Конкурентоспособность машиностроительной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение теории анализа и оценке конкурентоспособности машиностроительной продукции;
2. рассмотрение зарубежного опыта повышения конкурентоспособности продукции машиностроения;
3. оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности продукции 4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 4
1.2 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества продукции 7
2. Методические основы оценки конкурентоспособности машиностроительной продукции 12
2.1 Основные показатели конкурентоспособности продукции и система ее оценки 13
2.2 Оценка зарубежного опыта по обеспечению конкурентоспособности товаров 23
2.3 Влияние жизненного цикла продукции на ее конкурентоспособность 35
3. Анализ конкурентоспособности продукции в современных условиях 39
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит» 39
3.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит» 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

     3.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит» 

     Для того чтобы оценить, является ли продукция  предприятия конкурентоспособной, необходимо сопоставить параметры  анализируемого изделия и товара – конкурента, оценить выполнение плана по номенклатуре, рассчитать коэффициент ритмичности, проанализировать какие факторы влияют на изменения объема реализации продукции.

     Оценка  выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и  фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру (табл.1).  

     Табл. 1 - Анализ выполнения контракта на поставку продукции за первое полугодие

Виды  продукции,

по которым  заключен контракт

  

Ед. измере-ния 
Поставка

 продукции  для гос.нужд

Отклонение  от заключенного контракта 
Выполнение плана, % 
по  контрак-ту фактически

выполнено

1.Ведомый диск шт. 10 10 - 100
2.Ведущий вал шт. 10 9 -1 90
3.Опорная вилка шт. 10 10 - 100
4.Возвратная пружина шт. 10 8 -2 80
5.Цилиндр шт. 10 10 - 100
 

     Отклонение  в выполнении обязательств по поставке ведущего вала и возвратной пружины в отчетном периоде на 1 и 2 единицы соответственно (10%, 20 %) должно быть восполнено в последующем периоде.

     Табл. 2 - Анализ ритмичности выпуска продукции за 2009 год (по декадам)

Декады  месяца Выпуск  продукции, тыс. р. Удельный  вес продукции, % Выполнение плана

по ритмичности

 
 
по

плану

фактически по плану фактически тыс. р. %
I квартал 1343625 1346542 25 26 1343625 25
IIквартал 1254500 1287400 24 23 1254500 24
IIIквартал 1472175 1400478 27 26 1400478 26
IVквартал 1304200 1351750 24 25 1304200 24
Итого 5374500 5386170 100 100 5302803 29
 

     Коэффициент ритмичности равен 99%. Данные таблицы  показывают, что предприятие в  течение 2009 года работало ритмично, допускались незначительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в третьем квартале, что пришлось компенсировать в четвертом квартале года.

     Табл. 3 - Анализ факторов изменения объема реализации, тыс. р.

Показатели По плану По отчету Влияние факторов на объем реализации
А 1 2 3
1.Остаток готовой продукции на начало отчетного года 207000 213000 +6000
2.Выпуск  продукции 5374500 5386170 +11670
3.Остаток  готовой продукции на конец  года 390000 429000 +39000
4.Отгрузка  продукции 5191500 5170170 -21330
5.Остаток  товаров отгруженных:

а) на начало года

150000 214000 +64000
б) на конец года 1584000 1486000 -98000
6.Разные  поступления - - -
7.Реализация  продукции за год 3757500 3898170 +36330
 

     Данные  табл. 3 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продукции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остатков товаров, отгруженных на конец года. Отрицательное влияние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.

     Для оценки конкурентоспособности продукции  необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции по методике, приведенной во второй главе данной работы.

     Таблица 4 – Единичные и групповые показатели конкурентоспособности двигателя автомобиля «ВАЗ 2110»

Показатель Оцениваемый вариант  изделия Изделие конкурента
G
Технические параметры
Число цилиндров 5 5 1 0,15 0,15
Диаметр цилиндров, мм 93 93 1 0,25 0,25
Ход поршня, мм 92 93 0,99 0,2 0,198
Рабочий объем, л 2.0 2,2 0,9 0,1 0,09
Итого - - - - 0,688
Экономические параметры
Цена, т.р. 45 49 0,92 0,6 0,552
Итого - - - - 0,552
 

     По  данным таблицы можно сделать  вывод о том, что оцениваемый  двигатель уступает базовому образцу  по техническим параметрам, но превосходит  его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: .

     Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

     Важное  направление повышения конкурентоспособности  продукции - совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса. 
 
 

     Заключение 

     О конкурентоспособности машиностроительной продукции сегодня говорят все больше и больше руководителей предприятий. Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

     Термин  «конкурентоспособность» применяют  относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности  занимаются специалисты в области  маркетинга, менеджмента, товароведения, микро и макроэкономики. Тем не менее, главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает прибыль. Следовательно, конкурентоспособность именно продукции является базовым понятием конкуренции.

      Конкурентоспособность является интегральным показателем  развития экономики на уровне государства, отраслей, регионов, предприятий, экономических, научно-технических, качественных, экологических  характеристик товаров (продукции, услуг) на международных и внутренних рынках. Нормальным является состояние, когда товары (продукция, услуги), поставляемые на внутренние рынки, соответствуют международным стандартам и являются конкурентоспособными на международных рынках. В этих вопросах необходимо тесное сотрудничество органов государственного управления и предприятий (корпораций, организаций, фирм). Конкурентоспособность на внутренних рынках не всегда совладает с конкурентоспособностью на международных рынках. Это общеизвестно. Вместе с тем, возможны случаи, когда товары (продукция, услуги), конкурентоспособные на мировом рынке, могут быть либо не востребованы, либо неконкурентоспособны на внутреннем рынке из-за его неразвитости, ограниченной платежеспособности, несовершенства системы ценообразования, низкого общего технического уровня обрабатывающих производств и т.д.

Информация о работе Конкурентоспособность машиностроительной продукции