Планирование хозяйственной деятельности организации, как центральное звено управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение планирования, как центрального звена управления на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотрение сущности планирования и требования к нему; изучение принципов планирования; рассмотрение видов планирования, стратегическое, текущее и оперативное; анализ планирования деятельности предприятия на конкретном примере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1
Сущность и функции планирования в управлении………………………….4
1.1 Сущность и задачи планирования………………………………………...4
1.2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь……………………...7
1.3 Принципы и методы планирования……………………………………....10
1.4 Функции и структура плановых служб предприятия……………………13
ГЛАВА 2
Организационно-экономическая характеристика предприятия…………….17
2.1 Общая характеристика организации и структура аппарата управления предприятием…………………………………………………………………...17
2.2 Характеристика розничной торговой сети и складского хозяйства предприятия……………………………………………………………………..20
2.3 Маркетинговая и коммерческая деятельность предприятия…………….22
2.4 Эффективность торговой деятельности предприятия……………………26
ГЛАВА 3
Анализ и совершенствование планирования на предприятии, как центрального звена управления………………………………………………..30
3.1 Характеристика и перспективы стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………...30
3.2 Анализ и совершенствование оперативного планирования в системе функций управления предприятием……………………..……………………..34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

экономика курсовая работа.doc

— 475.50 Кб (Скачать)

    Существуют  также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный. В зависимости  от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

    Расчетно-аналитический  метод основан на расчленении  выполняемых работ и группировке  используемых ресурсов по элементам  и взаимосвязи, анализе условий  наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

    Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а  также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

    Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

      В процессе планирования ни  один из рассматриваемых методов  не применяется в чистом виде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Функции и структура плановых служб предприятия 

    В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный  подход, основанный на всестороннем и  последовательном изучении состояния  предприятия, его внутренней и внешней  среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия [2,3,4]:

    Как выделить систему, деятельность которой  мы собираемся планировать?

    В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?

    Как организовано предприятие и как  оно функционирует в действительности?

    Какая политика и практика предприятия  действуют в настоящий период?

    Каковы  главные приоритеты руководства  предприятия?

    Как работало предприятие в прошлом  и как оно работает сейчас?

    Какова  структура акционерного капитала?

    Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?

    Какие законы и правительственные постановления  влияют на работу предприятия, и каким  образом?

    Полученные  в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию. Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д. Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

    В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов. Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор - главный экономист - планово-экономическое управление - планово-финансовый отдел - планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет. При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие "сверху донизу" (рис.1.1).

Рисунок 1.1- Линейно-функциональная структура управления предприятием [4]

    В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных  структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.

    На  крупнейших американских предприятиях все работы по планированию делятся  между многими исполнителями на определенные функции, этапы и сроки [20].

    Центральный плановый отдел формирует цели (30 ноября). Высшее руководство рассматривает  вопросы прибыли, капиталовложений и расширения сбыта.

    Центральный плановый отдел рассылает для  ориентации производственных подразделений записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, размеры прибыли и затрат на предстоящие пять лет.

    Производственные  подразделения выдвигают свои показатели (31 января). Каждое подразделение представляет финансовый план на ближайшие годы и отчет о результатах работы по прогнозированию спроса, действий конкурентов, техническим новшествам. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.

    Центральный плановый отдел утверждает цели и основные финансовые показатели (28 февраля). К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделениями предложенных высшим руководством плановых показателей. Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие (31 марта) и при необходимости изменяют финансовый бюджет на этот период.

    Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.

    Производственные  отделы составляют планы на два года (30 апреля). Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий  рынка и т.д. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.

    Производственные  подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства (30 апреля). Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны осуществляться в течение двух лет.

    Производственные  отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля) по сбыту всех видов выпускаемой  продукции по годам. Наряду с прогнозами сбыта намечается примерная сумма  затрат и ожидаемая прибыль.

    Производственные подразделения представляют (31 мая) сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на пять лет.

    Высшее  руководство принимает решение (30 июня) о распределении финансовых средств на проекты подразделений и общепроизводственные расходы.

    Все службы составляют свои планы и бюджеты (31 августа), которые включаются в  общий план и получают необходимые  финансовые средства.

    Высшее  руководство утверждает все планы  и бюджеты (30 сентября). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ 

ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРЕДПРИЯТИЯ 

2.1 Общая характеристика  организации и  структура аппарата  управления предприятием 

    Торгово-производственное частное унитарное предприятие «ЮПИТЕР-ТУР» (далее — «ТПЧУП», «предприятие», «магазин») создано в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Собственником Предприятия является.

    Предприятие зарегистрировано решением Минского областного исполнительного комитета от 27.09.2007 года № 674, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный, валютный и иные счета, печати и штампы со своим наименованием, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

    Целью деятельности предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

    Предметом деятельности являются:

    — Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

    — Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями.

    — Неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами.

    — Прочие виды деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором  видов деятельности.

    В соответствии со структурой (рис.2.1) аппарата управления ТПЧУП главным руководителем  и представителем предприятия является директор. У директора в подчинении находятся главный бухгалтер, заместитель и заведующий отделом торговли. Заместителю подчиняются экономисты и товароведы ТПЧУП. Заведующему отделом торговли подчиняются продавцы, кассиры, контролер торгового зала, грузчики и уборщицы. Главный бухгалтер заведует вопросами бухгалтерского учета. В его подчинении находится бухгалтерия.

    Заместитель директора отвечает за следующие  направления деятельности предприятия: 
 

 

    Рисунок 2.1 – Структура  управления предприятием

    Источник: Составлена самостоятельно по данным предприятия [19]

    организацию обеспечения необходимыми товарами требуемого качества;

    руководство разработкой проектов планов и балансов материально-технического снабжения, планов создания необходимых запасов  на основе определения потребностей в материальных ресурсах с использованием прогрессивных норм расхода;

    обеспечение подготовки экономистами и товароведами заключения договоров с поставщиками, изучение целесообразности и возможности  установления прямых долгосрочных хозяйственных  связей по поставкам материальных ресурсов и прочее.

    Отдел торговли осуществляет следующие функции:

    — приемка товаров со склада в отдел;

    — реализация товаров оптом и в  розницу;

    — применение прогрессивных форм торгового  обслуживания;

    — создание условий для правильного  выбора товаров покупателями;

    — оформление кассовых и товарных операций, а также выдача покупателям товарных чеков;

    — доведение информации о товарах  до сведения покупателей при продаже  товаров, а также предоставление для ознакомления документов, предусмотренных  законодательством (сертификаты, заключения пр.);

Информация о работе Планирование хозяйственной деятельности организации, как центральное звено управления