов рублей)

Периоды месяца Товарооборот Товарные  запасы Поступление
план факт отклоне-ние

(+, -)

на начало периода на конец  периода
лимит факти-ческие отклоне-ние

(+, -)

план факт откло-нение (+, -)
1-7 25,00 26,40 1,40 1,48 1,50 1,52 0,04 21,00 22,40 1,40
8-15 27,20 27,10 -0,10 1,56 1,50 1,54 -0,02 22,00 23,00 1,00
16-23 30,00 32,08 2,08 1,51 1,50 1,50 -0,01 26,00 27,60 1,60
24-31 31,00 32,40 1,40 1,49 1,50 1,08 -0,41 29,00 31,40 2,40
Итого: 113,20 117,98 х 6,04 х 5,64 х 98,00 104,40 х

    Источник: Данные годовых отчетов предприятия [5]

    Расчет  отклонений товарооборота, товарных запасов  и поступлений произведен вычитанием плановых величин из фактических (например: 1,4 = 26,4 – 25). Проведя комплексный анализ розничного товарооборота, можно сделать следующие выводы: фактический товарооборот превышает плановую величину по всем четвертям месяца, кроме второй (меньше плановой на 0,1 млн. руб.). Это связано также с изменениями покупательских предпочтений. Фактические товарные запасы на конец периода превышают их величину на начало периода, за исключением 1-й четверти месяца. Наблюдается также превышение норматива товарных запасов в первой и во второй четвертях по сравнению с лимитом. Это связано с нарушением графиков поставок товаров. Основными мероприятиями по нормализации товарных запасов и ускорению товарооборачиваемости будут: увеличение точности установления лимитов запасов и планирования товарооборота; строгое соблюдение графиков поставки продукции, недопущение задержек или слишком раннего завоза; установление скидок с цены на товары, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени, или срок годности которых заканчивается; проведение распродаж и прочих аналогичных мероприятий для товаров, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени; сокращение сроков доставки товаров в магазин; ускорение приемки и подготовки товаров к продаже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате работы были сделаны следующие  выводы:

     1.  Планирование — это главная функция управления, так как оно заключается в выборе целей и плана действий по их достижению; это начало управленческого цикла. Оно позволяет скоординировать усилия исполнителей в направлении достижения целей организации. Задачи планирования ТПЧУП «Юпитер-Тур» предусматривают  формирование планов деятельности предприятия в целом и всех его подразделений, обеспечивающих достижение целей. Виды планов предприятия и его подразделений определяются содержанием конкретной планируемой деятельности применительно к определённому уровню управления с учётом действующей на предприятии организационной структуры. Высшая цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей организации, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а  также шансы и риски и выбирать соответствующие мероприятия.

     2. Исходным процессом стратегического управления на ТПЧУП «Юпитер-Тур» является анализ среды, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей организации, выработки ею стратегий поведения, позволяющих реализовать миссию и достичь целей. Исследование внутренней среды определяет слабые и сильные стороны организации. Наиболее распространённый и признанный метод оценки среды — SWOT-анализ. Внешняя среда организации представляет собой совокупность переменных факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны её менеджмента. Выделяют внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.

    3. Анализ реализации задач стратегического планирования организации показывает, что её деятельность в 2010 году более эффективна, чем в 2009. Об этом говорит увеличение товарооборота (на 16% в сопоставимых ценах), увеличение прибыльности, привлечение новых клиентов и увеличившееся их количество. Приемка и хранение товаров и тары в ТПЧУП осуществляются в соответствии с законодательными документами и стандартами. Общая численность работников на декабрь 2010 года составляет 33 человека. Численность административно-управленческого персонала составляет 9 человек. Несмотря на увеличение расходов по заработной плате в III квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 8,1 млн. руб. произошло снижение удельного веса расходов по заработной плате на 2,55%. При этом производительность труда работников выросла на 1,32 рублей на человека. Средняя заработная плата на 1 работника выросла за рассматриваемый период на 44 118 рублей или на 7,35%. что является положительным моментом работы магазина и говорит о правильной организации труда работников предприятия. Взаимоотношения торгового предприятия и основных поставщиков строятся на долговременных договорах, при которых оплата товаров, как правило, осуществляется либо по факту поставки с отсрочкой платежа, либо по мере реализации полученного товара, что позволяет снизить потребность предприятия в оборотном капитале.

    4. В целях совершенствования стратегического  и оперативного планирования  организации предлагается:

    • активнее осуществлять планирование рекламной компании в средствах массовой информации;
    • проводить постоянное планирование и анализ ассортимента в целях его совершенствования;
    • совершенствовать планирование поставок товаров и проводить анализ источников закупки, контролировать работу поставщиков;
    • увеличить точности установления лимитов запасов и планирования товарооборота, путем применения различных методик планирования;
    • строго соблюдать графики поставки продукции, недопущение задержек или слишком раннего завоза;
    • устанавливать скидки с цены на товары, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени, или срок годности которых заканчивается;
    • планировать и проводить распродажи и прочие аналогичные мероприятия для товаров, которые находятся на складе или в торговом зале сверх установленного лимита времени;
    • составлять план логистики и на основе этого сокращать сроки доставки товаров в магазин;
    • ускорить время приемки и подготовки товаров к продаже.

Информация о работе Планирование хозяйственной деятельности организации, как центральное звено управления