Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение планирования, как центрального звена управления на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотрение сущности планирования и требования к нему; изучение принципов планирования; рассмотрение видов планирования, стратегическое, текущее и оперативное; анализ планирования деятельности предприятия на конкретном примере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1
Сущность и функции планирования в управлении………………………….4
1.1 Сущность и задачи планирования………………………………………...4
1.2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь……………………...7
1.3 Принципы и методы планирования……………………………………....10
1.4 Функции и структура плановых служб предприятия……………………13
ГЛАВА 2
Организационно-экономическая характеристика предприятия…………….17
2.1 Общая характеристика организации и структура аппарата управления предприятием…………………………………………………………………...17
2.2 Характеристика розничной торговой сети и складского хозяйства предприятия……………………………………………………………………..20
2.3 Маркетинговая и коммерческая деятельность предприятия…………….22
2.4 Эффективность торговой деятельности предприятия……………………26
ГЛАВА 3
Анализ и совершенствование планирования на предприятии, как центрального звена управления………………………………………………..30
3.1 Характеристика и перспективы стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………...30
3.2 Анализ и совершенствование оперативного планирования в системе функций управления предприятием……………………..……………………..34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39
Таблица 3.3 - Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости за декабрь месяц 2010 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур»(миллионов рублей)
Пери-оды месяца | Лимит товарных запасов | Фактические
товарные
запасы |
Отклонение товарных запасов | Товароооборот | Средние товарные запасы | Фактическая товарооборачи-ваемость | ||||||
Всего | Однодневный | |||||||||||
сумма | дни | сумма | дни | в сумме | в днях | план | факт | план | факт | |||
1-7 | 1,50 | 3,00 | 1,52 | 3,04 | 0,02 | 0,04 | 25,00 | 26,40 | 3,57 | 3,77 | 1,41 | 0,37 |
8-15 | 1,50 | 3,00 | 1,54 | 3,08 | 0,04 | 0,08 | 27,20 | 27,10 | 3,40 | 3,87 | 0,36 | |
16-23 | 1,50 | 3,00 | 1,50 | 3,00 | 0,00 | 0,00 | 30,00 | 32,08 | 3,75 | 4,58 | 0,31 | |
24-31 | 1,50 | 3,00 | 1,08 | 2,16 | -0,42 | -0,84 | 31,00 | 32,40 | 3,88 | 4,63 | 0,30 |
Источник: Данные годовых отчетов предприятия [5]
Расчет
средних товарных запасов произведен
по формуле расчета средней
Проанализировав
товарные запасы и товарооборачиваемость
можно сделать следующие
Основными мероприятиями по нормализации товарных запасов будут следующие:
— увеличение точности установления лимитов запасов и планирования товарооборота;
— строгое соблюдение графиков поставки продукции, недопущение задержек или слишком раннего завоза;
— установление скидок с цены на товары, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени, или срок годности которых заканчивается;
— проведение распродаж и прочих аналогичных мероприятий для товаров, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени.
Проведем
анализ розничного товарооборота торговой
организации (таблица 3.4):
Таблица
3.4 - Показатели розничного товарооборота
за I квартал 2010 года ТПЧУП «Юпитер-Тур»
по отделам
Отдел | Розничный товарооборот, млн. руб. | Товарные запасы | Поступление товаров | |||||||
план | факт | отклоне-ние
(+, -) |
на начало периода | на конец периода | ||||||
норма-тив | факти-ческие | отклоне-ние
(+, -) |
план | факт | откло-нение (+, -) | |||||
Молочный | 24 | 24,8 | 0,8 | 2,8 | 1,0 | 1,4 | -1,4 | 22 | 23 | 1,0 |
Хлебо-булочный | 4,4 | 4,5 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,2 | 0,1 | 4,2 | 4,1 | -0,1 |
Безалкогольных напитков | 3,8 | 3,7 | -0,1 | 0 | 1,0 | 0,5 | 0,5 | 3,9 | 4,1 | 0,2 |
Итого: | 32,2 | 33 | х | 2,9 | х | 2,1 | х | 30,1 | 31,2 | х |
Источник: Данные годовых отчетов предприятия [5]
Расчет отклонений товарооборота, товарных запасов и поступлений произведен вычитанием плановых величин из фактических (например: по молочному отделу: 0,8 = 24,8 - 24). Проведя анализ розничного товарооборота по трем отделам можно сделать следующие выводы: товарооборот по молочным продуктам превысил плановую величину на 0,8 млн. руб., по хлебобулочным – на 0,1 млн. руб., по напиткам — наблюдается недовыполнение плана на 0,1 млн. руб. Это связано с изменениями покупательских предпочтений. Наблюдается также превышение норматива товарных запасов по всем отделам, за исключением напитков. Наблюдается превышение поступления товаров по молочным товарам — на 1 млн. руб. и напиткам — 0,2 млн. руб. по сравнению с запланированным. Это связано с нарушением графиков поставок данных групп товаров.
