Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:09, контрольная работа
Экономика, организация производства является неотъемлемым условием эффективного предпринимательства. Развитие, становление и дальнейшее углубление рыночных отношений сопровождается изменениями в деятельности предприятий. Они связаны с углублением финансовой самостоятельности предприятия, совершенствованием методов хозяйствования, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности.
Введение стр.
Функции и задачи планирования. стр.
Планирование и управление предприятием. стр.
Технология планирования. стр.
Структура планов предприятия. стр.
Отраслевые особенности планирования. стр.
Заключение стр.
Список литературы. стр.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение стр.
Заключение стр.
Список литературы.
стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Экономика, организация производства является неотъемлемым условием эффективного предпринимательства. Развитие, становление и дальнейшее углубление рыночных отношений сопровождается изменениями в деятельности предприятий. Они связаны с углублением финансовой самостоятельности предприятия, совершенствованием методов хозяйствования, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности.
В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленного предприятия состоит в обоснованном определении основных направлений развития производства, с учетом существующих и возможных ресурсов, источников обеспечения, а также спроса потребителей.
Разработка и формализация планов, определяющих будущее состояние, не является прерогативой только крупных компаний, а жизненной необходимостью любой организации.
Планирование
побуждает руководство думать о
будущем, заставляет компанию определять
свои цели и политику, приводит к лучшей
согласованности в работе и дает объективные
показатели эффективности работы.
1. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Всякий, кто всерьез
хочет заниматься предпринимательской
деятельностью и получать прибыль
в рыночной среде, должен иметь хорошо
продуманный и всесторонне обоснованный
детальный план – документ, определяющий
стратегию и тактику ведения бизнеса,
выбор цели, техники, технологии, организации
производства и реализации продукции.
Наличие хорошо разработанного плана
позволяет активно развивать предпринимательство,
привлекать инвесторов, партнеров и кредитные
ресурсы. Он дает также возможность:
• определить пути и способы достижения
поставленных целей;
• максимально использовать конкурентные
преимущества предприятия;
• предотвратить ошибочные действия;
• отследить новые тенденции в экономике,
технике и технологии и использовать их
в своей деятельности;
• доказать и демонстрировать обоснованность,
надежность и реализуемость проекта;
• смягчить влияние слабых сторон предприятия;
• определить потребность в капитале
и денежных средствах;
• своевременно принять защитные меры
против разного рода рисков;
• полнее использовать инновации в своей
деятельности;
• объективнее оценивать результаты производственной
и коммерческой деятельности предприятия;
• обосновать экономическую целесообразность
направления развития предприятия (стратегия
проекта).
Одновременно план является руководством
к действию и исполнению. Он используется
для проверки идей, целей, для повышения
эффективности управления предприятием
и прогнозирования результатов деятельности.
По мере реализации и изменения обстоятельств,
план может уточняться путем корректировок
соответствующих показателей.
Постоянное приведение бизнес-плана в
соответствие с новыми условиями дает
возможность использовать его в качестве
инструмента оценки практических результатов
работы предприятия.
Эффективно организованный бизнес является
важнейшим симптомом его «финансового
здоровья», предпосылкой обеспечения
устойчивого роста и достижения высоких
конечных результатов его хозяйственной
деятельности в целом.
Планирование — это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:
• цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);
• средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
• правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
• этапы и сроки выполнения работ;
• исполнители плана по срокам и видам работ;
• методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов.
Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2—3 года. Любые просчеты при этом грозят убытками и даже полным разорением. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.
Планирование, административное управление и контроль за деятельностью производственного предприятия неразрывно связаны. В зарубежной практике они нередко объединяются одним понятием «менеджмент».
Аналогичного подхода к планированию и управлению производством придерживаются специалисты почти всех стран. По мнению канадского бизнесмена Д. Доила, «план предпринимательского бизнеса является основой контракта между предпринимателем и финансистом-вкладчиком. Это общепринятый прием менеджмента, который используется корпорациями и учреждениями всех размеров для того, чтобы установить цель и предложить пути ее достижения. Он, как правило, составляется на несколько лет — обычно на 5 лет. Совет директоров развивающейся компании полагается на долгосрочный план, как на дорожную карту». Хороший план, по мнению Д. Доила, — одно из главных условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного плана действий, гарантия провала фирмы.
Предположение,
что рынок исключает
Например, итальянский концерн «Фиат», который по масштабам производства приближается к среднему отраслевому министерству бывшего СССР, уже с начала 1970-х годов стал работать по утвержденным трехлетним планам, а с 1986 г. перешел на пятилетнее планирование. При этом менеджеры концерна «Фиат» добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех входящих в его орбиту подразделений, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплектующих изделий. Пятилетние планы концерна «Фиат» непосредственно увязываются с текущим и оперативно-производственным планированием. По завершении каждого года пятилетнего долгосрочного плана он корректируется на следующие пять лет с учетом фактических результатов работы концерна в прошедшем году. Постоянно корректируя долгосрочные планы, концерн все время имеет перспективу на пятилетку. При этом непрерывное планирование включает и постоянную корректировку нормативов.
Стратегический
план, по оценкам менеджеров концерна,
устанавливает направление развития фирмы
и конечные результаты, которые надлежит
достичь в будущем. За выбор этого направления
несет ответственность высшее руководство,
которое определяет цели и приоритеты
фирмы. Текущее и оперативное планирование,
организация текущей деятельности концерна
являются обязанностью руководителей
структурных подразделений, которые определяют
средства и методы достижения поставленных
целей. Исходя из задач долгосрочного
плана руководители нижнего звена в деталях
доводят план деятельности концерна на
каждый отрезок времени до каждого рабочего
места.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
Переход производственных предприятий в России на условия рынка, полное самоуправление и самофинансирование предусматривает:
Прибыль становится основой успешной деятельности предприятий как главный обобщающий экономический показатель, источник, обеспечивающий экономическое, научно-техническое и социальное развитие. Устанавливается прямая зависимость между ресурсами, эффективностью работы и доходами, которыми самостоятельно распоряжаются предприятия. Возрастает роль внутри производственного планирования. С помощью плана связывается выпуск продукции на предприятии с потребностями рынка. Знать потребности рынка на перспективу и успеть во время доставить на рынок собственную продукцию - главная забота руководителей и специалистов предприятия.
Планирование производства на предприятии — это точное предвидение и программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам.
В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ, а так же расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему. В плане предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ.
План всегда устремлен в будущее. С его помощью на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и природные). Если, скажем, надо изготовить машину, построить дом или, допустим, перевезти 1000 т грузов с одного предприятия на другое, то составляется общий план работы. Он включает следующие обязательные сведения: конкретные исполнители работы, ее сроки, необходимые материалы, оборудование, машины и инструменты, требуемые специалисты и производственный персонал, стоимость работы в денежном выражении и источники финансирования.
Планирование
как метод хозяйственного предвидения
и программирования основан на детальных
расчетах и указаниях. С одной
стороны, в плане содержится задание
на перспективу для всего персонала —
что и когда должен делать каждый работник.
С другой стороны, в нем содержится предписание
для руководителей — какие управленческие
решения поэтапно они должны принимать,
чтобы предприятие достигло поставленной
цели. План — это целевое описание последовательно
связанных действий и событий, в котором
постадийно и до конца планового периода
характеризуется обязательное качественное
и количественное состояние планируемого
объекта. Цели и задачи плана на всех этапах
его исполнения увязываются с ресурсами,
необходимыми для получения заданного
результата. С помощью обратной связи
(ведение учета и отчетности, информационные
потоки в иерархии управления снизу вверх)
ведется контроль исполнения плана, а
при необходимости в него вносятся коррективы.
3. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Технология планирования включает:
Обычно на практике после принятия решения руководством фирмы о содержании общей задачи плана начинается его структурная конкретизация в подразделениях, т. е. установление более конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и т. д. В эту работу включаются все функциональные подразделения и цеха, плановый и финансовый отделы, отдел труда и заработной платы, сбыта продукции и материально-технического обеспечения, бухгалтерия, технический отдел, руководители цехов. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном работы предприятия. Чем тщательнее разработаны разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, выше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности исполнителей (при слабом контроле исполнения). По этой же причине снижается и качество продукции.
Для разработки
плана специалистам по планированию
требуется соответствующая