Таблица 3.5 - Комплексный анализ показателей розничного товарооборота за декабрь 2010 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур» (миллионов рублей)
Периоды месяца | Товарооборот | Товарные запасы | Поступление | |||||||
план | факт | отклоне-ние
(+, -) |
на начало периода | на конец периода | ||||||
лимит | факти-ческие | отклоне-ние
(+, -) |
план | факт | откло-нение (+, -) | |||||
1-7 | 25,00 | 26,40 | 1,40 | 1,48 | 1,50 | 1,52 | 0,04 | 21,00 | 22,40 | 1,40 |
8-15 | 27,20 | 27,10 | -0,10 | 1,56 | 1,50 | 1,54 | -0,02 | 22,00 | 23,00 | 1,00 |
16-23 | 30,00 | 32,08 | 2,08 | 1,51 | 1,50 | 1,50 | -0,01 | 26,00 | 27,60 | 1,60 |
24-31 | 31,00 | 32,40 | 1,40 | 1,49 | 1,50 | 1,08 | -0,41 | 29,00 | 31,40 | 2,40 |
Итого: | 113,20 | 117,98 | х | 6,04 | х | 5,64 | х | 98,00 | 104,40 | х |
Источник: Данные годовых отчетов предприятия [5]
Расчет отклонений товарооборота, товарных запасов и поступлений произведен вычитанием плановых величин из фактических (например: 1,4 = 26,4 – 25). Проведя комплексный анализ розничного товарооборота, можно сделать следующие выводы: фактический товарооборот превышает плановую величину по всем четвертям месяца, кроме второй (меньше плановой на 0,1 млн. руб.). Это связано также с изменениями покупательских предпочтений. Фактические товарные запасы на конец периода превышают их величину на начало периода, за исключением 1-й четверти месяца. Наблюдается также превышение норматива товарных запасов в первой и во второй четвертях по сравнению с лимитом. Это связано с нарушением графиков поставок товаров. Основными мероприятиями по нормализации товарных запасов и ускорению товарооборачиваемости будут: увеличение точности установления лимитов запасов и планирования товарооборота; строгое соблюдение графиков поставки продукции, недопущение задержек или слишком раннего завоза; установление скидок с цены на товары, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени, или срок годности которых заканчивается; проведение распродаж и прочих аналогичных мероприятий для товаров, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени; сокращение сроков доставки товаров в магазин; ускорение приемки и подготовки товаров к продаже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы были сделаны следующие выводы:
1. Планирование — это главная функция управления, так как оно заключается в выборе целей и плана действий по их достижению; это начало управленческого цикла. Оно позволяет скоординировать усилия исполнителей в направлении достижения целей организации. Задачи планирования ТПЧУП «Юпитер-Тур» предусматривают формирование планов деятельности предприятия в целом и всех его подразделений, обеспечивающих достижение целей. Виды планов предприятия и его подразделений определяются содержанием конкретной планируемой деятельности применительно к определённому уровню управления с учётом действующей на предприятии организационной структуры. Высшая цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей организации, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски и выбирать соответствующие мероприятия.
2. Исходным процессом стратегического управления на ТПЧУП «Юпитер-Тур» является анализ среды, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей организации, выработки ею стратегий поведения, позволяющих реализовать миссию и достичь целей. Исследование внутренней среды определяет слабые и сильные стороны организации. Наиболее распространённый и признанный метод оценки среды — SWOT-анализ. Внешняя среда организации представляет собой совокупность переменных факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны её менеджмента. Выделяют внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.
3.
Анализ реализации задач стратегического
планирования организации показывает,
что её деятельность в 2010 году более эффективна,
чем в 2009. Об этом говорит увеличение товарооборота
(на 16% в сопоставимых ценах), увеличение
прибыльности, привлечение новых клиентов
и увеличившееся их количество. Приемка
и хранение товаров и тары в ТПЧУП осуществляются
в соответствии с законодательными документами
и стандартами. Общая численность работников
на декабрь 2010 года составляет 33 человека.
Численность административно-
4.
В целях совершенствования